Об обеспечении чистоты и порядка Нижегородской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Об обеспечении чистоты и порядка Нижегородской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, в том числе строительными
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 144-З регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 144-З регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.
Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2024 N 301-ЭС24-22633 по делу N А43-28096/2023
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и о взыскании неустойки.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку факт оказания услуг подтвержден и поскольку установлено, что администрация обязана оплатить эти услуги как услуги, оказанные на условиях типового договора.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суды первой и апелляционной инстанций, с выводами которых согласился суд округа, исследовав и оценив по правилам статей 9, 65, 68, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 5 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 г. N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), постановлением Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 г. N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворили требования истца в части основного долга и неустойки.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и о взыскании неустойки.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку факт оказания услуг подтвержден и поскольку установлено, что администрация обязана оплатить эти услуги как услуги, оказанные на условиях типового договора.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суды первой и апелляционной инстанций, с выводами которых согласился суд округа, исследовав и оценив по правилам статей 9, 65, 68, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 5 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 г. N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), постановлением Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 г. N 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворили требования истца в части основного долга и неустойки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О Законе Нижегородской области "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области"
(Рыжов А.Б.)
("Административное право", 2011, N 3)О ЗАКОНЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЧИСТОТЫ
(Рыжов А.Б.)
("Административное право", 2011, N 3)О ЗАКОНЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЧИСТОТЫ
Статья: Проблемы правового регулирования сферы благоустройства в России на региональном уровне
(Лаврентьева О.В.)
("Современное право", 2016, N 7)О публичной обязанности региональных властей в сфере регулирования благоустройства территорий говорит Д.В. Соломаха [11]. А.Б. Рыжов подробно комментирует Закон Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 144-З) [5; 10]. Причем некоторые авторы справедливо отмечают, что у субъектов Российской Федерации нет ни собственных, ни делегированных полномочий, связанных с организацией благоустройства или контроля в данной сфере. Осуществляя контроль в сфере благоустройства, субъекты Российской Федерации вторгаются в сферу компетенции муниципалитетов [9].
(Лаврентьева О.В.)
("Современное право", 2016, N 7)О публичной обязанности региональных властей в сфере регулирования благоустройства территорий говорит Д.В. Соломаха [11]. А.Б. Рыжов подробно комментирует Закон Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 144-З) [5; 10]. Причем некоторые авторы справедливо отмечают, что у субъектов Российской Федерации нет ни собственных, ни делегированных полномочий, связанных с организацией благоустройства или контроля в данной сфере. Осуществляя контроль в сфере благоустройства, субъекты Российской Федерации вторгаются в сферу компетенции муниципалитетов [9].
Нормативные акты
Решение Нижегородского УФАС России от 20.10.2015 по делу N 16-ФАС52-03/15
Нарушение: ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.Закон Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.
Нарушение: ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.Закон Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.
Решение Нижегородского УФАС России от 27.08.2012 по делу N ЮГ-02/5965
Нарушение: ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением нарушений.На основании подпункта 12.11.5 Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 N 309, все организации, ведущие строительные и земляные работы, должны обеспечивать производство земляных работ при наличии ордеров, оформленных в надлежащем порядке.
Нарушение: ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением нарушений.На основании подпункта 12.11.5 Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 N 309, все организации, ведущие строительные и земляные работы, должны обеспечивать производство земляных работ при наличии ордеров, оформленных в надлежащем порядке.
Статья: Хочешь - добровольно, не хочешь - подневольно
(Андрианов Н.)
("ЭЖ-Юрист", 2011, N 10)Что касается норм, в соответствии с которыми такие владельцы обязаны осуществлять на прилегающей территории уборочные работы, организовывать вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного и строительного мусора, то здесь суд противоречий положениям ГК РФ не нашел, сделав вывод о соответствии такой обязанности Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН N 4690-88, утв. Минздравом СССР 05.08.1988, и Типовым правилам санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.10.2005 N 309, которыми установлена 10-метровая зона прилегающей территории <2>. ФАС ВВО, рассмотревший дело в кассационной инстанции, согласился с доводами арбитражного суда Нижегородской области и оснований для отмены его решения не нашел <3>.
(Андрианов Н.)
("ЭЖ-Юрист", 2011, N 10)Что касается норм, в соответствии с которыми такие владельцы обязаны осуществлять на прилегающей территории уборочные работы, организовывать вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного и строительного мусора, то здесь суд противоречий положениям ГК РФ не нашел, сделав вывод о соответствии такой обязанности Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН N 4690-88, утв. Минздравом СССР 05.08.1988, и Типовым правилам санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.10.2005 N 309, которыми установлена 10-метровая зона прилегающей территории <2>. ФАС ВВО, рассмотревший дело в кассационной инстанции, согласился с доводами арбитражного суда Нижегородской области и оснований для отмены его решения не нашел <3>.
"Краткий комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"
(постатейный)
(Дементьев А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Четвертое направление развития законодательства Российской Федерации об общественном контроле - подготовка изменений и дополнений в действующие законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы об общественном контроле, либо принятие специальных и отраслевых законов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы общественного контроля в сферах общественных отношений, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации <3> в развитие Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" приняты специальные законы субъектов Российской Федерации об общественном контроле. Одним из типичных недостатков таких законов является наличие дословных "извлечений" из Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", а также отсутствие норм и положений, наличие которых предписано Федеральным законом (см., например, части 1, 2, 6 статьи 16, часть 3 статьи 20 и др.). Так, например, в Законе Нижегородской области от 22 сентября 2015 года N 127-З "Об общественном контроле в Нижегородской области" содержится статья 2 "Правовая основа общественного контроля". В этой статье присутствуют отсылочные положения к некоторым законам Нижегородской области, в которых должны регулироваться особенности осуществления общественного контроля в отдельных сферах общественных отношений. К таковым, в частности, отнесены Законы Нижегородской области "Об отходах производства и потребления", "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области", "Об охране озелененных территорий Нижегородской области", "Об особо охраняемых территориях в Нижегородской области", "О погребении и похоронном деле в Нижегородской области", "Об охране труда в Нижегородской области", "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области". В то же время в указанных Законах не содержится никаких особенностей осуществления общественного контроля, а содержатся только общие положения об общественном контроле.
(постатейный)
(Дементьев А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Четвертое направление развития законодательства Российской Федерации об общественном контроле - подготовка изменений и дополнений в действующие законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы об общественном контроле, либо принятие специальных и отраслевых законов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы общественного контроля в сферах общественных отношений, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации <3> в развитие Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" приняты специальные законы субъектов Российской Федерации об общественном контроле. Одним из типичных недостатков таких законов является наличие дословных "извлечений" из Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", а также отсутствие норм и положений, наличие которых предписано Федеральным законом (см., например, части 1, 2, 6 статьи 16, часть 3 статьи 20 и др.). Так, например, в Законе Нижегородской области от 22 сентября 2015 года N 127-З "Об общественном контроле в Нижегородской области" содержится статья 2 "Правовая основа общественного контроля". В этой статье присутствуют отсылочные положения к некоторым законам Нижегородской области, в которых должны регулироваться особенности осуществления общественного контроля в отдельных сферах общественных отношений. К таковым, в частности, отнесены Законы Нижегородской области "Об отходах производства и потребления", "Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области", "Об охране озелененных территорий Нижегородской области", "Об особо охраняемых территориях в Нижегородской области", "О погребении и похоронном деле в Нижегородской области", "Об охране труда в Нижегородской области", "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области". В то же время в указанных Законах не содержится никаких особенностей осуществления общественного контроля, а содержатся только общие положения об общественном контроле.
Статья: Региональные законодатели - за чистоту придомовых территорий
(Рыжов А.Б.)
("Жилищное право", 2006, N 11)Близкая по предмету регулирования норма установлена Постановлением правительства Нижегородской области от 12 декабря 2005 г. N 309 "Об утверждении Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области". Согласно пункту 3.2.11 указанных Типовых правил: "На рынках, в парках, садах, зонах отдыха, учреждениях образования, здравоохранения и других местах массового посещения населения, на улицах, у каждого подъезда жилых домов, на остановках пассажирского транспорта, у входа в торговые объекты должны быть установлены урны. Очистка урн производится балансодержателями домовладений по мере их заполнения, но не реже одного раза в день. Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Урны, расположенные на остановках пассажирского транспорта, очищаются и дезинфицируются организациями, осуществляющими уборку остановок, а урны, установленные у торговых объектов, - торговыми организациями. Покраска и санитарная обработка урн осуществляется балансодержателями по мере необходимости".
(Рыжов А.Б.)
("Жилищное право", 2006, N 11)Близкая по предмету регулирования норма установлена Постановлением правительства Нижегородской области от 12 декабря 2005 г. N 309 "Об утверждении Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области". Согласно пункту 3.2.11 указанных Типовых правил: "На рынках, в парках, садах, зонах отдыха, учреждениях образования, здравоохранения и других местах массового посещения населения, на улицах, у каждого подъезда жилых домов, на остановках пассажирского транспорта, у входа в торговые объекты должны быть установлены урны. Очистка урн производится балансодержателями домовладений по мере их заполнения, но не реже одного раза в день. Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Урны, расположенные на остановках пассажирского транспорта, очищаются и дезинфицируются организациями, осуществляющими уборку остановок, а урны, установленные у торговых объектов, - торговыми организациями. Покраска и санитарная обработка урн осуществляется балансодержателями по мере необходимости".
Статья: Сравнительная характеристика административно-надзорных органов в субъектах РФ
(Шишкина А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2014, N 9)В Нижегородской области действует Указ Губернатора Нижегородской области от 24 мая 2012 г. N 41 "Об утверждении Порядка административно-технического надзора на территории Нижегородской области, при проведении которого не требуется взаимодействие органа исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченного Правительством Нижегородской области на осуществление государственного административно-технического надзора на территории Нижегородской области, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований уполномоченного органа..." <23>. В соответствии с данным Указом под мониторингом понимается деятельность Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области, ее должностных лиц, должностных лиц государственного казенного учреждения, находящегося в ведении Инспекции и не являющегося хозяйствующим субъектом, по наблюдению за выполнением требований по обеспечению чистоты и порядка, благоустройству гражданами, юридическими лицами, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями. Проведение мониторинга не предполагает взаимодействия Инспекции и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не возлагаются обязанности по предоставлению информации, а также по исполнению требований Инспекции. Мониторинг подразделяется на ежедневный и тематический.
(Шишкина А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2014, N 9)В Нижегородской области действует Указ Губернатора Нижегородской области от 24 мая 2012 г. N 41 "Об утверждении Порядка административно-технического надзора на территории Нижегородской области, при проведении которого не требуется взаимодействие органа исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченного Правительством Нижегородской области на осуществление государственного административно-технического надзора на территории Нижегородской области, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований уполномоченного органа..." <23>. В соответствии с данным Указом под мониторингом понимается деятельность Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области, ее должностных лиц, должностных лиц государственного казенного учреждения, находящегося в ведении Инспекции и не являющегося хозяйствующим субъектом, по наблюдению за выполнением требований по обеспечению чистоты и порядка, благоустройству гражданами, юридическими лицами, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями. Проведение мониторинга не предполагает взаимодействия Инспекции и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не возлагаются обязанности по предоставлению информации, а также по исполнению требований Инспекции. Мониторинг подразделяется на ежедневный и тематический.