О судебных участках и должностях мировых судей
Подборка наиболее важных документов по запросу О судебных участках и должностях мировых судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Замещение временно отсутствующего мирового судьи: рядовая процедура с глобальным содержанием
(Чех Г.В.)
("Мировой судья", 2025, N 1)В соответствии с п. 1, 4 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О мировых судьях в Российской Федерации" деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
(Чех Г.В.)
("Мировой судья", 2025, N 1)В соответствии с п. 1, 4 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О мировых судьях в Российской Федерации" деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
Статья: Место и роль кассационных судов общей юрисдикции в гражданском судопроизводстве
(Терехова Л.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)Отношение к актам мировых судей отчасти объясняется особым статусом мировой юстиции. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях" <9> мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ. Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 4 Федерального закона о мировых судьях). Организационное обеспечение деятельности мировых судей, т.е. кадровые, финансовые, материально-технические и др., осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ (ч. 1 ст. 10 Закона). В то же время требования к кандидатам на должность мирового судьи - общие для судей РФ (ст. 5); заработная плата, социальные выплаты, обеспечение жильем - расходные обязательства Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Закона).
(Терехова Л.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)Отношение к актам мировых судей отчасти объясняется особым статусом мировой юстиции. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях" <9> мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ. Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 4 Федерального закона о мировых судьях). Организационное обеспечение деятельности мировых судей, т.е. кадровые, финансовые, материально-технические и др., осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ (ч. 1 ст. 10 Закона). В то же время требования к кандидатам на должность мирового судьи - общие для судей РФ (ст. 5); заработная плата, социальные выплаты, обеспечение жильем - расходные обязательства Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Закона).
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"2. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"2. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"3. На территории Донецкой Народной Республики по инициативе законодательного (представительного) органа Донецкой Народной Республики, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, создаются судебные участки и должности мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"3. На территории Донецкой Народной Республики по инициативе законодательного (представительного) органа Донецкой Народной Республики, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, создаются судебные участки и должности мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)72) создания и упразднения судебных участков и должностей мировых судей, установления порядка назначения (избрания) мировых судей, определения структуры и штатной численности аппарата мировых судей, организационного и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и оплаты труда работников аппарата мировых судей;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)72) создания и упразднения судебных участков и должностей мировых судей, установления порядка назначения (избрания) мировых судей, определения структуры и штатной численности аппарата мировых судей, организационного и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и оплаты труда работников аппарата мировых судей;
Статья: Влияние доктрины на трансформацию понятия "компетенция суда" в контексте реформирования цивилистического процессуального законодательства
(Конова Ф.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)Применяется в действующем законодательстве термин "юрисдикция" и непосредственно при обозначении компетенции судов. Например, "никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда" (п. 3 ст. 17 ФКЗ о судебной системе); "судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда" (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" <22>).
(Конова Ф.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)Применяется в действующем законодательстве термин "юрисдикция" и непосредственно при обозначении компетенции судов. Например, "никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда" (п. 3 ст. 17 ФКЗ о судебной системе); "судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда" (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" <22>).
Статья: Дискреционные полномочия регионов при территориальном строительстве мировой юстиции в свете положений Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"
(Козырева Т.В.)
("Мировой судья", 2023, N 4)Почти во всех регионах России территориальная организация мировой юстиции установлена законами, что соответствует положениям федерального законодательства. Детально регламентированы процедуры, связанные с созданием и изменением границ судебных участков: установлен порядок изменения границ судебных участков, например, в Воронежской области изменение границ осуществляется путем внесения изменений в закон по представлению губернатора, а предложения по упразднению судебных участков и должностей мировых судей, по созданию новых судебных участков и должностей мировых судей в пределах общего числа мировых судей и количества судебных участков, по изменению границ судебных участков вносятся в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей, председателем Воронежского областного суда <4>; обозначены основания изменения границ судебных участков, например, в Забайкальском крае создание и упразднение судебных участков и должностей мировых судей в пределах общего числа мировых судей и количества судебных участков в Забайкальском крае, установленных федеральным законодательством, осуществляются в случае изменения численности населения на территориях судебных участков или изменения административно-территориального деления Забайкальского края <5>; установлены требования к созданию, изменению судебных участков, например, в Дагестане установлено, что должно быть соблюдено примерное равенство судебных участков по числу населения в пределах района, города с допустимым отклонением от средней нормы численности населения на один судебный участок не более чем на 10%; средняя норма численности населения на один судебный участок определяется путем деления общей численности населения района, города на число судебных участков на территории района, города <6>; конкретизирован способ определения территории судебного участка, например, в Республике Татарстан границы судебных участков мировых судей в районах и городах устанавливаются и изменяются законами исходя из расчета численности населения на судебном участке <7>.
(Козырева Т.В.)
("Мировой судья", 2023, N 4)Почти во всех регионах России территориальная организация мировой юстиции установлена законами, что соответствует положениям федерального законодательства. Детально регламентированы процедуры, связанные с созданием и изменением границ судебных участков: установлен порядок изменения границ судебных участков, например, в Воронежской области изменение границ осуществляется путем внесения изменений в закон по представлению губернатора, а предложения по упразднению судебных участков и должностей мировых судей, по созданию новых судебных участков и должностей мировых судей в пределах общего числа мировых судей и количества судебных участков, по изменению границ судебных участков вносятся в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей, председателем Воронежского областного суда <4>; обозначены основания изменения границ судебных участков, например, в Забайкальском крае создание и упразднение судебных участков и должностей мировых судей в пределах общего числа мировых судей и количества судебных участков в Забайкальском крае, установленных федеральным законодательством, осуществляются в случае изменения численности населения на территориях судебных участков или изменения административно-территориального деления Забайкальского края <5>; установлены требования к созданию, изменению судебных участков, например, в Дагестане установлено, что должно быть соблюдено примерное равенство судебных участков по числу населения в пределах района, города с допустимым отклонением от средней нормы численности населения на один судебный участок не более чем на 10%; средняя норма численности населения на один судебный участок определяется путем деления общей численности населения района, города на число судебных участков на территории района, города <6>; конкретизирован способ определения территории судебного участка, например, в Республике Татарстан границы судебных участков мировых судей в районах и городах устанавливаются и изменяются законами исходя из расчета численности населения на судебном участке <7>.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Судебные участки и должности мировых судей создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. чел. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. чел. создается один судебный участок.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Судебные участки и должности мировых судей создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. чел. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. чел. создается один судебный участок.