Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан
Подборка наиболее важных документов по запросу Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2003 N 49-Г03-3
В удовлетворении заявления о назначении даты выборов главы администрации города отказано правомерно, поскольку законодательством субъекта РФ не предусмотрено создание в границах города единого муниципального образования, а заявитель может реализовать свое право на участие в осуществлении местного самоуправления на территории муниципальных образований, расположенных в городе.В связи с этим на территории Республики Башкортостан приняты соответствующие Законы: "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований" от 14 марта 1996 года; "Об установлении границ муниципальных образований в Республике Башкортостан" от 25 июля 2001 года и "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" от 13 марта 1998 года (с изменениями от 11 января и 5 июня 2001 года), которые регулируют порядок образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований в Республике Башкортостан.
В удовлетворении заявления о назначении даты выборов главы администрации города отказано правомерно, поскольку законодательством субъекта РФ не предусмотрено создание в границах города единого муниципального образования, а заявитель может реализовать свое право на участие в осуществлении местного самоуправления на территории муниципальных образований, расположенных в городе.В связи с этим на территории Республики Башкортостан приняты соответствующие Законы: "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований" от 14 марта 1996 года; "Об установлении границ муниципальных образований в Республике Башкортостан" от 25 июля 2001 года и "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" от 13 марта 1998 года (с изменениями от 11 января и 5 июня 2001 года), которые регулируют порядок образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований в Республике Башкортостан.
Определение Верховного Суда РФ от 10.12.2002 N 49-Г02-100
Вопрос о структуре органов местного самоуправления отнесен к компетенции самого муниципального образования; в муниципальном образовании в обязательном порядке должны быть созданы только выборные представительные органы местного самоуправления, а должность выборного главы муниципального образования может быть предусмотрена в уставе муниципального образования.1 июля 2002 г. Н.А. дополнил жалобу и просил назначить дату проведения выборов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Башкортостан - г. Уфы, а также представительных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях на территории административно - территориальной единицы - г. Уфе согласно приложению к Закону Республики Башкортостан "Об административно - территориальном устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований". Кроме того, им было заявлено устное требование о назначении даты выборов глав этих муниципальных образований.
Вопрос о структуре органов местного самоуправления отнесен к компетенции самого муниципального образования; в муниципальном образовании в обязательном порядке должны быть созданы только выборные представительные органы местного самоуправления, а должность выборного главы муниципального образования может быть предусмотрена в уставе муниципального образования.1 июля 2002 г. Н.А. дополнил жалобу и просил назначить дату проведения выборов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Башкортостан - г. Уфы, а также представительных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях на территории административно - территориальной единицы - г. Уфе согласно приложению к Закону Республики Башкортостан "Об административно - территориальном устройстве Республики Башкортостан и территориях муниципальных образований". Кроме того, им было заявлено устное требование о назначении даты выборов глав этих муниципальных образований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сельские территории и сельские поселения: правовая доктрина устойчивого комплексного развития
(Афанасьев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)В научной литературе многие авторы отмечают, что в законодательстве субъектов РФ и федеральном законодательстве при регулировании территориального устройства местного самоуправления не находит места единый подход в классификации сельских территорий и населенных пунктов. К примеру, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 июня 2003 г. N 141 "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2013 г." под сельской местностью понимают объединенные общей территорией в границах муниципального района сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, а также входящие в состав городских поселений или городских округов сельские населенные пункты и рабочие поселки, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. При административно-территориальном устройстве в законодательстве большинства субъектов РФ выделяют сельские населенные пункты, рабочие, дачные и курортные поселки, города. К сельским населенным пунктам относят не только село, деревню, хутор, аул, но и иные населенные пункты, где жители ведут сельский образ жизни и которые не отнесены к категории городских населенных пунктов, рабочих поселков, дачных и курортных поселков. В отдельных субъектах РФ градация сельских населенных пунктов производится в зависимости от количества проживающего населения. Теоретическая проблема отнесения населенных пунктов к сельским или городским находит свое отражение и в юридической науке. Обратим внимание и на то, что имеются некоторые различия в определении указанного понятия в зарубежной и российской практике. К примеру, к сельским территориям документы Всемирной торговой организации относят территорию вне пределов больших городов, где экономика основана на традиционном для жителей производстве сельскохозяйственной продукции с использованием местных природных ресурсов. При исследовании законодательства зарубежных стран с развитой экономикой можно отметить, что относительно небольшие города с числом жителей до 250 тыс. человек, в которых обычно сосредоточена значительная часть производств по переработке сельскохозяйственной продукции, также относят в состав сельских территорий (они являются административными центрами этих территорий).
(Афанасьев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)В научной литературе многие авторы отмечают, что в законодательстве субъектов РФ и федеральном законодательстве при регулировании территориального устройства местного самоуправления не находит места единый подход в классификации сельских территорий и населенных пунктов. К примеру, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 июня 2003 г. N 141 "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2013 г." под сельской местностью понимают объединенные общей территорией в границах муниципального района сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, а также входящие в состав городских поселений или городских округов сельские населенные пункты и рабочие поселки, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. При административно-территориальном устройстве в законодательстве большинства субъектов РФ выделяют сельские населенные пункты, рабочие, дачные и курортные поселки, города. К сельским населенным пунктам относят не только село, деревню, хутор, аул, но и иные населенные пункты, где жители ведут сельский образ жизни и которые не отнесены к категории городских населенных пунктов, рабочих поселков, дачных и курортных поселков. В отдельных субъектах РФ градация сельских населенных пунктов производится в зависимости от количества проживающего населения. Теоретическая проблема отнесения населенных пунктов к сельским или городским находит свое отражение и в юридической науке. Обратим внимание и на то, что имеются некоторые различия в определении указанного понятия в зарубежной и российской практике. К примеру, к сельским территориям документы Всемирной торговой организации относят территорию вне пределов больших городов, где экономика основана на традиционном для жителей производстве сельскохозяйственной продукции с использованием местных природных ресурсов. При исследовании законодательства зарубежных стран с развитой экономикой можно отметить, что относительно небольшие города с числом жителей до 250 тыс. человек, в которых обычно сосредоточена значительная часть производств по переработке сельскохозяйственной продукции, также относят в состав сельских территорий (они являются административными центрами этих территорий).
Статья: Предварительный конституционный надзор за региональным законодательством как полномочие конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации: причины появления и проблемы регулирования
(Галяева И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)(2) по обязательной предварительной проверке конституционности законов субъектов РФ на входе: дача заключения о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) <26> проектов конституционных законов Республики Саха (Якутия) и проектов законов Республики Саха (Якутия), предметом регулирования которых являются основы конституционного строя Республики Саха (Якутия), а также национально-государственный статус и административно-территориальное устройство Республики Саха (Якутия) (п. 4 ст. 3).
(Галяева И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)(2) по обязательной предварительной проверке конституционности законов субъектов РФ на входе: дача заключения о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) <26> проектов конституционных законов Республики Саха (Якутия) и проектов законов Республики Саха (Якутия), предметом регулирования которых являются основы конституционного строя Республики Саха (Якутия), а также национально-государственный статус и административно-территориальное устройство Республики Саха (Якутия) (п. 4 ст. 3).
Нормативные акты
"Изменение 455/2021 ОКАТО Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95"
(принято и введено в действие Приказом Росстандарта от 23.12.2021 N 1841-ст)Первый раздел "Объекты административно-территориального
(принято и введено в действие Приказом Росстандарта от 23.12.2021 N 1841-ст)Первый раздел "Объекты административно-территориального
Статья: Территории административного подчинения в контексте решения проблем правового регулирования статуса населенных пунктов
(Коломеец Н.Е., Чертков А.Н.)
("Законодательство и экономика", 2013, N 9)<6> Закон Республики Башкортостан от 20 апреля 2005 г. N 178-з "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан" (в ред. от 11 июля 2012 г.) // Республика Башкортостан. 2005. N 74 (25807).
(Коломеец Н.Е., Чертков А.Н.)
("Законодательство и экономика", 2013, N 9)<6> Закон Республики Башкортостан от 20 апреля 2005 г. N 178-з "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан" (в ред. от 11 июля 2012 г.) // Республика Башкортостан. 2005. N 74 (25807).
"Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование)"
(Михалева Н.А.)
("ЮРКОМПАНИ", 2010)Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство. Он образует, упраздняет административно-территориальные единицы, изменяет границы между ними, дает и меняет наименование, решает другие вопросы административно-территориального устройства с учетом мнения и интересов населения соответствующей территории. В ряде конституций и уставов субъектов Федерации имеются специальные разделы, главы или статьи, закрепляющие административно-территориальное устройство (Конституции Татарстана (разд. III "Административно-территориальное устройство"), Башкортостана (гл. 3 "Административно-территориальное устройство и столица Республики Башкортостан"); Уставы Владимирской (гл. 2 "Административно-территориальное устройство области"), Иркутской (гл. 2 "Основы административно-территориального устройства Иркутской области") областей, г. Москвы (гл. 3 "Территориальное деление города Москвы"), г. Санкт-Петербурга (гл. 3 "Основы территориального устройства Санкт-Петербурга") и др.
(Михалева Н.А.)
("ЮРКОМПАНИ", 2010)Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство. Он образует, упраздняет административно-территориальные единицы, изменяет границы между ними, дает и меняет наименование, решает другие вопросы административно-территориального устройства с учетом мнения и интересов населения соответствующей территории. В ряде конституций и уставов субъектов Федерации имеются специальные разделы, главы или статьи, закрепляющие административно-территориальное устройство (Конституции Татарстана (разд. III "Административно-территориальное устройство"), Башкортостана (гл. 3 "Административно-территориальное устройство и столица Республики Башкортостан"); Уставы Владимирской (гл. 2 "Административно-территориальное устройство области"), Иркутской (гл. 2 "Основы административно-территориального устройства Иркутской области") областей, г. Москвы (гл. 3 "Территориальное деление города Москвы"), г. Санкт-Петербурга (гл. 3 "Основы территориального устройства Санкт-Петербурга") и др.
Статья: К проблеме организации мировой юстиции в дореволюционной России (на материалах Южного Урала)
(Гибадатов У.И.)
("История государства и права", 2008, N 9)Можно выделить следующие особенности организации мировой юстиции в Башкирском крае: мировые судьи входили в судебно-административную систему; территориальная организация мировой юстиции совпадала с административно-территориальным делением края; формирование судейского корпуса происходило на выборных началах; рассмотрение дел у мировых судей осуществлялось как единолично (мировые судьи), так и коллегиально (мировой съезд); съезд мировых судей осуществлял не только судебные функции, но и организационно-распорядительный контроль деятельности мировых судей. Здесь же наблюдается более бюрократизированное управление мировой юстицией, полномочия министра юстиции расширяются: теперь он имеет право назначать, перемещать и увольнять судей и председателей съездов (в ряде случаев и по совету с губернатором). Финансирование мировых судов производится в основном из государственной казны. Несмотря на то что все вышеперечисленные факторы так или иначе способствовали улучшению контроля за Башкирским краем, нельзя недооценивать и положительное влияние мировых судов на состояние правосудия. Во-первых, мировая юстиция была призвана по мере возможности защищать интересы не только помещиков, но и бывших крепостных крестьян. Во-вторых, именно в мировых судах одним из первых был введен принцип гласности, что не могло не повлиять на рост авторитета мировых судов среди населения. И наконец, в-третьих, мировым судам частично удалось заменить утвердившиеся в крае шариатские суды с суровыми и бескомпромиссными законами. Одним словом, несмотря на вышеперечисленные недостатки мирового суда, он явился для народов, проживающих на Южном Урале, символом справедливости и правосудия.
(Гибадатов У.И.)
("История государства и права", 2008, N 9)Можно выделить следующие особенности организации мировой юстиции в Башкирском крае: мировые судьи входили в судебно-административную систему; территориальная организация мировой юстиции совпадала с административно-территориальным делением края; формирование судейского корпуса происходило на выборных началах; рассмотрение дел у мировых судей осуществлялось как единолично (мировые судьи), так и коллегиально (мировой съезд); съезд мировых судей осуществлял не только судебные функции, но и организационно-распорядительный контроль деятельности мировых судей. Здесь же наблюдается более бюрократизированное управление мировой юстицией, полномочия министра юстиции расширяются: теперь он имеет право назначать, перемещать и увольнять судей и председателей съездов (в ряде случаев и по совету с губернатором). Финансирование мировых судов производится в основном из государственной казны. Несмотря на то что все вышеперечисленные факторы так или иначе способствовали улучшению контроля за Башкирским краем, нельзя недооценивать и положительное влияние мировых судов на состояние правосудия. Во-первых, мировая юстиция была призвана по мере возможности защищать интересы не только помещиков, но и бывших крепостных крестьян. Во-вторых, именно в мировых судах одним из первых был введен принцип гласности, что не могло не повлиять на рост авторитета мировых судов среди населения. И наконец, в-третьих, мировым судам частично удалось заменить утвердившиеся в крае шариатские суды с суровыми и бескомпромиссными законами. Одним словом, несмотря на вышеперечисленные недостатки мирового суда, он явился для народов, проживающих на Южном Урале, символом справедливости и правосудия.
Статья: Федеральные округа как территориальная сфера деятельности полномочных представителей Президента РФ: состояние и перспективы развития системы
(Черкасов К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2007, N 3)Дополнительно следует оптимизировать встраиваемость системы федеральных округов в существующую сетку административно-территориального деления страны. Речь идет о необходимости перемещения ряда субъектов России из одного федерального округа в другой, что в первую очередь должно затронуть Приволжский и Уральский федеральные округа. Так, Пермский край, Оренбургская область и, возможно, Республика Башкортостан должны войти в состав Уральского федерального округа и, следовательно, выйти из Приволжского федерального округа. Тогда как Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа должны выйти из Уральского федерального округа и войти во вновь созданный Западно-Сибирский федеральный округ.
(Черкасов К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2007, N 3)Дополнительно следует оптимизировать встраиваемость системы федеральных округов в существующую сетку административно-территориального деления страны. Речь идет о необходимости перемещения ряда субъектов России из одного федерального округа в другой, что в первую очередь должно затронуть Приволжский и Уральский федеральные округа. Так, Пермский край, Оренбургская область и, возможно, Республика Башкортостан должны войти в состав Уральского федерального округа и, следовательно, выйти из Приволжского федерального округа. Тогда как Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа должны выйти из Уральского федерального округа и войти во вновь созданный Западно-Сибирский федеральный округ.
"Территория в публичном праве"
(Нарутто С.В., Шугрина Е.С., Исаев И.А., Алебастрова И.А.)
("Норма", "Инфра-М", 2013)В действовавшем до 2009 г. Законе Томской области от 26 июня 1997 г. N 469 "Об административно-территориальном устройстве Томской области" в качестве административно-территориальных единиц выделялись "монофункциональные поселения", под которыми понимаются "административно-территориальные единицы, включающие в себя территорию военных городков, вахтовых поселков, временных поселений, имеющих важное производственное и отраслевое значение и обеспеченных необходимым уровнем жилищно-коммунальных и бытовых услуг, единой инфраструктурой систем жизнеобеспечения поселения; и поселения с особым правовым статусом, то есть административно-территориальные единицы, представляющие собой населенные территории, созданные для решения отдельных экономических задач" (ст. 3).
(Нарутто С.В., Шугрина Е.С., Исаев И.А., Алебастрова И.А.)
("Норма", "Инфра-М", 2013)В действовавшем до 2009 г. Законе Томской области от 26 июня 1997 г. N 469 "Об административно-территориальном устройстве Томской области" в качестве административно-территориальных единиц выделялись "монофункциональные поселения", под которыми понимаются "административно-территориальные единицы, включающие в себя территорию военных городков, вахтовых поселков, временных поселений, имеющих важное производственное и отраслевое значение и обеспеченных необходимым уровнем жилищно-коммунальных и бытовых услуг, единой инфраструктурой систем жизнеобеспечения поселения; и поселения с особым правовым статусом, то есть административно-территориальные единицы, представляющие собой населенные территории, созданные для решения отдельных экономических задач" (ст. 3).
"Правоведение: Учебник"
(Шумилов В.М.)
("Проспект", 2009)Законодательные органы субъектов принимают уставы/конституции и законы; утверждают бюджет субъекта; устанавливают региональные налоги, порядок проведения референдумов, административно-территориальное устройство, структуру исполнительных органов власти субъекта.
(Шумилов В.М.)
("Проспект", 2009)Законодательные органы субъектов принимают уставы/конституции и законы; утверждают бюджет субъекта; устанавливают региональные налоги, порядок проведения референдумов, административно-территориальное устройство, структуру исполнительных органов власти субъекта.
"Основы организации муниципального управления: Учебное пособие"
(Наумов С.Ю., Подсумкова А.А.)
("Форум", 2009)Предложения об изменении границ муниципального образования хотя бы одного из указанных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации. В большинстве случаев вопрос об изменении границ муниципальных образований регулируется законами об административно-территориальном устройстве (например, Саратовская область). Встречаются также законы субъектов Российской Федерации о порядке образования, объединения и разделения муниципальных образований (Самарская область, Краснодарский край), о муниципальных образованиях (Владимирская область), об установлении границ муниципальных образований (Республика Башкортостан) и т.п.
(Наумов С.Ю., Подсумкова А.А.)
("Форум", 2009)Предложения об изменении границ муниципального образования хотя бы одного из указанных субъектов должны быть рассмотрены в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации. В большинстве случаев вопрос об изменении границ муниципальных образований регулируется законами об административно-территориальном устройстве (например, Саратовская область). Встречаются также законы субъектов Российской Федерации о порядке образования, объединения и разделения муниципальных образований (Самарская область, Краснодарский край), о муниципальных образованиях (Владимирская область), об установлении границ муниципальных образований (Республика Башкортостан) и т.п.
"Государственная власть и местное самоуправление в городе Москве"
(Мадьярова А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Неопределенность в этом вопросе имеет историческую подоплеку. В советское время не выделялось местное самоуправление как отдельная форма публичной власти наряду с государственной, и административно-территориальное устройство представляло собой деление территории страны на части (административно-территориальные единицы) в целях организации единого государственного управления, причем в каждой административно-территориальной единице создавались соответствующие органы управления (советы народных депутатов, их исполкомы), входившие в единую систему советов во главе с Верховным Советом РСФСР. После прекращения системы советов, утверждения новых принципов российского федерализма и местного самоуправления административно-территориальное устройство страны утратило свое прежнее универсальное значение, а те территориальные единицы, которые по традиции рассматривались как административно-территориальные (прежде всего населенные пункты, их части), утратили свое прежнее значение территорий, в которых создаются органы власти. Федеральные органы государственной власти имеют свою систему территориальных подразделений, которую они и определяют самостоятельно, причем для различных органов признается эффективным создание различных территориальных единиц, не совпадающих между собой: для арбитражных судов создаются судебные округа, для судов общей юрисдикции - судебные районы, для мировых судей - судебные участки, в рамках системы органов исполнительной власти также нет единой территориальной структуры. Органы местного самоуправления действуют в рамках муниципальных образований, виды (муниципальный район, городское или сельское поселение в составе муниципального района, городской округ) и правила создания которых определены на федеральном уровне, поэтому нельзя сказать, что муниципально-территориальное устройство находится в ведении субъекта РФ. В этих условиях в ведении субъекта РФ находится лишь деление своей территории на части в целях организации государственной власти субъекта РФ (создания территориальных подразделений региональных государственных органов). Однако далеко не все субъекты РФ создают органы общей компетенции в территориальных единицах (например, Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Саха (Якутия) - всего около 30% субъектов РФ). А территориальные подразделения органов специальной компетенции для удобства населения создаются, как правило, в границах муниципальных образований и не требуют создания какой-то особой системы административно-территориальных единиц, к тому же для разных органов, исходя из их компетенции, оптимальная сфера юрисдикции может быть разной, что также подрывает унификацию административно-территориального деления субъекта РФ.
(Мадьярова А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Неопределенность в этом вопросе имеет историческую подоплеку. В советское время не выделялось местное самоуправление как отдельная форма публичной власти наряду с государственной, и административно-территориальное устройство представляло собой деление территории страны на части (административно-территориальные единицы) в целях организации единого государственного управления, причем в каждой административно-территориальной единице создавались соответствующие органы управления (советы народных депутатов, их исполкомы), входившие в единую систему советов во главе с Верховным Советом РСФСР. После прекращения системы советов, утверждения новых принципов российского федерализма и местного самоуправления административно-территориальное устройство страны утратило свое прежнее универсальное значение, а те территориальные единицы, которые по традиции рассматривались как административно-территориальные (прежде всего населенные пункты, их части), утратили свое прежнее значение территорий, в которых создаются органы власти. Федеральные органы государственной власти имеют свою систему территориальных подразделений, которую они и определяют самостоятельно, причем для различных органов признается эффективным создание различных территориальных единиц, не совпадающих между собой: для арбитражных судов создаются судебные округа, для судов общей юрисдикции - судебные районы, для мировых судей - судебные участки, в рамках системы органов исполнительной власти также нет единой территориальной структуры. Органы местного самоуправления действуют в рамках муниципальных образований, виды (муниципальный район, городское или сельское поселение в составе муниципального района, городской округ) и правила создания которых определены на федеральном уровне, поэтому нельзя сказать, что муниципально-территориальное устройство находится в ведении субъекта РФ. В этих условиях в ведении субъекта РФ находится лишь деление своей территории на части в целях организации государственной власти субъекта РФ (создания территориальных подразделений региональных государственных органов). Однако далеко не все субъекты РФ создают органы общей компетенции в территориальных единицах (например, Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Саха (Якутия) - всего около 30% субъектов РФ). А территориальные подразделения органов специальной компетенции для удобства населения создаются, как правило, в границах муниципальных образований и не требуют создания какой-то особой системы административно-территориальных единиц, к тому же для разных органов, исходя из их компетенции, оптимальная сфера юрисдикции может быть разной, что также подрывает унификацию административно-территориального деления субъекта РФ.
Статья: О понятии административно-территориальной единицы
(Коломеец Н.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2012, N 11)"часть территории Республики Башкортостан в установленных границах с одним или несколькими населенными пунктами, полученная в результате административно-территориального деления Республики Башкортостан, имеющая официально установленные статус и наименование" (ст. 3);
(Коломеец Н.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2012, N 11)"часть территории Республики Башкортостан в установленных границах с одним или несколькими населенными пунктами, полученная в результате административно-территориального деления Республики Башкортостан, имеющая официально установленные статус и наименование" (ст. 3);
"Арбитражный процесс: Учебник"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. В.В. Ярков)
("Статут", 2017)Территории судебных округов не равнозначны административно-территориальному делению Российской Федерации, что позволяет исключить влияние местных органов власти и органов власти субъектов РФ на судебную деятельность и обеспечивает высокий уровень независимости суда кассационной инстанции от местных интересов. Такое построение системы обеспечивает возможность формирования арбитражными судами округов арбитражной судебной практики, обеспечение ее единства и согласованности на всей территории Российской Федерации.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. В.В. Ярков)
("Статут", 2017)Территории судебных округов не равнозначны административно-территориальному делению Российской Федерации, что позволяет исключить влияние местных органов власти и органов власти субъектов РФ на судебную деятельность и обеспечивает высокий уровень независимости суда кассационной инстанции от местных интересов. Такое построение системы обеспечивает возможность формирования арбитражными судами округов арбитражной судебной практики, обеспечение ее единства и согласованности на всей территории Российской Федерации.