О статусе депутата Республики Коми

Подборка наиболее важных документов по запросу О статусе депутата Республики Коми (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2003 N 3-Г03-5
В удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей, не подлежащей применению ст. 24 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16.06.1998 N 25-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16.06.2002 N 75-РЗ отказано правомерно, поскольку оспариваемая норма принята в пределах совместного ведения РФ и субъектов РФ и сама по себе не затрагивает исключительную компетенцию РФ в области регулирования трудовых отношений.
Гарантии, указанные в ст. 24 оспариваемого Закона, в целом согласуются с принципами осуществления совместного нормотворчества Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, позволяющими субъектам Российской Федерации принимать по предметам совместного ведения собственные нормативные правовые акты по вопросам, в том числе, и не урегулированным в соответствующих федеральных законах, и положениями ст. ст. 5, 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст. ст. 6, 11, 164, 165, 172 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими создание депутатам представительных органов местного самоуправления необходимых условий для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий путем установления для них Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации особого статуса, включающего в себя и дополнительные трудовые гарантии, обеспечивающие защиту депутатов от незаконного увольнения с работы и необоснованного изменения им существенных условий труда. Поскольку федеральный закон о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации отсутствует, то с учетом изложенных выше обстоятельств Республика Коми обоснованно приняла собственный нормативный правовой акт, содержащий нормы о статусе депутатов советов муниципальных образований Республики Коми, которые предусматривают более высокий по сравнению с действующим трудовым законодательством уровень защиты трудовых прав этих депутатов. При этом установленные в ст. 24 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" меры защиты трудовых прав депутатов представительных органов местного самоуправления сами по себе не противоречат основным началам трудового законодательства, т.к. не исключают право работодателя на применение положений ст. ст. 73, 77, 81 Трудового кодекса Российской Федерации при наличии согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления, и с точки зрения права граждан на осуществление местного самоуправления через свои выборные органы являются соразмерными и оправданными.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу о статусе края, области как субъектов Российской Федерации
(Артемова Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)
- на протяжении 90-х гг. XX столетия вся цепь противостояния центра и регионов (будем использовать данный термин как синоним субъекту Российской Федерации) выстраивалась во взаимоотношениях федеральных органов власти и органов власти республик в составе России. Достаточно привести череду решений Конституционного Суда РФ, которые касались суверенитета, принципа народовластия и независимости (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике"; Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Постановление от 4 апреля 2002 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея"; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 г. N 250-О "По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации"; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. N 92-О "По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан" и др.;
"Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование)"
(Михалева Н.А.)
("ЮРКОМПАНИ", 2010)
Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определен его основным законом - Конституции Мордовии (ст. ст. 81, 82), Саха (Якутии) - ст. ст. 59, 60, Северной Осетии - Алании (ст. ст. 68, 69), Татарстана (ст. ст. 70 - 72), Тывы (ст. 101), Удмуртии (ст. 33); Уставы Алтайского края (ст. 69), Свердловской области (ст. ст. 36, 37), городов Москвы (ст. 34), Санкт-Петербурга (ст. 25) и др.; специальными законами - от 27 декабря 2006 г. N 140-РЗ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми" (в ред. от 30 июня 2009 г.); от 6 марта 2007 г. N 9-ПК "О статусе депутата Законодательного Собрания Пермского края" (в ред. от 4 июня 2008 г.); от 16 мая 2007 г. N 670-ОЗ "О статусе депутата Псковского областного Собрания депутатов" (в ред. от 7 мая 2009 г.); от 20 марта 1995 г. N 2-КЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края" (в ред. от 1 июля 2009 г.); от 20 февраля 2006 г. N 5-ОЗ "О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области" (в ред. от 25 декабря 2006 г.); от 28 февраля 2006 г. N 4-ЗО "О статусе депутата Законодательного Собрания Челябинской области" (в ред. от 24 сентября 2009 г.); от 5 октября 2006 г. N 779-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Еврейской автономной области" (в ред. от 27 мая 2009 г.) и др., а также регламентами этих парламентов.

Нормативные акты

Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 428-О
"По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 6 и пунктов 6 и 7 статьи 6.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Реализация закрепленного в Конституции Российской Федерации полномочия Президента Российской Федерации назначать судей федеральных судов не может быть обусловлена согласием или несогласием субъекта Российской Федерации с назначением конкретного лица на должность. Иное означало бы сужение компетенции Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к ее ведению статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации, а также ограничение предусмотренного статьями 83 (пункт "е") и 128 (часть 2) Конституции Российской Федерации полномочия Президента Российской Федерации. Данная правовая позиция получила закрепление в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан, от 6 марта 2003 года по запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".