Обгон справа

Подборка наиболее важных документов по запросу Обгон справа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Проблемы применения мировыми судьями законодательства об административных правонарушениях в области дорожного движения: научно-практическое пособие"
(Похмелкин В.В.)
("Юстицинформ", 2019)
Раньше обгон определялся как "опережение одного или нескольких транспортных средств с выездом из занимаемой полосы". Начиная же с указанной в предыдущем абзаце даты под обгоном понимается "опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)". Канула в прошлое формула "обгон справа запрещен". Сегодня опережение других транспортных средств с правой стороны не считается обгоном и является правомерным, если не связано с нарушением других правил (например, требований разметки). Точно так же не может рассматриваться в качестве обгона и опережение слева, коль скоро при этом не произошло выезда на полосу встречного движения.
Статья: К вопросу о необходимости правового регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности велосипедистов как особых участников дорожного движения
(Щербинина И.В., Кононенко И.С.)
("Транспортное право", 2022, N 1)
Как ни прискорбно это констатировать, но у большинства водителей автомобилей имеется четкое убеждение, что "велосипеду на дороге не место". Это убеждение является иррациональным потому, что ПДД прямо указывают на его ошибочность. Несмотря на закрепление велосипедиста как полноправного участника дорожного движения - водителя транспортного средства, автомобилист часто испытывают желание "проучить" перемещающегося по проезжей части велосипедиста. Кроме того, для водителей автотранспорта зачастую становится неожиданностью, что кто-то, не всегда обладающий заметными габаритами и достаточно яркой одеждой, появляется справа в полосе; часто можно встретить проявления "психологического затмения" в форме невнимательности, которая вызвана различными причинами и которая является одной из основных причин ДТП, например, при начале движения с дворовой территории или с парковки и даже движении "в лоб" велосипедисту при обгоне и развороте. К поведению, явно выражающему неуважение к велосипедистам, у автолюбителей можно отнести обгоны (объезды) велосипедистов автобусами и большегрузными автомобилями практически "впритирку". Страшна такая ситуация тем, что большие машины, проезжая очень близко к велосипедисту создают сильный поток воздуха, затягивающий велосипедиста и его транспорт под колеса авто. Владельцы велосипедов, особенно те, кто неуверенно ими управляет, видят такое отношение и опасаются выезжать на дороги общего пользования.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 02.06.2023)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
Решение Верховного Суда РФ от 19.09.2013 N АКПИ13-725
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим приложения 2 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090>
П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать положение абзаца тридцатого раздела 1 Приложения о запрете пересекать линию 1.1 недействующим в части, не допускающей ее пересечение для завершения разрешенных обгонов в зоне пешеходных переходов при отсутствии на них пешеходов и в зоне до и после нерегулируемых перекрестков при движении по главной дороге. В заявлении указано, что согласно пункту 11.4 Правил дорожного движения Российской Федерации обгон не запрещен на пешеходных переходах при отсутствии на них пешеходов, а также в зоне нерегулируемых перекрестков при движении по главной дороге. В связи с чем водитель, начавший разрешенный обгон перед данными участками через прерывистые линии разметки 1.5 или 1.6, имеет право продолжать выполнение маневра обгона. Между тем оспариваемая норма приводит к ситуации, когда водитель уже завершил обгон, но справа от него находится сплошная осевая линия разметки 1.1, которая в этом случае обязывает продолжать уже не сопряженное с обгоном движение по левой стороне проезжей части, что прямо противоречит пункту 5 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" о правостороннем движении транспортных средств.