Обеспечительные меры при обжаловании ненормативных правовых актов

Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечительные меры при обжаловании ненормативных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2023 N 14АП-8298/2023 по делу N А66-13530/2023
Требование: Об отмене определения об отказе в приостановлении исполнения судебного акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение статьи 92 АПК РФ министерство не представило в материалы дела доказательств и не привело доводов, свидетельствующих о том, что в случае непринятия обеспечительных мер могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 АПК РФ. Как указал суд первой инстанции, само по себе обжалование представления в судебном порядке по причине несогласия заявителя с ним со ссылкой на несоответствие его закону не может являться безусловным основанием для принятия заявленной обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного правового акта.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 N 14АП-2259/2023 по делу N А05-1402/2023
Требование: Об отмене определения об отказе в принятии обеспечительных мер.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Несогласие заявителя с оспариваемым решением управления УФАС от 06.02.2023 N 04-03/646/23, а также факт обжалования ООО "Рацио" данного решения в судебном порядке сами по себе не являются безусловным основанием для принятия обеспечительных мер в виде приостановления исполнения указанного решения, поскольку, как верно отмечено судом первой инстанции в обжалуемом определении, на стадии решения вопроса о принятии обеспечительных мер оценка законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта не производится, так как относится к существу основного спора.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФПрезидиум ВАС РФ указал: срок принудительного взыскания исчисляется со дня вынесения определения об отмене обеспечительных мер, а не с момента вступления в силу судебного акта, которым налогоплательщику отказано в признании незаконным решения инспекции. Есть судебные акты (в том числе содержащие выводы, основанные на положениях утратившего силу Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5) с аналогичным выводом. В то же время имеется Постановление суда, в котором указано, что выставление инкассовых поручений до принятия определения об отмене обеспечительных мер правомерно. Также есть судебные акты с выводом о том, что обеспечительные меры действуют до вступления в силу решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта.
"Особенности арбитражного производства: учебно-практическое пособие"
(под ред. И.В. Решетниковой)
("Юстиция", 2019)
В ином случае, когда предметом оспаривания в порядке главы 24 АПК выступает предписание антимонопольного органа, согласно которому в действиях заказчика при проведении аукциона выявлено нарушение требований законодательства о контрактной системе и предписано приостановить процедуру закупки, принятие обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного правового акта приведет к возобновлению торгов, а ее принятие не будет направлено на сохранение существующего состояния отношений между сторонами, а, по сути, предопределит итог рассмотрения спора и может привести к невозможности исполнения судебного акта.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15
"О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты"
29. По ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ, частью 2 статьи 85, статьей 223 КАС РФ. Принятие таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 АПК РФ, главой 7 КАС РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, административного судопроизводства. Соответственно, приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ, частью 1 статьи 85 КАС РФ.