Общественное обсуждение поправок в конституцию
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественное обсуждение поправок в конституцию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современное состояние и проблемные аспекты формирования гражданского общества в Российской Федерации
(Гончаров И.А., Маркарян С.А.)
("Современное право", 2024, N 6)Таким образом, сегодня институты гражданского общества принимают участие в самых разных аспектах функционирования государства. Следует также отметить активное общественное участие в предложении и обсуждении поправок к Конституции РФ [3, с. 10].
(Гончаров И.А., Маркарян С.А.)
("Современное право", 2024, N 6)Таким образом, сегодня институты гражданского общества принимают участие в самых разных аспектах функционирования государства. Следует также отметить активное общественное участие в предложении и обсуждении поправок к Конституции РФ [3, с. 10].
Статья: Внесение поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года как "локомотив" конституционных реформ в странах СНГ
(Пономаренко А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)После официального опубликования проекта конституции для общественных обсуждений в регионе начались митинги против внесения поправок, касающихся статуса Республики Каракалпакстан, которые переросли в беспорядки и приобрели массовый характер. Самая крупная акция состоялась в региональном центре г. Нукусе 1 июля 2022 г. По версии Правительства Узбекистана, причиной волнений стало "неправильное толкование конституционных реформ некоторыми гражданами" <13>.
(Пономаренко А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)После официального опубликования проекта конституции для общественных обсуждений в регионе начались митинги против внесения поправок, касающихся статуса Республики Каракалпакстан, которые переросли в беспорядки и приобрели массовый характер. Самая крупная акция состоялась в региональном центре г. Нукусе 1 июля 2022 г. По версии Правительства Узбекистана, причиной волнений стало "неправильное толкование конституционных реформ некоторыми гражданами" <13>.
Нормативные акты
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020
"Послание Президента Федеральному Собранию"Уважаемые коллеги, подчеркну, прозвучавшие сегодня предложения, конечно, не ограничивают круг дискуссий вокруг возможных поправок в Конституции. Уверен, что свои идеи выскажут общественные объединения, партии, регионы, юридическое сообщество, граждане страны. Необходимо самое широкое публичное обсуждение. Но, открывая эту дискуссию, хотел бы придать ей определенное направление, как минимум показать, перед какими вызовами мы стоим.
"Послание Президента Федеральному Собранию"Уважаемые коллеги, подчеркну, прозвучавшие сегодня предложения, конечно, не ограничивают круг дискуссий вокруг возможных поправок в Конституции. Уверен, что свои идеи выскажут общественные объединения, партии, регионы, юридическое сообщество, граждане страны. Необходимо самое широкое публичное обсуждение. Но, открывая эту дискуссию, хотел бы придать ей определенное направление, как минимум показать, перед какими вызовами мы стоим.
Постановление СФ ФС РФ от 26.02.2020 N 71-СФ
(ред. от 11.03.2020)
"О Порядке рассмотрения в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"6. Продолжительность выступления докладчика - представителя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству не должно превышать пятнадцати минут, официального представителя Президента Российской Федерации - пятнадцати минут, представителей комитетов Совета Федерации - пяти минут. При обсуждении проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации членами Совета Федерации могут задаваться вопросы официальным представителям Президента Российской Федерации: на вопрос - одна минута; на ответ - до трех минут. Общее время для выступлений членов Совета Федерации устанавливается до 30 минут.
(ред. от 11.03.2020)
"О Порядке рассмотрения в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"6. Продолжительность выступления докладчика - представителя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству не должно превышать пятнадцати минут, официального представителя Президента Российской Федерации - пятнадцати минут, представителей комитетов Совета Федерации - пяти минут. При обсуждении проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации членами Совета Федерации могут задаваться вопросы официальным представителям Президента Российской Федерации: на вопрос - одна минута; на ответ - до трех минут. Общее время для выступлений членов Совета Федерации устанавливается до 30 минут.
Статья: Общественная и (или) публичная власть: проблема соотношения в контексте конституционной реформы 2020 г.
(Маркова Е.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)При обсуждении поправок к Конституции РФ С.А. Авакьян предложил внести в действующую Конституцию РФ гл. 2.1 "Гражданское общество и демократия" <8>, указав на то, что попытка закрепления данного понятия в тексте российской Конституции была предпринята еще в 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР <9>.
(Маркова Е.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)При обсуждении поправок к Конституции РФ С.А. Авакьян предложил внести в действующую Конституцию РФ гл. 2.1 "Гражданское общество и демократия" <8>, указав на то, что попытка закрепления данного понятия в тексте российской Конституции была предпринята еще в 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР <9>.
Статья: Особенности новых прав человека в условиях развития современных нейротехнологий
(Красиков В.И.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 1)И он не остался неуслышанным. В декабре 2020 г. сенат Чили единогласно одобрил законопроект о внесении поправки в Конституцию, направленной на защиту "нейроправ" <3> [8]. Это впечатлило, в свою очередь, Международный комитет ЮНЕСКО по биоэтике, который в январе 2021 г. предложил рекомендации по усилению внимания к обсуждению и тщательной проработке проблемы обозначенных прав [9].
(Красиков В.И.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 1)И он не остался неуслышанным. В декабре 2020 г. сенат Чили единогласно одобрил законопроект о внесении поправки в Конституцию, направленной на защиту "нейроправ" <3> [8]. Это впечатлило, в свою очередь, Международный комитет ЮНЕСКО по биоэтике, который в январе 2021 г. предложил рекомендации по усилению внимания к обсуждению и тщательной проработке проблемы обозначенных прав [9].
Статья: Конституционные преобразования в Российской Федерации и взаимодействие международного и внутригосударственного права: преемственность и новизна
(Морозов А.Н., Каширкина А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Таким образом, совершенно необоснованными видятся позиции некоторых зарубежных и российских авторов, которые утверждают, что поправка к ст. 79 Конституции РФ ставит под сомнение ч. 4 ст. 15 <23>. Кроме того, нельзя согласиться и с авторами, пишущими, что поправка к ст. 79 не обсуждалась экспертами, политиками и общественностью и была принята без обсуждения <24>. Поправка к ст. 79 широко обсуждалась как на экспертном уровне, так и в Общественной палате Российской Федерации, этот вопрос широко дискутировался на площадке Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ <25>.
(Морозов А.Н., Каширкина А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Таким образом, совершенно необоснованными видятся позиции некоторых зарубежных и российских авторов, которые утверждают, что поправка к ст. 79 Конституции РФ ставит под сомнение ч. 4 ст. 15 <23>. Кроме того, нельзя согласиться и с авторами, пишущими, что поправка к ст. 79 не обсуждалась экспертами, политиками и общественностью и была принята без обсуждения <24>. Поправка к ст. 79 широко обсуждалась как на экспертном уровне, так и в Общественной палате Российской Федерации, этот вопрос широко дискутировался на площадке Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ <25>.
Статья: Конституционное развитие нового Китая: к 70-летию первой Конституции КНР
(Трощинский П.В.)
("Закон", 2024, N 9)Обсуждение первого Основного закона страны было настолько широким, что превратилось в общественно-политическое мероприятие общегосударственного масштаба. За три месяца было высказано свыше 1,2 млн предложений, дополнений и поправок. По результатам их анализа в проект конституции было внесено свыше 60 поправок <11>.
(Трощинский П.В.)
("Закон", 2024, N 9)Обсуждение первого Основного закона страны было настолько широким, что превратилось в общественно-политическое мероприятие общегосударственного масштаба. За три месяца было высказано свыше 1,2 млн предложений, дополнений и поправок. По результатам их анализа в проект конституции было внесено свыше 60 поправок <11>.
Статья: Нравственное измерение права как фактор восходящего развития общества и защиты прав человека в условиях новых технологических угроз
(Артемов В.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Одной из важнейших социокультурных скреп всегда выступала и выступает идея справедливости. История свидетельствует, что это имеет прямое отношение к праву, основная миссия которого и заключается в восстановлении справедливости в самом широком смысле слова. Разумеется, в разнообразных частных случаях речь должна идти о разных уровнях и формах выполнения указанной миссии. В любом случае последняя выступает в качестве путеводной звезды или идеала. Конкретизируя, можно выделить такие уровни, как, во-первых, индивидуальный, когда невиновный человек оправдывается, а виновный несет соответствующее наказание, определяемое как многоаспектными и тонкими моральными соображениями, так и формальными пунктами законов и правовых норм; во-вторых, социально-групповой, предполагающий некие конфликты, в основном экономического типа (например, некачественные товары и услуги, несвоевременная выплата заработной платы и т.п.); в-третьих, собственно социальный, выходящий на условия жизни и деятельности общества в целом не только применительно к настоящему, но и к будущему (так, нельзя не сослаться на недавнее всенародное обсуждение и принятие поправок к Конституции РФ).
(Артемов В.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Одной из важнейших социокультурных скреп всегда выступала и выступает идея справедливости. История свидетельствует, что это имеет прямое отношение к праву, основная миссия которого и заключается в восстановлении справедливости в самом широком смысле слова. Разумеется, в разнообразных частных случаях речь должна идти о разных уровнях и формах выполнения указанной миссии. В любом случае последняя выступает в качестве путеводной звезды или идеала. Конкретизируя, можно выделить такие уровни, как, во-первых, индивидуальный, когда невиновный человек оправдывается, а виновный несет соответствующее наказание, определяемое как многоаспектными и тонкими моральными соображениями, так и формальными пунктами законов и правовых норм; во-вторых, социально-групповой, предполагающий некие конфликты, в основном экономического типа (например, некачественные товары и услуги, несвоевременная выплата заработной платы и т.п.); в-третьих, собственно социальный, выходящий на условия жизни и деятельности общества в целом не только применительно к настоящему, но и к будущему (так, нельзя не сослаться на недавнее всенародное обсуждение и принятие поправок к Конституции РФ).
Статья: Мобилизационный демократический конституционализм и конституционные изменения: теоретические, российские и сравнительные аспекты
(Кравец И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)Фактор моделей конституционной мобилизации (в сравнительном контексте). Для разработки моделей конституционной мобилизации обычная методология сравнительного правоведения не во всем подходит. Существует объективная сложность формирования новой методологии в области сравнительного правоведения и как частного случая - сравнительного конституционного права, которая отражала бы не только доктринальный анализ правовых текстов и качественных судебных дел (case study) для понимания различных национальных систем, но и возникающую конвергенцию между классическим сравнительным правом, искусственным интеллектом, правовой информатикой и компьютерными технологиями <24>. Современные формы мобилизации для конституционных изменений комбинируют знания, институты и процедуры, которые вызваны к жизни как новыми технологиями (краудсорсинг, правовая информатика, алгоритмическое управление), так и демократическим участием с использованием делиберативных процедур и институтов. Следовательно, традиционный подход в сравнительном правоведении и в сравнительном конституционном праве требует обогащения в условиях взаимодействия нормативного каркаса конституционализма и информационного общества. Модель всеобщей конституционной мобилизации требует нормативного регулирования конституционных референдумов, а также использования институтов гражданских ассамблей и мини-публик на стадии разработки и обсуждения содержания конституционных поправок или проекта конституции. Модель частичной гражданско-экспертной конституционной мобилизации может оказаться более востребованной в условиях кризиса публичной власти, демократического дефицита или иных ограничивающих условий, однако такая мобилизация должна предполагать включенность широкой профессиональной (юридической) и экспертной аудитории и интерактивных способов формирования и обсуждения конкретных конституционных поправок.
(Кравец И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)Фактор моделей конституционной мобилизации (в сравнительном контексте). Для разработки моделей конституционной мобилизации обычная методология сравнительного правоведения не во всем подходит. Существует объективная сложность формирования новой методологии в области сравнительного правоведения и как частного случая - сравнительного конституционного права, которая отражала бы не только доктринальный анализ правовых текстов и качественных судебных дел (case study) для понимания различных национальных систем, но и возникающую конвергенцию между классическим сравнительным правом, искусственным интеллектом, правовой информатикой и компьютерными технологиями <24>. Современные формы мобилизации для конституционных изменений комбинируют знания, институты и процедуры, которые вызваны к жизни как новыми технологиями (краудсорсинг, правовая информатика, алгоритмическое управление), так и демократическим участием с использованием делиберативных процедур и институтов. Следовательно, традиционный подход в сравнительном правоведении и в сравнительном конституционном праве требует обогащения в условиях взаимодействия нормативного каркаса конституционализма и информационного общества. Модель всеобщей конституционной мобилизации требует нормативного регулирования конституционных референдумов, а также использования институтов гражданских ассамблей и мини-публик на стадии разработки и обсуждения содержания конституционных поправок или проекта конституции. Модель частичной гражданско-экспертной конституционной мобилизации может оказаться более востребованной в условиях кризиса публичной власти, демократического дефицита или иных ограничивающих условий, однако такая мобилизация должна предполагать включенность широкой профессиональной (юридической) и экспертной аудитории и интерактивных способов формирования и обсуждения конкретных конституционных поправок.
Статья: Гражданско-правовая защита от диффамации органов и лиц, выступающих от имени и в интересах государства, в США
(Тельнов А.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Одним из способов защиты, обеспечивающих в праве США средствам массовой информации и журналистам иммунитет от ответственности, является так называемая специальная "защита риторических гипербол" (Rhetorical hyperbole), которая определяется как "экстравагантное преувеличение, используемое для риторического эффекта" <35>. Суть защиты состоит в том, что даже горячая и эмоциональная риторика, используемая при публикации сообщений и обсуждении вопросов, представляющих собой общественный интерес, подпадает под стандарт защиты свободы выражения мнений, предусмотренный Первой поправкой к Конституции США <36>.
(Тельнов А.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Одним из способов защиты, обеспечивающих в праве США средствам массовой информации и журналистам иммунитет от ответственности, является так называемая специальная "защита риторических гипербол" (Rhetorical hyperbole), которая определяется как "экстравагантное преувеличение, используемое для риторического эффекта" <35>. Суть защиты состоит в том, что даже горячая и эмоциональная риторика, используемая при публикации сообщений и обсуждении вопросов, представляющих собой общественный интерес, подпадает под стандарт защиты свободы выражения мнений, предусмотренный Первой поправкой к Конституции США <36>.
Статья: Правовая охрана основного закона субъекта Российской Федерации
(Курятников В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)По нашему мнению, генеральную охрану основного закона субъекта Федерации обеспечивают прежде всего его разработчик, то есть законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ, а также федеральные органы власти: в первую очередь Конституционный Суд РФ, поскольку только ему дано право проверять высший акт субъекта РФ на соответствие федеральной Конституции, а также Президент РФ, Министерство юстиции РФ и некоторые другие. Соответственно, роль иных субъектов сводится либо: 1) к содействию законотворческому процессу в целях получения наиболее качественного основного закона субъекта РФ (изначальное качество законотворческой инициативы зачастую серьезно зависит от субъекта, ее вносящего, деятельность по обсуждению напрямую зависит от качества депутатского корпуса, аппарата законодательного (представительного) органа, наличия и качества государственных и общественных учреждений, вовлекаемых в процесс обсуждения новой конституции (устава) или поправок к ней, самой специальной процедуры принятия нового основного закона субъекта РФ или внесения в него изменений), либо 2) к инициированию проверки основного закона субъекта РФ (полностью либо в части) в Конституционном Суде РФ и последующему отстаиванию своей позиции в процессе рассмотрения дела.
(Курятников В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)По нашему мнению, генеральную охрану основного закона субъекта Федерации обеспечивают прежде всего его разработчик, то есть законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ, а также федеральные органы власти: в первую очередь Конституционный Суд РФ, поскольку только ему дано право проверять высший акт субъекта РФ на соответствие федеральной Конституции, а также Президент РФ, Министерство юстиции РФ и некоторые другие. Соответственно, роль иных субъектов сводится либо: 1) к содействию законотворческому процессу в целях получения наиболее качественного основного закона субъекта РФ (изначальное качество законотворческой инициативы зачастую серьезно зависит от субъекта, ее вносящего, деятельность по обсуждению напрямую зависит от качества депутатского корпуса, аппарата законодательного (представительного) органа, наличия и качества государственных и общественных учреждений, вовлекаемых в процесс обсуждения новой конституции (устава) или поправок к ней, самой специальной процедуры принятия нового основного закона субъекта РФ или внесения в него изменений), либо 2) к инициированию проверки основного закона субъекта РФ (полностью либо в части) в Конституционном Суде РФ и последующему отстаиванию своей позиции в процессе рассмотрения дела.
Интервью: Слово "власть" не должно пугать
("Закон", 2020, N 12)При этом Президент избрал такую форму изменений, которая не предполагает запуск механизма пересмотра Конституции. На мой взгляд, идею реформирования во многом удалось реализовать и без внесения изменений в главы 1, 2 и 9. Этот подход стал плодом определенного компромисса, но мне, например, непонятно, как можно внести понятие единой публичной власти, не затронув ст. 3, в которой записано, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. На заседаниях рабочей группы мы обсуждали необходимость учесть в поправках к Конституции, что власть, исходящая от народа, и есть основа единой публичной власти, которую он осуществляет в определенных формах и обязательно при содействии гражданского общества. Власть ведь осуществляется не только в рамках государства и на уровне местного самоуправления, но и в обществе (и к этому есть прямые отсылки в главе 1), поэтому было важно подчеркнуть роль гражданского общества. Тем не менее, поскольку ст. 3 решили не менять и хотя мысль о гражданском обществе была закреплена, например, в статье, посвященной Правительству, это было сделано совсем не в том объеме, в котором следовало.
("Закон", 2020, N 12)При этом Президент избрал такую форму изменений, которая не предполагает запуск механизма пересмотра Конституции. На мой взгляд, идею реформирования во многом удалось реализовать и без внесения изменений в главы 1, 2 и 9. Этот подход стал плодом определенного компромисса, но мне, например, непонятно, как можно внести понятие единой публичной власти, не затронув ст. 3, в которой записано, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. На заседаниях рабочей группы мы обсуждали необходимость учесть в поправках к Конституции, что власть, исходящая от народа, и есть основа единой публичной власти, которую он осуществляет в определенных формах и обязательно при содействии гражданского общества. Власть ведь осуществляется не только в рамках государства и на уровне местного самоуправления, но и в обществе (и к этому есть прямые отсылки в главе 1), поэтому было важно подчеркнуть роль гражданского общества. Тем не менее, поскольку ст. 3 решили не менять и хотя мысль о гражданском обществе была закреплена, например, в статье, посвященной Правительству, это было сделано совсем не в том объеме, в котором следовало.
Статья: Проблематика концепции публичной власти в субъектах Российской Федерации
(Романчук И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Вместе с тем в 2020 г. во время подготовки предложений о внесении поправок в Конституцию РФ обсуждался вопрос о включении в текст Основного Закона понятия публичной власти. С.А. Авакьян предложил дополнить Конституцию РФ ст. 70.1, в которой сформулировал следующее определение понятия "публичная власть": "На всей территории страны обеспечиваются верховенство и обязательность решений публичной власти как власти многонационального народа России. Публичную власть осуществляют федеральная государственная власть, государственная власть субъектов РФ и местное самоуправление при содействии и под контролем институтов гражданского общества" <12>.
(Романчук И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Вместе с тем в 2020 г. во время подготовки предложений о внесении поправок в Конституцию РФ обсуждался вопрос о включении в текст Основного Закона понятия публичной власти. С.А. Авакьян предложил дополнить Конституцию РФ ст. 70.1, в которой сформулировал следующее определение понятия "публичная власть": "На всей территории страны обеспечиваются верховенство и обязательность решений публичной власти как власти многонационального народа России. Публичную власть осуществляют федеральная государственная власть, государственная власть субъектов РФ и местное самоуправление при содействии и под контролем институтов гражданского общества" <12>.