Об административно-территориальном устройстве Тульской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Об административно-территориальном устройстве Тульской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2007 N 38-Г07-30
Об оставлении без изменения решения Тульского областного суда от 27.09.2007, которым удовлетворено заявление о признании частично недействующими Закона Тульской области от 11.03.2005 N 553-ЗТО "О переименовании "Муниципального образования г. Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа" и Закона Тульской области от 14.03.2005 N 556-ЗТО.Как усматривается из материалов дела, согласно решению исполнительного комитета Тульского областного совета от 8 февраля 1955 года N 4-83 поселок деревообделочного завода и отдельные дома Яснополянского лесничества были административно подчинены Скуратовскому поселковому совету Косогорского района. Поселку деревообделочного завода было присвоено наименование - поселок Лесной. На основании решения объединенного заседания исполнительных комитетов Тульского областного (сельского) Совета депутатов трудящихся и Тульского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся от 5 февраля 1963 года N 3-66 "Об изменениях в административно-территориальном делении по Тульской области" в подчинение Центральному районному Совету депутатов трудящихся города Тулы был передан поселковый совет рабочего поселка Скуратовский.
Об оставлении без изменения решения Тульского областного суда от 27.09.2007, которым удовлетворено заявление о признании частично недействующими Закона Тульской области от 11.03.2005 N 553-ЗТО "О переименовании "Муниципального образования г. Тула Тульской области", установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа" и Закона Тульской области от 14.03.2005 N 556-ЗТО.Как усматривается из материалов дела, согласно решению исполнительного комитета Тульского областного совета от 8 февраля 1955 года N 4-83 поселок деревообделочного завода и отдельные дома Яснополянского лесничества были административно подчинены Скуратовскому поселковому совету Косогорского района. Поселку деревообделочного завода было присвоено наименование - поселок Лесной. На основании решения объединенного заседания исполнительных комитетов Тульского областного (сельского) Совета депутатов трудящихся и Тульского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся от 5 февраля 1963 года N 3-66 "Об изменениях в административно-территориальном делении по Тульской области" в подчинение Центральному районному Совету депутатов трудящихся города Тулы был передан поселковый совет рабочего поселка Скуратовский.
Определение Верховного Суда РФ от 07.12.2005 N 16-Г05-19
В удовлетворении заявления о признании незаконными и не подлежащими применению со дня принятия Закона Волгоградской области N 1040-ОД от 05.04.2005 и Закона Волгоградской области N 1032-ОД от 25.03.2005 в части установления границы города Волжского с муниципальным образованием отказано правомерно, так как установление областной Думой границ муниципального округа город Волжский соответствует историческим и иным местным традициям, факторам развития города.Вывод суда также соответствует позиции, высказанной в постановлении Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 года N 15-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда", согласно статье 131 (часть 1) Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований является открытым и эти территории устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и местных традиций.
В удовлетворении заявления о признании незаконными и не подлежащими применению со дня принятия Закона Волгоградской области N 1040-ОД от 05.04.2005 и Закона Волгоградской области N 1032-ОД от 25.03.2005 в части установления границы города Волжского с муниципальным образованием отказано правомерно, так как установление областной Думой границ муниципального округа город Волжский соответствует историческим и иным местным традициям, факторам развития города.Вывод суда также соответствует позиции, высказанной в постановлении Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 года N 15-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда", согласно статье 131 (часть 1) Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований является открытым и эти территории устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и местных традиций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности правового регулирования вопросов административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации
(Шугрина Е.С., Кабанова И.Е., Иванова К.А.)
("Местное право", 2018, N 3)20. Закон Тульской области от 27.12.2007 N 954-ЗТО (ред. от 11.06.2014) "Об административно-территориальном устройстве Тульской области".
(Шугрина Е.С., Кабанова И.Е., Иванова К.А.)
("Местное право", 2018, N 3)20. Закон Тульской области от 27.12.2007 N 954-ЗТО (ред. от 11.06.2014) "Об административно-территориальном устройстве Тульской области".
Статья: Вопросы становления системы избирательных комиссий и досрочного прекращения полномочий члена комиссии с правом решающего голоса
(Тюрина Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2017, N 1)<14> Закон Тульской области от 27 декабря 2007 г. N 954-ЗТО "Об административно-территориальном устройстве Тульской области" (в ред. от 11.06.2014). URL: http://npatula.ru.
(Тюрина Н.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2017, N 1)<14> Закон Тульской области от 27 декабря 2007 г. N 954-ЗТО "Об административно-территориальном устройстве Тульской области" (в ред. от 11.06.2014). URL: http://npatula.ru.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1997 N 15-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда"Никакого иного порядка определения территорий местного самоуправления, формирования муниципальных образований в Тульской области не установлено. Согласно части второй статьи 5 Устава (Основного Закона) Тульской области вопросы административно - территориального устройства области решаются в порядке, установленном законодательным актом Тульской области; при этом в состав области входят районы, города областного и районного подчинения, поселки, сельские и иные населенные пункты. В соответствии со статьей 70 Устава местное самоуправление осуществляется в пределах территорий, определенных областной Думой: в городских, районных, сельских поселениях, а также иных территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда"Никакого иного порядка определения территорий местного самоуправления, формирования муниципальных образований в Тульской области не установлено. Согласно части второй статьи 5 Устава (Основного Закона) Тульской области вопросы административно - территориального устройства области решаются в порядке, установленном законодательным актом Тульской области; при этом в состав области входят районы, города областного и районного подчинения, поселки, сельские и иные населенные пункты. В соответствии со статьей 70 Устава местное самоуправление осуществляется в пределах территорий, определенных областной Думой: в городских, районных, сельских поселениях, а также иных территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
"Комментарий к Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ"
(постатейный)
(под ред. Е.И. Колюшина)
("Юстицинформ", 2003)В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 3 ноября 1997 г. по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда <*>, территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других - является открытым, и эти территории согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. А пункт 1 ст. 2 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" правомерно устанавливает, что в субъектах РФ, не установивших в своих законах норм, регулирующих порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, муниципальными образованиями являются в соответствии с существующим административно-территориальным делением субъектов РФ районы, города, районы в городах, имеющих районное деление, поселки, сельские округа (сельсоветы), иные населенные пункты или территории, в которых на день вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществлялось в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(постатейный)
(под ред. Е.И. Колюшина)
("Юстицинформ", 2003)В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 3 ноября 1997 г. по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда <*>, территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других - является открытым, и эти территории согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. А пункт 1 ст. 2 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" правомерно устанавливает, что в субъектах РФ, не установивших в своих законах норм, регулирующих порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, муниципальными образованиями являются в соответствии с существующим административно-территориальным делением субъектов РФ районы, города, районы в городах, имеющих районное деление, поселки, сельские округа (сельсоветы), иные населенные пункты или территории, в которых на день вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществлялось в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья: Реформа территориальной организации местного самоуправления в регионах Центрального федерального округа
(Колпаков Н.В.)
("Право и политика", 2006, N 12)Многие субъекты Российской Федерации, не ограничиваясь необходимым минимумом мероприятий, направленных на приведение территориальной организации местного самоуправления в соответствие с Федеральным законом, предприняли ряд мер по превентивному изменению административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации и границ муниципальных образований.
(Колпаков Н.В.)
("Право и политика", 2006, N 12)Многие субъекты Российской Федерации, не ограничиваясь необходимым минимумом мероприятий, направленных на приведение территориальной организации местного самоуправления в соответствие с Федеральным законом, предприняли ряд мер по превентивному изменению административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации и границ муниципальных образований.
Статья: Территории местного самоуправления и их юридические конструкции
(Бабичев И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2009, N 10)Так, в Законе Новгородской области административно-территориальная единица определяется как часть территории области в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления и организации местного самоуправления, образованная в результате административно-территориального деления области, имеющая административный центр, наименование, органы местного самоуправления и установленный законодательством статус. В Законе Тульской области административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах, имеющая название и установленный Законом соответствующий статус, сосредоточенную застройку, инженерную, транспортную и социальную инфраструктуры. Закон Амурской области определяет административно-территориальную единицу области как муниципальное образование области, имеющее установленные нормативными правовыми актами название, статус, границы и административный центр.
(Бабичев И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2009, N 10)Так, в Законе Новгородской области административно-территориальная единица определяется как часть территории области в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления и организации местного самоуправления, образованная в результате административно-территориального деления области, имеющая административный центр, наименование, органы местного самоуправления и установленный законодательством статус. В Законе Тульской области административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах, имеющая название и установленный Законом соответствующий статус, сосредоточенную застройку, инженерную, транспортную и социальную инфраструктуры. Закон Амурской области определяет административно-территориальную единицу области как муниципальное образование области, имеющее установленные нормативными правовыми актами название, статус, границы и административный центр.
Статья: Реформы местного самоуправления 1995 и 2003 гг. как фактор, определяющий количество избираемых органов местного самоуправления
(Михеева В.И.)
("Общество и право", 2008, N 1)Наличие и правомерность при решении территориальных вопросов местного самоуправления иных подходов, чем предложенные комитетом по вопросам местного самоуправления, окончательно подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. N 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" выражена следующая правовая позиция: "Определение уровня, на котором создаются муниципальные образования, - с тем, чтобы это способствовало, насколько возможно, приближению органов местного самоуправления к населению и позволяло решать весь комплекс вопросов местного значения, подлежащих передаче в ведение местного самоуправления, и вместе с тем не препятствовало решению вопросов, которые выходят за эти рамки и как таковые по своему существу относятся к полномочиям органов государственной власти, - может быть различным и зависит от особенностей тех или иных субъектов Российской Федерации" <1>. Позднее, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1997 г. N 15-П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда эта правовая позиция была подтверждена следующим образом: "Территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований является открытым и эти территории устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации" <2>.
(Михеева В.И.)
("Общество и право", 2008, N 1)Наличие и правомерность при решении территориальных вопросов местного самоуправления иных подходов, чем предложенные комитетом по вопросам местного самоуправления, окончательно подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. N 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" выражена следующая правовая позиция: "Определение уровня, на котором создаются муниципальные образования, - с тем, чтобы это способствовало, насколько возможно, приближению органов местного самоуправления к населению и позволяло решать весь комплекс вопросов местного значения, подлежащих передаче в ведение местного самоуправления, и вместе с тем не препятствовало решению вопросов, которые выходят за эти рамки и как таковые по своему существу относятся к полномочиям органов государственной власти, - может быть различным и зависит от особенностей тех или иных субъектов Российской Федерации" <1>. Позднее, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1997 г. N 15-П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда эта правовая позиция была подтверждена следующим образом: "Территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований является открытым и эти территории устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации" <2>.
Статья: Реформа территориальной организации местного самоуправления в регионах Центрального федерального округа
(Колпаков Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 11)Многие субъекты Российской Федерации, не ограничиваясь необходимым минимумом мероприятий, направленных на приведение территориальной организации местного самоуправления в соответствие с Федеральным законом, предприняли ряд мер по превентивному изменению административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации и границ муниципальных образований.
(Колпаков Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 11)Многие субъекты Российской Федерации, не ограничиваясь необходимым минимумом мероприятий, направленных на приведение территориальной организации местного самоуправления в соответствие с Федеральным законом, предприняли ряд мер по превентивному изменению административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации и границ муниципальных образований.
"Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России"
(постатейный)
(Лазарев Л.В., Морщакова Т.Г., Страшун Б.А. и другие)
("Институт права и публичной политики", 2005)Федеральный законодатель взял на себя функцию определения муниципальных образований, в которых должны быть назначены выборы в органы местного самоуправления, исходя при этом из существующего административно-территориального деления субъектов РФ; между тем данный вопрос может быть урегулирован только субъектом РФ.
(постатейный)
(Лазарев Л.В., Морщакова Т.Г., Страшун Б.А. и другие)
("Институт права и публичной политики", 2005)Федеральный законодатель взял на себя функцию определения муниципальных образований, в которых должны быть назначены выборы в органы местного самоуправления, исходя при этом из существующего административно-территориального деления субъектов РФ; между тем данный вопрос может быть урегулирован только субъектом РФ.
"Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций"
(Бабичев И.В.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)Так, в законах Новгородской области административно-территориальная единица определяется как часть территории области в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления и организации местного самоуправления, образованная в результате административно-территориального деления области, имеющая административный центр, наименование, органы местного самоуправления и установленный законодательством статус. В законах Тульской области административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах, имеющая название и установленный законом соответствующий статус, сосредоточенную застройку, инженерную, транспортную и социальную инфраструктуры. Законы Амурской области определяют административно-территориальную единицу области как муниципальное образование области, имеющее установленные нормативными правовыми актами название, статус, границы и административный центр.
(Бабичев И.В.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)Так, в законах Новгородской области административно-территориальная единица определяется как часть территории области в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления и организации местного самоуправления, образованная в результате административно-территориального деления области, имеющая административный центр, наименование, органы местного самоуправления и установленный законодательством статус. В законах Тульской области административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах, имеющая название и установленный законом соответствующий статус, сосредоточенную застройку, инженерную, транспортную и социальную инфраструктуры. Законы Амурской области определяют административно-территориальную единицу области как муниципальное образование области, имеющее установленные нормативными правовыми актами название, статус, границы и административный центр.
Статья: Порядок и особенности формирования Общественной палаты России
(Грудцына Л.Ю.)
("Адвокат", 2007, N 7)Административно-территориальное устройство субъекта Федерации и территориальное устройство местного самоуправления в Российской Федерации - разные, хотя и близкие категории. Обе связаны с "пространственной" организацией власти. Только первая - с организацией государственной, а вторая - муниципальной власти. Границы муниципальных территориальных единиц могут совпадать с границами административно-территориальных единиц, а могут и не совпадать.
(Грудцына Л.Ю.)
("Адвокат", 2007, N 7)Административно-территориальное устройство субъекта Федерации и территориальное устройство местного самоуправления в Российской Федерации - разные, хотя и близкие категории. Обе связаны с "пространственной" организацией власти. Только первая - с организацией государственной, а вторая - муниципальной власти. Границы муниципальных территориальных единиц могут совпадать с границами административно-территориальных единиц, а могут и не совпадать.
Статья: Опрос граждан как форма участия населения в решении вопросов государственного управления в субъектах Российской Федерации
(Курячая М.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2015, N 5)В настоящее время из 85 субъектов Российской Федерации законы об опросе населения в целях решения вопросов, отнесенных к ведению субъекта РФ, действуют только в городе Москве <11>, Алтайском крае <12>, Краснодарском крае <13>, Иркутской области <14>, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре <15>, Чукотском автономном округе <16>. В отдельных субъектах Российской Федерации, например в Калужской области <17>, Тульской области <18> и городе Севастополе <19>, предусмотрена возможность проведения опроса населения для решения отдельных вопросов административно-территориального устройства. Эти нормативные акты устанавливают порядок подготовки, проведения, установления результатов опроса как одной из форм выявления мнения и учета интересов населения при принятии органами государственной власти соответствующих решений.
(Курячая М.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2015, N 5)В настоящее время из 85 субъектов Российской Федерации законы об опросе населения в целях решения вопросов, отнесенных к ведению субъекта РФ, действуют только в городе Москве <11>, Алтайском крае <12>, Краснодарском крае <13>, Иркутской области <14>, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре <15>, Чукотском автономном округе <16>. В отдельных субъектах Российской Федерации, например в Калужской области <17>, Тульской области <18> и городе Севастополе <19>, предусмотрена возможность проведения опроса населения для решения отдельных вопросов административно-территориального устройства. Эти нормативные акты устанавливают порядок подготовки, проведения, установления результатов опроса как одной из форм выявления мнения и учета интересов населения при принятии органами государственной власти соответствующих решений.
Статья: Специфика регионального управления в Российской империи
(Чихладзе Л.Т.)
("Административное и муниципальное право", 2008, N 6)После трансформации Московского централизованного государства в Российскую империю особое внимание начинает уделяться административно-территориальной реформе. Так, например, Петр I своим Указом 1708 г. "Об учреждении губерний" и изданным в его развитие Указом 1714 г. провел новое административное деление. В результате этой реформы число губерний увеличилось до 11, при этом каждая делилась на провинции, а последние - на дистрикты. Во главе губерний стояли губернаторы, назначаемые царем. В их ведении было гражданское управление губернией, командование войсками, расквартированными на территории губернии, полицейские и некоторые судебные функции. Этот правительственный орган также дополнялся элементом дворянского самоуправления. Так, при губернаторах учреждались ландраты, вместе с которыми они должны были коллегиально решать все дела. Согласно Указу от 20 января 1714 г., ландраты выбирались местными дворянами. Ландратские коллегии состояли из 8 - 12 человек; одновременно при губернаторе находилось лишь два ландрата. Эти пары менялись по месяцам, а вся коллегия - один раз в конце года. Следует отметить, что ландраты не стали выборными представительными органами местного (губернского) дворянства при губернаторе, а оформились в своего рода "чиновников по особым поручениям", представлявшим на местном уровне Сенат или все того же губернатора. Эта местная структура совершенно не соответствовала первоначально определенному для нее месту в системе органов регионального управления. Этому мешала незавершенность реформирования административно-территориального деления страны. Российские губернии петровского времени представляли собой огромные по размерам территориальные единицы. Например, в состав тогдашней Московской губернии целиком или частично входили современные области: Московская, Калужская, Тульская, Владимирская, Ярославская и Костромская. Административными единицами губернии оставались допетровские уезды. Начиная с 1711 г. уезды стали объединяться в провинции. Так, большинство уездов Московской губернии со временем было объединено в 8 провинций. Провинции управлялись воеводами, подчинявшимися губернаторам. Исходя из этого воеводы, так же как и губернаторы или даже ландтаги, являлись представителями центрального правительства на местах. Во главе уездов стояли земские комиссары, подчинявшиеся земским камерирам - провинциальным чиновникам, ведавшим финансами провинции. Однако начиная с 1727 г. система управления губернией упрощается. Следовательно, основными органами местного управления становятся губернаторы и воеводы, с соответствующим канцелярским аппаратам.
(Чихладзе Л.Т.)
("Административное и муниципальное право", 2008, N 6)После трансформации Московского централизованного государства в Российскую империю особое внимание начинает уделяться административно-территориальной реформе. Так, например, Петр I своим Указом 1708 г. "Об учреждении губерний" и изданным в его развитие Указом 1714 г. провел новое административное деление. В результате этой реформы число губерний увеличилось до 11, при этом каждая делилась на провинции, а последние - на дистрикты. Во главе губерний стояли губернаторы, назначаемые царем. В их ведении было гражданское управление губернией, командование войсками, расквартированными на территории губернии, полицейские и некоторые судебные функции. Этот правительственный орган также дополнялся элементом дворянского самоуправления. Так, при губернаторах учреждались ландраты, вместе с которыми они должны были коллегиально решать все дела. Согласно Указу от 20 января 1714 г., ландраты выбирались местными дворянами. Ландратские коллегии состояли из 8 - 12 человек; одновременно при губернаторе находилось лишь два ландрата. Эти пары менялись по месяцам, а вся коллегия - один раз в конце года. Следует отметить, что ландраты не стали выборными представительными органами местного (губернского) дворянства при губернаторе, а оформились в своего рода "чиновников по особым поручениям", представлявшим на местном уровне Сенат или все того же губернатора. Эта местная структура совершенно не соответствовала первоначально определенному для нее месту в системе органов регионального управления. Этому мешала незавершенность реформирования административно-территориального деления страны. Российские губернии петровского времени представляли собой огромные по размерам территориальные единицы. Например, в состав тогдашней Московской губернии целиком или частично входили современные области: Московская, Калужская, Тульская, Владимирская, Ярославская и Костромская. Административными единицами губернии оставались допетровские уезды. Начиная с 1711 г. уезды стали объединяться в провинции. Так, большинство уездов Московской губернии со временем было объединено в 8 провинций. Провинции управлялись воеводами, подчинявшимися губернаторам. Исходя из этого воеводы, так же как и губернаторы или даже ландтаги, являлись представителями центрального правительства на местах. Во главе уездов стояли земские комиссары, подчинявшиеся земским камерирам - провинциальным чиновникам, ведавшим финансами провинции. Однако начиная с 1727 г. система управления губернией упрощается. Следовательно, основными органами местного управления становятся губернаторы и воеводы, с соответствующим канцелярским аппаратам.