О признании неправомочным состава совета депутатов

Подборка наиболее важных документов по запросу О признании неправомочным состава совета депутатов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13.07.2021 N 66а-789/2021
Категория: Споры с органами власти.
Требования: 1) Об установлении отсутствия (прекращения) полномочий депутатов Совета депутатов.
Требования: 2) О признании неправомочным действующего состава Совета депутатов.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования о признании состава Совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области неправомочным, исходил из того, что на момент рассмотрения дела совет состоит из 6 депутатов, что меньше установленной численности Уставом муниципального образования; в таком составе совет не способен принимать какие-либо решения, отнесенные к его компетенции, что подтверждает наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", для признания его состава неправомочным.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Назначение и проведение досрочных и дополнительных выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в решениях судов общей юрисдикции
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 7)
Приняв 13 февраля 2016 г. решение о назначении досрочных выборов, избирательная комиссия фактически превысила свои полномочия. Во-первых, выборы были назначены до вступления в законную силу судебного решения о признании неправомочным состава депутатов Совета депутатов сельского поселения Барвихинское. Его принятие не могло повлечь за собой досрочное прекращение полномочий депутатов представительного органа, избранных на муниципальных выборах, состоявшихся 13 сентября 2015 г. Это вытекает из содержания п. 2 ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" <4>, согласно которому полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. Исходя из регулятивной части решения Московского областного суда оно вступало в законную силу только по истечении месячного срока на апелляционное обжалование. На момент принятия решения о назначении досрочных выборов основания для этого еще не наступили.
"Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Бабичева, Е.С. Шугриной)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2015)
Так, 8 декабря 2008 г. сформирован Совет депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области на основании п. 1 ч. 4 ст. 35 комментируемого Закона - из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов данных поселений. 1 марта 2009 г. сформирован Совет депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области на основании п. 2 ч. 4 ст. 35 этого же Закона - на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Воспользовавшись правовой коллизией, оба Совета депутатов приступили к осуществлению своих полномочий. Прокурор Московской области обратился в суд с заявлением о признании неправомочным первого состава Совета депутатов Солнечногорского муниципального района (сформированного в декабре 2008 г.). Прокурор ссылался на незаконность формирования этого состава Совета депутатов, поскольку была нарушена процедура формирования: он был создан раньше предусмотренного Законом двухгодичного срока и не на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.12.2001 N 17-П
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 208 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Г.В. Истомина, А.М. Соколова, И.Т. Султанова, М.М. Хафизова и А.В. Штанина"
Кроме того, в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 мая 2001 года, вынесенном по заявлению граждан И.Т. Султанова и М.М. Хафизова о разъяснении резолютивной части решения того же суда от 4 мая 2001 года об отказе в удовлетворении их жалобы о признании неправомочным состава народных депутатов Государственного Совета Республики Татарстан созыва 1999 - 2004 годов, указано на невозможность кассационного обжалования этого решения.
Определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2009 N 1006-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хрипунова Геннадия Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Поскольку в сложившейся ситуации избранные депутаты, составлявшие менее двух третей от установленной численности представительного органа (16 из 25), не имели возможности в соответствии с законом провести первое заседание, а представительный орган - приступить к осуществлению своих полномочий, трое граждан, проживающих в данном муниципальном районе, обратились в Воронежский областной суд с заявлением о признании состава депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района четвертого созыва неправомочным. В период рассмотрения дела в суде еще шестеро депутатов указанного Совета народных депутатов заявили об отказе от депутатских мандатов и сложении своих полномочий. Решением Воронежского областного суда от 15 мая 2008 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2008 года, на основании пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" состав депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района четвертого созыва был признан неправомочным, что повлекло в соответствии с частями 17 и 18 статьи 35 названного Федерального закона досрочное прекращение полномочий всех его депутатов и проведение досрочных выборов.