Обращение гражданина по фактам коррупционных правонарушений
Подборка наиболее важных документов по запросу Обращение гражданина по фактам коррупционных правонарушений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Госслужащие: обязанности, ограничения и запреты
(КонсультантПлюс, 2025)Истец А.В. указанную свою обязанность не выполнил, не уведомив в установленном порядке представителя нанимателя... о ставшем ему известном факте обращения гражданина к заместителю начальника... в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
(КонсультантПлюс, 2025)Истец А.В. указанную свою обязанность не выполнил, не уведомив в установленном порядке представителя нанимателя... о ставшем ему известном факте обращения гражданина к заместителю начальника... в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретико-правовые основы информирования о фактах коррупции: сравнительно-правовое исследование
(Трунцевский Ю.В., Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Проведенный анализ показал, что с методической точки зрения вопросы взаимодействия ОГВ и МСУ с гражданами в части получения от последних информации о возможных коррупционных правонарушениях достаточно разработаны. На порталах государственных и муниципальных органов представлена информация о возможных методах сотрудничества с гражданами в борьбе с коррупцией, включая правовые основы такого сотрудничества, предоставлены методические и информативные ресурсы. Предусмотрены следующие пути поступления обращений граждан в ОГВ и МСУ: письменно; по горячей линии (телефону доверия); на личном приеме граждан должностными лицами; с использованием информационно-коммуникационных сетей и др. Отметим, однако, что нередко граждане сообщают о правонарушении, считая его коррупционным, тогда как на самом деле оно таковым не является. На это указывают данные, содержащиеся в отчетах, докладах о противодействии коррупции в субъектах Российской Федерации. К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе по большинству из 28 рассмотренных за отчетный период обращений граждан по фактам коррупции содержались субъективные выводы заявителей, не основанные на конкретных фактах. Из 14 обращений, содержащих конкретную информацию о коррупционных правонарушениях, подтвердились только три факта. Двенадцать обращений направлены в иные государственные органы. И лишь по 5 обращениям информация послужила основанием для проведения проверочных мероприятий <2>. В Приморском крае в 2021 г. в большинстве поступивших обращений также были приведены не конкретные факты коррупционных проявлений, а субъективное мнение заявителя, в ряде случаев отсутствовала информация о лицах, к ним причастных <3>.
(Трунцевский Ю.В., Черепанова Е.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)Проведенный анализ показал, что с методической точки зрения вопросы взаимодействия ОГВ и МСУ с гражданами в части получения от последних информации о возможных коррупционных правонарушениях достаточно разработаны. На порталах государственных и муниципальных органов представлена информация о возможных методах сотрудничества с гражданами в борьбе с коррупцией, включая правовые основы такого сотрудничества, предоставлены методические и информативные ресурсы. Предусмотрены следующие пути поступления обращений граждан в ОГВ и МСУ: письменно; по горячей линии (телефону доверия); на личном приеме граждан должностными лицами; с использованием информационно-коммуникационных сетей и др. Отметим, однако, что нередко граждане сообщают о правонарушении, считая его коррупционным, тогда как на самом деле оно таковым не является. На это указывают данные, содержащиеся в отчетах, докладах о противодействии коррупции в субъектах Российской Федерации. К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе по большинству из 28 рассмотренных за отчетный период обращений граждан по фактам коррупции содержались субъективные выводы заявителей, не основанные на конкретных фактах. Из 14 обращений, содержащих конкретную информацию о коррупционных правонарушениях, подтвердились только три факта. Двенадцать обращений направлены в иные государственные органы. И лишь по 5 обращениям информация послужила основанием для проведения проверочных мероприятий <2>. В Приморском крае в 2021 г. в большинстве поступивших обращений также были приведены не конкретные факты коррупционных проявлений, а субъективное мнение заявителя, в ряде случаев отсутствовала информация о лицах, к ним причастных <3>.
Статья: Административно-правовое противодействие коррупции в государственном управлении: понятие и содержание
(Поляков М.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Сухие цифры официальной статистики свидетельствуют о том, что уровень коррупции и коррупционных правонарушений продолжает оставаться довольно высоким. Так, по итогам работы органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2021 г. было выявлено свыше 250 тыс. коррупционных правонарушений. Большая часть из них касалась фактов несоблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе, установленных законом запретов и ограничений <6>. Социологические опросы свидетельствуют о невысокой оценке россиянами работы органов государственной власти по противодействию коррупции. К примеру, 55% опрошенных Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) граждан нашей страны не верят в достижение положительных результатов в данном направлении <7>. Необходимо обратить внимание на тот факт, что большинство коррупционных правонарушений остаются латентными и не находят своего отражения в официальной статистике. Более того, по оценкам отечественных криминологов, уровень латентности коррупционных правонарушений составляет более 95%. Если отталкиваться от тех данных, которые публикуются на официальном интернет-сайте МВД Российской Федерации, то в 2022 г. было зарегистрировано 35 340 преступлений коррупционной направленности <8>. Таким образом, реальное количество таких противоправных деяний на практике существенно выше. Высокий уровень коррупции является показателем неэффективного государственного управления, как и аналогичная обратная ситуация, при которой неспособность органов государственной власти правильно и в полном объеме исполнять свои полномочия порождает коррупцию. Именно по этой причине Президент РФ В.В. Путин систематически подчеркивает важность борьбы с коррупцией и ее проявлениями: "Более решительно надо действовать и по таким важным направлениям, как защита информационных ресурсов, борьба с преступлениями в сфере экономики и противодействие коррупции" <9>.
(Поляков М.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Сухие цифры официальной статистики свидетельствуют о том, что уровень коррупции и коррупционных правонарушений продолжает оставаться довольно высоким. Так, по итогам работы органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2021 г. было выявлено свыше 250 тыс. коррупционных правонарушений. Большая часть из них касалась фактов несоблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе, установленных законом запретов и ограничений <6>. Социологические опросы свидетельствуют о невысокой оценке россиянами работы органов государственной власти по противодействию коррупции. К примеру, 55% опрошенных Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) граждан нашей страны не верят в достижение положительных результатов в данном направлении <7>. Необходимо обратить внимание на тот факт, что большинство коррупционных правонарушений остаются латентными и не находят своего отражения в официальной статистике. Более того, по оценкам отечественных криминологов, уровень латентности коррупционных правонарушений составляет более 95%. Если отталкиваться от тех данных, которые публикуются на официальном интернет-сайте МВД Российской Федерации, то в 2022 г. было зарегистрировано 35 340 преступлений коррупционной направленности <8>. Таким образом, реальное количество таких противоправных деяний на практике существенно выше. Высокий уровень коррупции является показателем неэффективного государственного управления, как и аналогичная обратная ситуация, при которой неспособность органов государственной власти правильно и в полном объеме исполнять свои полномочия порождает коррупцию. Именно по этой причине Президент РФ В.В. Путин систематически подчеркивает важность борьбы с коррупцией и ее проявлениями: "Более решительно надо действовать и по таким важным направлениям, как защита информационных ресурсов, борьба с преступлениями в сфере экономики и противодействие коррупции" <9>.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821
(ред. от 09.07.2025)
"О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"
(вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов")17.1. Обращение, указанное в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, подается гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В обращении указываются: фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, адрес места жительства, замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с государственной службы, наименование, местонахождение коммерческой или некоммерческой организации, характер ее деятельности, должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности государственной службы, функции по государственному управлению в отношении коммерческой или некоммерческой организации, вид договора (трудовой или гражданско-правовой), предполагаемый срок его действия, сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг). В подразделении кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений осуществляется рассмотрение обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
(ред. от 09.07.2025)
"О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"
(вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов")17.1. Обращение, указанное в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, подается гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В обращении указываются: фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, адрес места жительства, замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с государственной службы, наименование, местонахождение коммерческой или некоммерческой организации, характер ее деятельности, должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности государственной службы, функции по государственному управлению в отношении коммерческой или некоммерческой организации, вид договора (трудовой или гражданско-правовой), предполагаемый срок его действия, сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг). В подразделении кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений осуществляется рассмотрение обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Справочная информация: "Документы, удостоверяющие личность"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Удостоверение личности работника, направившего уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений работника
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Удостоверение личности работника, направившего уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений работника
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- шесть правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Приказы МЧС России от 15 апреля 2013 г. N 252 "О работниках, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, и гражданах, претендующих на замещение таких должностей"; от 21 ноября 2013 г. N 745 "Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и работниками, замещающими эти должности"; Приказы МВД России от 14 декабря 2016 г. N 838 "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России", от 19 апреля 2010 г. N 293 "Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений"; Приказы ФТС России от 18 января 2010 г. N 57 "Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений" и от 21 марта 2016 г. N 537 "Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения";
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- шесть правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Приказы МЧС России от 15 апреля 2013 г. N 252 "О работниках, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, и гражданах, претендующих на замещение таких должностей"; от 21 ноября 2013 г. N 745 "Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и работниками, замещающими эти должности"; Приказы МВД России от 14 декабря 2016 г. N 838 "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России", от 19 апреля 2010 г. N 293 "Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений"; Приказы ФТС России от 18 января 2010 г. N 57 "Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений" и от 21 марта 2016 г. N 537 "Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителями) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения";
Статья: Противодействие коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок как способ обеспечения экономической безопасности государства
(Соловьев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)- регулярный мониторинг информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных служащими (работниками), в том числе на основе жалоб, содержащихся в обращениях граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации (например, создание эффективной "горячей линии").
(Соловьев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)- регулярный мониторинг информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных служащими (работниками), в том числе на основе жалоб, содержащихся в обращениях граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации (например, создание эффективной "горячей линии").
Статья: Перечень коррупционно-опасных функций органов исполнительной власти
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного служащего, работника государственной корпорации (государственной компании) к совершению коррупционных правонарушений;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного служащего, работника государственной корпорации (государственной компании) к совершению коррупционных правонарушений;
Статья: Становление и развитие системы правового обеспечения противодействия коррупции в Ульяновской области
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Принятию первого Национального плана в 2008 г. <5> предшествовало Постановление Правительства Ульяновской области N 14/329-П "Об утверждении областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ульяновской области" на 2008 - 2012 гг." <6>. Перечень ее исполнителей был весьма обширен, помимо исполнительных органов государственной власти субъекта в него вошли общественные институты, например, Совет ректоров ульяновских вузов, областные учреждения высшего образования и пр. В 2009 г. Законом Ульяновской области N 08-ЗО в данный законодательный акт были внесены изменения, согласно которым вводилась должность регионального Уполномоченного по противодействию коррупции. 73-й регион выступил "пионером" в данной сфере. На протяжении восьми лет Уполномоченный по противодействию коррупции и сотрудники его аппарата занимались профилактикой коррупционных правонарушений как в органах государственной власти субъекта, так и в муниципальных образованиях Ульяновской области. В соответствии со ст. 14 регионального Закона 2009 г. в полномочия Уполномоченного по противодействию коррупции также входили разработка программных мероприятий по противодействию коррупции, проведение и анализ антикоррупционного мониторинга, участие в антикоррупционной экспертизе правовых актов, оценка уровня эффективности по рассмотрению обращений граждан о возможных фактах коррупции, анализ внутриведомственной финансово-экономической деятельности и прочее. До 2012 г. региональный Уполномоченный и сотрудники его аппарата входили в состав автономного государственного органа, а с 1 января 2012 г. его должность включили в состав Палаты справедливости, спустя два года наряду еще с тремя омбудсменами - в региональную Палату справедливости и общественного контроля, сохранив при этом функционал.
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Принятию первого Национального плана в 2008 г. <5> предшествовало Постановление Правительства Ульяновской области N 14/329-П "Об утверждении областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ульяновской области" на 2008 - 2012 гг." <6>. Перечень ее исполнителей был весьма обширен, помимо исполнительных органов государственной власти субъекта в него вошли общественные институты, например, Совет ректоров ульяновских вузов, областные учреждения высшего образования и пр. В 2009 г. Законом Ульяновской области N 08-ЗО в данный законодательный акт были внесены изменения, согласно которым вводилась должность регионального Уполномоченного по противодействию коррупции. 73-й регион выступил "пионером" в данной сфере. На протяжении восьми лет Уполномоченный по противодействию коррупции и сотрудники его аппарата занимались профилактикой коррупционных правонарушений как в органах государственной власти субъекта, так и в муниципальных образованиях Ульяновской области. В соответствии со ст. 14 регионального Закона 2009 г. в полномочия Уполномоченного по противодействию коррупции также входили разработка программных мероприятий по противодействию коррупции, проведение и анализ антикоррупционного мониторинга, участие в антикоррупционной экспертизе правовых актов, оценка уровня эффективности по рассмотрению обращений граждан о возможных фактах коррупции, анализ внутриведомственной финансово-экономической деятельности и прочее. До 2012 г. региональный Уполномоченный и сотрудники его аппарата входили в состав автономного государственного органа, а с 1 января 2012 г. его должность включили в состав Палаты справедливости, спустя два года наряду еще с тремя омбудсменами - в региональную Палату справедливости и общественного контроля, сохранив при этом функционал.
Статья: Причины роста необоснованных обращений в подразделения собственной безопасности государственных органов
(Жуков Н.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Важным фактором, влияющим на увеличение количества поступающих в подразделения собственной безопасности обращений, является то, что в рамках процедуры предварительного рассмотрения обращений осуществляется формальный подход к вынесению указаний по исполнению документов и их направлению для дальнейшего рассмотрения в соответствующий отдел. Так, упоминание в обращении о фактах совершения должностными лицами преступлений (иных правонарушений) без представления конкретных обстоятельств, подтверждающих эти факты, не является абсолютным основанием для направления данного обращения в подразделения собственной безопасности. В ходе предварительного изучения поступающих обращений нужно устанавливать следующие обстоятельства: основную тематику обращений; конкретные обстоятельства обжалуемых действий (бездействия) должностных лиц и их сопоставление с характерными признаками коррупционных и иных нарушений законодательства; соблюдение заявителем логики и объективной формы изложения обращения и порядка его направления. При строгом следовании данным правилам на этапе, предшествующем рассмотрению обращения, своевременно исключаются факты совершения коррупционных правонарушений и одновременно осуществляется их профилактика.
(Жуков Н.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)Важным фактором, влияющим на увеличение количества поступающих в подразделения собственной безопасности обращений, является то, что в рамках процедуры предварительного рассмотрения обращений осуществляется формальный подход к вынесению указаний по исполнению документов и их направлению для дальнейшего рассмотрения в соответствующий отдел. Так, упоминание в обращении о фактах совершения должностными лицами преступлений (иных правонарушений) без представления конкретных обстоятельств, подтверждающих эти факты, не является абсолютным основанием для направления данного обращения в подразделения собственной безопасности. В ходе предварительного изучения поступающих обращений нужно устанавливать следующие обстоятельства: основную тематику обращений; конкретные обстоятельства обжалуемых действий (бездействия) должностных лиц и их сопоставление с характерными признаками коррупционных и иных нарушений законодательства; соблюдение заявителем логики и объективной формы изложения обращения и порядка его направления. При строгом следовании данным правилам на этапе, предшествующем рассмотрению обращения, своевременно исключаются факты совершения коррупционных правонарушений и одновременно осуществляется их профилактика.