Обеспечение жильем педагогических работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение жильем педагогических работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2024 N 88-7893/2024 (УИД 27RS0015-01-2023-001589-85)
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: О взыскании компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Обстоятельства: Истица указала, что ежемесячная компенсация расходов за оплату жилого помещения, отопления и освещения ей не выплачивалась. За спорный период образовалась задолженность по компенсации.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы о том, что детский сад не является федеральной государственной образовательной организацией, не свидетельствует о неправильном рассмотрении дела, так как из установленных судами обстоятельств следует, что названный детский сад на протяжении длительного времени функционирует как дошкольное образовательное учреждение в составе государственной организации, финансируемой из федерального бюджета и фактически относится к государственным образовательным учреждениям, педагогические работники которых имеют право на получение вышеназванных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья, отопления и освещения.
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: О взыскании компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Обстоятельства: Истица указала, что ежемесячная компенсация расходов за оплату жилого помещения, отопления и освещения ей не выплачивалась. За спорный период образовалась задолженность по компенсации.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы о том, что детский сад не является федеральной государственной образовательной организацией, не свидетельствует о неправильном рассмотрении дела, так как из установленных судами обстоятельств следует, что названный детский сад на протяжении длительного времени функционирует как дошкольное образовательное учреждение в составе государственной организации, финансируемой из федерального бюджета и фактически относится к государственным образовательным учреждениям, педагогические работники которых имеют право на получение вышеназванных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья, отопления и освещения.
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2024 N 88-7820/2024(2-48/2024) (УИД 27RS0015-01-2023-001564-63)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О взыскании задолженности по выплате компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обстоятельства: Истец работает в войсковой части, относится к категории граждан, имеющих право на получение льгот и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения истцу не выплачивается.
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о том, что детский сад N "<данные изъяты>" не имеет правового статуса государственного образовательного учреждения, не свидетельствует о неправильном рассмотрении дела, так как из установленных судами обстоятельств следует, что названный детский сад на протяжении длительного времени функционирует как дошкольное образовательное учреждение в составе государственной организации, финансируемой из федерального бюджета и фактически относится к государственным образовательным учреждениям, педагогические работники которых имеют право на получение вышеназванных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья, отопления и освещения.
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О взыскании задолженности по выплате компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обстоятельства: Истец работает в войсковой части, относится к категории граждан, имеющих право на получение льгот и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения истцу не выплачивается.
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о том, что детский сад N "<данные изъяты>" не имеет правового статуса государственного образовательного учреждения, не свидетельствует о неправильном рассмотрении дела, так как из установленных судами обстоятельств следует, что названный детский сад на протяжении длительного времени функционирует как дошкольное образовательное учреждение в составе государственной организации, финансируемой из федерального бюджета и фактически относится к государственным образовательным учреждениям, педагогические работники которых имеют право на получение вышеназванных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья, отопления и освещения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг (работникам образования, военнослужащим, судьям, работникам прокуратуры, работникам-вахтовикам), питания и продуктов (на работах с вредными условиями труда), топлива или соответствующего денежного возмещения (работникам угольной промышленности);
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг (работникам образования, военнослужащим, судьям, работникам прокуратуры, работникам-вахтовикам), питания и продуктов (на работах с вредными условиями труда), топлива или соответствующего денежного возмещения (работникам угольной промышленности);
Ситуация: Какие меры соцподдержки предусмотрены для педагогических работников?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. Обеспечение жилыми помещениями
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. Обеспечение жилыми помещениями
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2022 N 22-П
"По делу о проверке конституционности части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" в связи с жалобой гражданки Т.В. Мельниковой"Таким образом, приведенное правовое регулирование предполагало, что в качестве обязательных условий сохранения за пенсионерами из числа педагогических работников дошкольных учреждений, расположенных в сельской местности, права на льготы (меры социальной поддержки) в виде предоставления бесплатно жилого помещения с отоплением и освещением выступали наличие у них на момент увольнения стажа работы в указанных учреждениях не менее 10 лет и права на пенсию любого вида (в том числе назначаемую без учета возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности), причем независимо от его реализации, а также фактическое пользование ими этими льготами в период работы. Сохраняющие юридическую силу положения названных нормативных правовых актов СССР, касающиеся жилищно-коммунальных льгот данным лицам, подлежали учету при установлении в дальнейшем правового регулирования отношений в сфере социальной защиты работников образования, проживающих и работающих на селе.
"По делу о проверке конституционности части 3 статьи 2 Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" в связи с жалобой гражданки Т.В. Мельниковой"Таким образом, приведенное правовое регулирование предполагало, что в качестве обязательных условий сохранения за пенсионерами из числа педагогических работников дошкольных учреждений, расположенных в сельской местности, права на льготы (меры социальной поддержки) в виде предоставления бесплатно жилого помещения с отоплением и освещением выступали наличие у них на момент увольнения стажа работы в указанных учреждениях не менее 10 лет и права на пенсию любого вида (в том числе назначаемую без учета возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности), причем независимо от его реализации, а также фактическое пользование ими этими льготами в период работы. Сохраняющие юридическую силу положения названных нормативных правовых актов СССР, касающиеся жилищно-коммунальных льгот данным лицам, подлежали учету при установлении в дальнейшем правового регулирования отношений в сфере социальной защиты работников образования, проживающих и работающих на селе.
Статья: Выселение из общежитий и служебных жилых помещений: некоторые аспекты соблюдения баланса интересов сторон договора найма
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Последний, но очень значимый аспект прекращения права пользования помещениями общежитий и служебными помещениями заключается в законодательно обеспеченной возможности перехода прав на жилые помещения, занятые гражданами, от юридических лиц - балансодержателей жилья к иным лицам. Так, Э.Д. Горина обращает внимание на "некорректно изложенную норму" ЖК РФ - ч. 3 ст. 92, согласно которой помещения специализированного фонда не могут отчуждаться, передаваться внаем или в аренду, за исключением заключения договоров найма специализированного жилья или ссуды. Ссылаясь на мнение А.Е. Польщиковой <7>, автор полагает, что право собственности на жилые помещения в общежитиях и служебные жилые помещения может переходить лишь "в силу правопреемства или в порядке разграничения" <8>. В действительности права на служебные жилые помещения и помещения в общежитиях могут переходить от предприятий и учреждений к другим лицам в порядке правопреемства при реорганизации и ликвидации предприятий, а также передаваться их публичными собственниками другим юридическим лицам или другим публичным собственникам. При этом согласно ч. 2 ст. 102 ЖК РФ "переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения". Логика, побудившая законодателя принять именно такую норму, вполне понятна. Служебный жилищный фонд, как правило, предназначен для проживания сотрудников конкретной организации. Однако законодатель не предусмотрел возможность образования специфических юридических лиц, на баланс которым могут передаваться служебные жилые помещения или здания общежитий в целях более эффективного управления жилищным фондом конкретного муниципального образования или субъекта Российской Федерации. Это породило на практике неоднозначную ситуацию, заложниками которой оказались сотрудники, например, образовательных учреждений Пермского края.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Последний, но очень значимый аспект прекращения права пользования помещениями общежитий и служебными помещениями заключается в законодательно обеспеченной возможности перехода прав на жилые помещения, занятые гражданами, от юридических лиц - балансодержателей жилья к иным лицам. Так, Э.Д. Горина обращает внимание на "некорректно изложенную норму" ЖК РФ - ч. 3 ст. 92, согласно которой помещения специализированного фонда не могут отчуждаться, передаваться внаем или в аренду, за исключением заключения договоров найма специализированного жилья или ссуды. Ссылаясь на мнение А.Е. Польщиковой <7>, автор полагает, что право собственности на жилые помещения в общежитиях и служебные жилые помещения может переходить лишь "в силу правопреемства или в порядке разграничения" <8>. В действительности права на служебные жилые помещения и помещения в общежитиях могут переходить от предприятий и учреждений к другим лицам в порядке правопреемства при реорганизации и ликвидации предприятий, а также передаваться их публичными собственниками другим юридическим лицам или другим публичным собственникам. При этом согласно ч. 2 ст. 102 ЖК РФ "переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения". Логика, побудившая законодателя принять именно такую норму, вполне понятна. Служебный жилищный фонд, как правило, предназначен для проживания сотрудников конкретной организации. Однако законодатель не предусмотрел возможность образования специфических юридических лиц, на баланс которым могут передаваться служебные жилые помещения или здания общежитий в целях более эффективного управления жилищным фондом конкретного муниципального образования или субъекта Российской Федерации. Это породило на практике неоднозначную ситуацию, заложниками которой оказались сотрудники, например, образовательных учреждений Пермского края.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, в Основном Законе РФ сформулировано основополагающее правило бесплатного предоставления жилых помещений, суть которого сводится к тому, что бесплатное предоставление жилья гарантируется только малоимущим гражданам и некоторым другим лицам, перечень которых отдельно определяется законом (например, ветеранам, военнослужащим, педагогическим работникам и др.). В отдельных случаях жилые помещения могут бесплатно предоставляться на основании Указа Президента РФ (например, п. 6 Указа Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 941 (ред. от 31 октября 2018 г.) "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей").
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, в Основном Законе РФ сформулировано основополагающее правило бесплатного предоставления жилых помещений, суть которого сводится к тому, что бесплатное предоставление жилья гарантируется только малоимущим гражданам и некоторым другим лицам, перечень которых отдельно определяется законом (например, ветеранам, военнослужащим, педагогическим работникам и др.). В отдельных случаях жилые помещения могут бесплатно предоставляться на основании Указа Президента РФ (например, п. 6 Указа Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 941 (ред. от 31 октября 2018 г.) "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей").
Ситуация: Кто имеет право на получение жилья вне очереди?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вне очереди жилые помещения вправе получить определенные категории граждан, единственные жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, дети-инвалиды - сироты, проживающие в организациях социального обслуживания, педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и др.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вне очереди жилые помещения вправе получить определенные категории граждан, единственные жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, дети-инвалиды - сироты, проживающие в организациях социального обслуживания, педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и др.
Статья: Компенсация стоимости жилья, отопления и освещения работникам образования в сельской местности в 2023 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право получать компенсацию стоимости жилья, отопления и освещения. Правила начисления и выплаты компенсации для федеральных учреждений устанавливаются Правительством РФ, а для региональных и муниципальных - законами субъекта РФ. В региональных законах могут быть предусмотрены выплаты пенсионерам - бывшим работникам образовательных учреждений.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право получать компенсацию стоимости жилья, отопления и освещения. Правила начисления и выплаты компенсации для федеральных учреждений устанавливаются Правительством РФ, а для региональных и муниципальных - законами субъекта РФ. В региональных законах могут быть предусмотрены выплаты пенсионерам - бывшим работникам образовательных учреждений.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Кроме того, существовал запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в сельской местности и закрепленных за государственными и муниципальными образовательными учреждениями и высшими учебными заведениями. При таких обстоятельствах учителя и преподаватели вузов, и без того находящиеся в нелегком положении, без каких-либо разумных оснований были лишены права приватизировать занимаемое ими жилое помещение, в отличие от иных категорий граждан. В Постановлении от 24 октября 2000 года N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации расценил указанный запрет как дискриминационный и не отвечающий задачам, поставленным самим законодателем и положенным в основу введения этого запрета. В результате этого работники образовательной сферы получили возможность приватизировать расположенные в сельской местности жилые помещения, в которых они проживают, наравне с другими гражданами. На приведение регулирования в соответствие с Конституцией Российской Федерации было направлено изменение в 2009 году норм, регламентировавших соответствующие правоотношения. Законы, в которых содержались эти нормы, утратили силу, но действующее регулирование также не предусматривает запрета приватизировать жилые помещения, находящиеся в сельской местности и закрепленные за образовательными организациями. Выраженные в этом Постановлении правовые позиции имеют значение и при решении вопроса о приватизации иных жилых помещений. Так, в статье 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержится среди прочего запрет приватизации находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. В Определении от 10 декабря 2002 года N 316-О Конституционный Суд признал это правило - в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения, - не подлежащим применению.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Кроме того, существовал запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в сельской местности и закрепленных за государственными и муниципальными образовательными учреждениями и высшими учебными заведениями. При таких обстоятельствах учителя и преподаватели вузов, и без того находящиеся в нелегком положении, без каких-либо разумных оснований были лишены права приватизировать занимаемое ими жилое помещение, в отличие от иных категорий граждан. В Постановлении от 24 октября 2000 года N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации расценил указанный запрет как дискриминационный и не отвечающий задачам, поставленным самим законодателем и положенным в основу введения этого запрета. В результате этого работники образовательной сферы получили возможность приватизировать расположенные в сельской местности жилые помещения, в которых они проживают, наравне с другими гражданами. На приведение регулирования в соответствие с Конституцией Российской Федерации было направлено изменение в 2009 году норм, регламентировавших соответствующие правоотношения. Законы, в которых содержались эти нормы, утратили силу, но действующее регулирование также не предусматривает запрета приватизировать жилые помещения, находящиеся в сельской местности и закрепленные за образовательными организациями. Выраженные в этом Постановлении правовые позиции имеют значение и при решении вопроса о приватизации иных жилых помещений. Так, в статье 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержится среди прочего запрет приватизации находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. В Определении от 10 декабря 2002 года N 316-О Конституционный Суд признал это правило - в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения, - не подлежащим применению.
Статья: Уже пора умом Россию понимать? Требование пригодности в конституционном правосудии
(Должиков А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)Имплицитное использование идеи пригодности можно найти в ранней практике Конституционного Суда РФ, например в деле о запрете приватизации жилья работникам сельских образовательных учреждений <52>. По оценке органа конституционного правосудия, обжалуемый запрет не достигал запланированных законодателем целей, которые заключались в привлечении граждан к работе в сельской местности. Доводом в пользу непригодности указанного запрета служил тот факт, что уже заселенное жилье не подлежало освобождению без предоставления иного жилого помещения. Кроме того, невозможно было поменять статус жилого помещения. С учетом здравого смысла и фактов дела пригодность оспариваемого законоположения была поставлена под сомнение. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что конституционные судьи фактически пришли к выводу о дискриминации сельских педагогов по признаку их места жительства и рода деятельности.
(Должиков А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)Имплицитное использование идеи пригодности можно найти в ранней практике Конституционного Суда РФ, например в деле о запрете приватизации жилья работникам сельских образовательных учреждений <52>. По оценке органа конституционного правосудия, обжалуемый запрет не достигал запланированных законодателем целей, которые заключались в привлечении граждан к работе в сельской местности. Доводом в пользу непригодности указанного запрета служил тот факт, что уже заселенное жилье не подлежало освобождению без предоставления иного жилого помещения. Кроме того, невозможно было поменять статус жилого помещения. С учетом здравого смысла и фактов дела пригодность оспариваемого законоположения была поставлена под сомнение. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что конституционные судьи фактически пришли к выводу о дискриминации сельских педагогов по признаку их места жительства и рода деятельности.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма педагогические работники имеют, если стоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Предоставляется также право на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда. Порядок постановки на учет и предоставления жилья специализированного фонда регулируется разд. III и IV ЖК.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма педагогические работники имеют, если стоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Предоставляется также право на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда. Порядок постановки на учет и предоставления жилья специализированного фонда регулируется разд. III и IV ЖК.