Обременение объект культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Обременение объект культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предостережение Роспотребнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)...объект права имеет ограничения (обременения) - объект культурного наследия... встроенное нежилое помещение является памятником архитектуры и градостроительства, имеет охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры...
(КонсультантПлюс, 2025)...объект права имеет ограничения (обременения) - объект культурного наследия... встроенное нежилое помещение является памятником архитектуры и градостроительства, имеет охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 47.6 "Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Исходя из совокупности норм права, закрепленных в статьях 209, 210, 216, 296, 298 ГК РФ, статьях 47.1, 47.2, 47.3, 47.6, 48 Федерального закона N 73-ФЗ, правомочия собственника обременены его обязанностью проводить работы по сохранению принадлежащего ему объекта культурного наследия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли в договоре аренды установить арендную плату в виде затрат арендатора по улучшению арендуемого имущества
(КонсультантПлюс, 2025)28.05.2015 Тамбовской городской Думой было принято решение N 1578 об условиях приватизации, в котором определено преимущественное право арендатора - ООО "Ромб" на приобретение нежилого спорного помещения, по цене 9 000 000 руб., с обременением - объект культурного наследия, включенный в реестр объектов культурного наследия, а также определены условия, касающиеся содержания, сохранения и использования объекта недвижимости.
Можно ли в договоре аренды установить арендную плату в виде затрат арендатора по улучшению арендуемого имущества
(КонсультантПлюс, 2025)28.05.2015 Тамбовской городской Думой было принято решение N 1578 об условиях приватизации, в котором определено преимущественное право арендатора - ООО "Ромб" на приобретение нежилого спорного помещения, по цене 9 000 000 руб., с обременением - объект культурного наследия, включенный в реестр объектов культурного наследия, а также определены условия, касающиеся содержания, сохранения и использования объекта недвижимости.
Статья: Споры о последствиях несогласования существенных условий о требованиях в отношении объектов культурного наследия
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Положениями статьи 47.1 Закона об ОКН определено, что требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством, являются ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия. Согласно пункту 6 статьи 48 Закона об ОКН установленные в соответствии с указанным Законом ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу, в том числе при обращении взыскания на объект культурного наследия по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия, при реализации объекта культурного наследия в процедурах банкротства должника - собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия.
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Положениями статьи 47.1 Закона об ОКН определено, что требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством, являются ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия. Согласно пункту 6 статьи 48 Закона об ОКН установленные в соответствии с указанным Законом ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу, в том числе при обращении взыскания на объект культурного наследия по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия, при реализации объекта культурного наследия в процедурах банкротства должника - собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 47.1. Ограничения (обременения) имущественных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 47.1. Ограничения (обременения) имущественных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"3. Договор, предусматривающий отчуждение объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, в порядке приватизации, должен содержать в качестве существенного условия обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а при отсутствии данного охранного обязательства - требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона.
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"3. Договор, предусматривающий отчуждение объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, в порядке приватизации, должен содержать в качестве существенного условия обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а при отсутствии данного охранного обязательства - требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона.
Статья: Афера века раскрыта: обвинительное заключение о миллиардном мошенничестве со столичной недвижимостью ушло в суд
(Грищенко Р., Князев А., Редькин А., Шеляшкова А.)
("Жилищное право", 2022, N 3)Несомненно, в данном случае законодательное обременение объектов культурного наследия не учитывалось. Дело даже не в том, что конечный бенефициар всей этой схемы - зарубежный офшор. Законодательство прямо не запрещает зарубежным компаниям владеть подобными объектами (ст. 48 указанного Закона ограничений не содержит), но содержит более строгие правила взаимодействия с объектами культурного наследия, входящими в реестр культурных объектов федерального значения или же содержащими памятники археологии (объект археологического наследия). Однако абсолютный запрет на отчуждение из государственной собственности закон устанавливает в отношении объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятников и ансамблей, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников, объектов культурного наследия, предоставленных в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объектов археологического наследия (ст. 50 ук. Зак.) (согласно открытым данным большинство предметов описываемого преступления как раз входят в реестр объектов культурного наследия федерального значения).
(Грищенко Р., Князев А., Редькин А., Шеляшкова А.)
("Жилищное право", 2022, N 3)Несомненно, в данном случае законодательное обременение объектов культурного наследия не учитывалось. Дело даже не в том, что конечный бенефициар всей этой схемы - зарубежный офшор. Законодательство прямо не запрещает зарубежным компаниям владеть подобными объектами (ст. 48 указанного Закона ограничений не содержит), но содержит более строгие правила взаимодействия с объектами культурного наследия, входящими в реестр культурных объектов федерального значения или же содержащими памятники археологии (объект археологического наследия). Однако абсолютный запрет на отчуждение из государственной собственности закон устанавливает в отношении объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятников и ансамблей, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников, объектов культурного наследия, предоставленных в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объектов археологического наследия (ст. 50 ук. Зак.) (согласно открытым данным большинство предметов описываемого преступления как раз входят в реестр объектов культурного наследия федерального значения).
Статья: Свойство следования, обременение недвижимой вещи и система прав на недвижимость
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2022, N 8)- ст. 47.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также указываются статьи этого Закона) в качестве ограничений (обременений) объектов культурного наследия называет требования к содержанию и использованию данных объектов (п. 1 - 3 ст. 47.3) и требования, установленные охранным обязательством (п. 2 и 3 ст. 47.6). Эти обременения "сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу" (п. 6 ст. 48) и подлежат государственной регистрации в ЕГРН (ст. 47.6, 63).
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2022, N 8)- ст. 47.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также указываются статьи этого Закона) в качестве ограничений (обременений) объектов культурного наследия называет требования к содержанию и использованию данных объектов (п. 1 - 3 ст. 47.3) и требования, установленные охранным обязательством (п. 2 и 3 ст. 47.6). Эти обременения "сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу" (п. 6 ст. 48) и подлежат государственной регистрации в ЕГРН (ст. 47.6, 63).
Статья: Передача государственного имущества Русской православной церкви: проблемы толкования законов и анализ судебной практики
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)Вопросы, для регламентации которых издали президентское распоряжение, можно было урегулировать только федеральным законом. Первоначальный проект такого закона разработали к сентябрю 2004 г. в Министерстве экономики. Он назывался "О передаче находящихся в государственной или муниципальной собственности зданий и сооружений религиозного назначения, а также земельных участков, на которых расположены указанные здания и сооружения". Согласно ему передача в собственность объектов недвижимости, являющихся объектами культурного наследия, должна была осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Пункт 3 этой статьи предусматривал при осуществлении приватизации объекта культурного наследия заключение такого договора о его отчуждении, в котором существенным условием было "обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а при отсутствии данного охранного обязательства - требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона". В случае отсутствия в таком договоре данного условия сделка приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, признавалась ничтожной.
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)Вопросы, для регламентации которых издали президентское распоряжение, можно было урегулировать только федеральным законом. Первоначальный проект такого закона разработали к сентябрю 2004 г. в Министерстве экономики. Он назывался "О передаче находящихся в государственной или муниципальной собственности зданий и сооружений религиозного назначения, а также земельных участков, на которых расположены указанные здания и сооружения". Согласно ему передача в собственность объектов недвижимости, являющихся объектами культурного наследия, должна была осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Пункт 3 этой статьи предусматривал при осуществлении приватизации объекта культурного наследия заключение такого договора о его отчуждении, в котором существенным условием было "обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а при отсутствии данного охранного обязательства - требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона". В случае отсутствия в таком договоре данного условия сделка приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, признавалась ничтожной.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с абз. 1 п. 3 комментируемой статьи договор, предусматривающий отчуждение объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, должен содержать в качестве существенного условия обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а при отсутствии данного охранного обязательства - требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 ст. 48 данного Закона (о таких документах говорилось выше).
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с абз. 1 п. 3 комментируемой статьи договор, предусматривающий отчуждение объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, должен содержать в качестве существенного условия обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а при отсутствии данного охранного обязательства - требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 ст. 48 данного Закона (о таких документах говорилось выше).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В часть 6 комментируемой статьи вошли с соответствующими изменениями положения п. 1 ст. 4 "Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Закона 1997 г. о регистрации, которыми (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ <45>) предусматривалось следующее: государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 части первой ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты; наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда); ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В часть 6 комментируемой статьи вошли с соответствующими изменениями положения п. 1 ст. 4 "Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Закона 1997 г. о регистрации, которыми (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ <45>) предусматривалось следующее: государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 части первой ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты; наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда); ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.