О применении мер к кредитным организациям
Подборка наиболее важных документов по запросу О применении мер к кредитным организациям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7.7 "Права и обязанности кредитных организаций, филиалов иностранных банков при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в зависимости от отнесения их к группам риска совершения подозрительных операций" Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"При этом применение мер кредитной организацией не обусловлено проведением служебного расследования, установлением противоправной цели операций клиента и последующим обращением в Росфинмониторинг."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки Банка России: основания для отзыва лицензии у банка
(КонсультантПлюс, 2025)Для применения указанной нормы в качестве основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций требуется наличие самого факта неоднократного применения к кредитной организации мер надзорного реагирования..."
(КонсультантПлюс, 2025)Для применения указанной нормы в качестве основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций требуется наличие самого факта неоднократного применения к кредитной организации мер надзорного реагирования..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении кредитными организациями специальных экономических мер в отношении подсанкционных лиц Украины.
(Письмо Банка России от 16.03.2023 N 03-12-4/2112)Вопрос: Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков - членов АРБ, касающимися механизма реализации российскими кредитными организациями некоторых требований санкционного комплаенса.
(Письмо Банка России от 16.03.2023 N 03-12-4/2112)Вопрос: Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков - членов АРБ, касающимися механизма реализации российскими кредитными организациями некоторых требований санкционного комплаенса.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"2. Актами Банка России, указанными в части 1 настоящей статьи, в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, если место их нахождения или место нахождения их подразделений располагается на территории Донецкой Народной Республики (далее - кредитная организация и некредитная финансовая организация), могут устанавливаться особенности осуществления ими деятельности, проведения операций, значения нормативов и показателей, требования к составу и структуре активов, порядку расчета и размеру собственных средств (капитала), требования к обеспечению финансовой надежности, в том числе к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, требования к лицам, приобретающим акции (доли) кредитной организации и некредитной финансовой организации, требования к лицам, устанавливающим (осуществляющим) контроль в отношении владельцев (приобретателей) акций (долей) кредитной организации и некредитной финансовой организации, требования к порядку приобретения акций (долей) кредитной организации и некредитной финансовой организации, а также порядок применения мер к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям за допущенные нарушения в их деятельности.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"2. Актами Банка России, указанными в части 1 настоящей статьи, в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, если место их нахождения или место нахождения их подразделений располагается на территории Донецкой Народной Республики (далее - кредитная организация и некредитная финансовая организация), могут устанавливаться особенности осуществления ими деятельности, проведения операций, значения нормативов и показателей, требования к составу и структуре активов, порядку расчета и размеру собственных средств (капитала), требования к обеспечению финансовой надежности, в том числе к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, требования к лицам, приобретающим акции (доли) кредитной организации и некредитной финансовой организации, требования к лицам, устанавливающим (осуществляющим) контроль в отношении владельцев (приобретателей) акций (долей) кредитной организации и некредитной финансовой организации, требования к порядку приобретения акций (долей) кредитной организации и некредитной финансовой организации, а также порядок применения мер к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям за допущенные нарушения в их деятельности.
Указание Банка России от 31.03.2022 N 6113-У
"О порядке применения Банком России к кредитной организации мер, предусмотренных статьей 74.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и к некредитной финансовой организации мер, предусмотренных статьей 76.8-1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2022 N 69916)Зарегистрировано в Минюсте России 2 сентября 2022 г. N 69916
"О порядке применения Банком России к кредитной организации мер, предусмотренных статьей 74.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и к некредитной финансовой организации мер, предусмотренных статьей 76.8-1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2022 N 69916)Зарегистрировано в Минюсте России 2 сентября 2022 г. N 69916
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Характер оснований для назначения временной администрации свидетельствует о более глубоком финансовом кризисе кредитной организации, чем для применения мер финансового оздоровления кредитных организаций. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Характер оснований для назначения временной администрации свидетельствует о более глубоком финансовом кризисе кредитной организации, чем для применения мер финансового оздоровления кредитных организаций. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:
Статья: Как выстроить систему внутреннего контроля, чтобы обеспечить полноту и достоверность учета и отчетности
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Ошибки в бухгалтерском учете - это риски, которые привели либо могут привести к событиям операционного риска вследствие применения к кредитной организации регуляторных мер воздействия либо вследствие предъявления претензий клиентами. Для того чтобы ошибки не стали реализовавшимися событиями операционного риска, необходимо построить систему, позволяющую предотвратить либо в максимально короткие сроки выявить и устранить недостоверные данные бухгалтерского учета и отчетности.
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Ошибки в бухгалтерском учете - это риски, которые привели либо могут привести к событиям операционного риска вследствие применения к кредитной организации регуляторных мер воздействия либо вследствие предъявления претензий клиентами. Для того чтобы ошибки не стали реализовавшимися событиями операционного риска, необходимо построить систему, позволяющую предотвратить либо в максимально короткие сроки выявить и устранить недостоверные данные бухгалтерского учета и отчетности.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В таком же порядке вступил в силу и Закон 2004 г. N 219-ФЗ, внесший изменения в законодательные акты РФ в связи с принятием комментируемого Закона: Закон 2004 г. N 219-ФЗ, за исключением положений п. 1 и подп. "б" п. 3 его ст. 1, вступил в силу с 1 июня 2005 г.; положения п. 1 и подп. "б" п. 3 ст. 1 Закона 2004 г. N 219-ФЗ, внесшие дополнения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", дублирующие указанную обязанность кредитных организаций и предусматривающие применение Банком России мер к кредитной организации в порядке надзора при непредставлении информации в БКИ в случае получения согласия субъекта КИ, вступили в силу с 1 сентября 2005 г.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В таком же порядке вступил в силу и Закон 2004 г. N 219-ФЗ, внесший изменения в законодательные акты РФ в связи с принятием комментируемого Закона: Закон 2004 г. N 219-ФЗ, за исключением положений п. 1 и подп. "б" п. 3 его ст. 1, вступил в силу с 1 июня 2005 г.; положения п. 1 и подп. "б" п. 3 ст. 1 Закона 2004 г. N 219-ФЗ, внесшие дополнения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", дублирующие указанную обязанность кредитных организаций и предусматривающие применение Банком России мер к кредитной организации в порядке надзора при непредставлении информации в БКИ в случае получения согласия субъекта КИ, вступили в силу с 1 сентября 2005 г.
Статья: Размещение бюджетных средств на банковских депозитах: некоторые проблемы регулирования
(Кукушкин В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 5)Возможно, изменение законодательства в этой части следует сделать комплексно, учитывая существующие проблемы правового регулирования применения мер ответственности к кредитным организациям со стороны Банка России, что уже не входит в предмет настоящей статьи. Полагаю, законодатель мог бы внести необходимые изменения в рассмотренные статьи, чтобы исключить неверное толкование, потенциально ненужные споры и обеспечить надлежащую защиту публичных интересов в сфере бюджетных отношений и стабильность гражданского оборота.
(Кукушкин В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 5)Возможно, изменение законодательства в этой части следует сделать комплексно, учитывая существующие проблемы правового регулирования применения мер ответственности к кредитным организациям со стороны Банка России, что уже не входит в предмет настоящей статьи. Полагаю, законодатель мог бы внести необходимые изменения в рассмотренные статьи, чтобы исключить неверное толкование, потенциально ненужные споры и обеспечить надлежащую защиту публичных интересов в сфере бюджетных отношений и стабильность гражданского оборота.
Статья: Частно- и публично-правовые начала в судебной практике по делам о несостоятельности
(Балданов Р.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 3)"Мировое соглашение, в свою очередь, заключается как с целью справедливого и соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов путем предоставления им равных правовых возможностей для достижения частных экономических интересов, так и с целью сохранения деятельности организации-должника путем восстановления ее платежеспособности. Имея в виду данную публично-правовую цель, кредитная организация и ее кредиторы в установленном законом порядке достигают согласия, при этом кредиторы идут на определенные уступки для более полного удовлетворения своих требований, без применения к кредитной организации мер по ликвидации...".
(Балданов Р.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 3)"Мировое соглашение, в свою очередь, заключается как с целью справедливого и соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов путем предоставления им равных правовых возможностей для достижения частных экономических интересов, так и с целью сохранения деятельности организации-должника путем восстановления ее платежеспособности. Имея в виду данную публично-правовую цель, кредитная организация и ее кредиторы в установленном законом порядке достигают согласия, при этом кредиторы идут на определенные уступки для более полного удовлетворения своих требований, без применения к кредитной организации мер по ликвидации...".
Статья: Обновленная форма 0409053: как заполнить в IV квартале и что изменится с 1 января с учетом Указания N 6406-У
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 12)Банк России полагает возможным воздержаться от применения мер ответственности за непредставление кредитными организациями сведений по форме 0409053 в период с 1 октября по 31 декабря 2023 г. Это связано с тем, что срок действия формы в редакции Указания N 5986-У не больше трех месяцев. С 1 января 2024 г. сведения об акционерах (участниках) и иных лицах кредитных организаций будут направляться в Банк России в порядке и сроки, которые предусмотрены формой 0409053 в редакции Указания N 6406-У.
(Озкан А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 12)Банк России полагает возможным воздержаться от применения мер ответственности за непредставление кредитными организациями сведений по форме 0409053 в период с 1 октября по 31 декабря 2023 г. Это связано с тем, что срок действия формы в редакции Указания N 5986-У не больше трех месяцев. С 1 января 2024 г. сведения об акционерах (участниках) и иных лицах кредитных организаций будут направляться в Банк России в порядке и сроки, которые предусмотрены формой 0409053 в редакции Указания N 6406-У.
Статья: Ответы на вопросы, связанные с Указанием Банка России от 03.02.2025 N 6993-У "О видах кредитов (займов), в отношении которых могут быть установлены макропруденциальные лимиты, о характеристиках указанных кредитов (займов), о порядке установления и применения макропруденциальных лимитов в отношении указанных кредитов (займов), о факторах риска увеличения долговой нагрузки заемщиков - физических лиц, а также о порядке применения мер, предусмотренных частью пятой статьи 45.6 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
("Официальный сайт Банка России", 2025)При этом порядок взаимодействия с заемщиками, в том числе по увеличению лимита кредитования, должен быть регламентирован внутренними документами кредитных организаций с учетом необходимости включения таких потребительских кредитов (займов) в расчет МПЛ соответствующего периода. Нарушение указанных внутренних документов может привести к несоблюдению установленных Банком России значений МПЛ и применению к кредитной организации мер, предусмотренных статьей 45.6 Федерального закона N 86-ФЗ.
("Официальный сайт Банка России", 2025)При этом порядок взаимодействия с заемщиками, в том числе по увеличению лимита кредитования, должен быть регламентирован внутренними документами кредитных организаций с учетом необходимости включения таких потребительских кредитов (займов) в расчет МПЛ соответствующего периода. Нарушение указанных внутренних документов может привести к несоблюдению установленных Банком России значений МПЛ и применению к кредитной организации мер, предусмотренных статьей 45.6 Федерального закона N 86-ФЗ.
Статья: Макропруденциальные лимиты в 2025 году: новые подходы в регулировании
(Озкан А.)
("Банковское кредитование", 2025, N 1)Проект, безусловно, содержит много новых направлений совершенствования МПЛ, но при этом важно, что фундаментальные основы работы МПЛ сохраняются. Кроме того, однозначно можно отметить, что помимо основных подходов к порядку установления и применения МПЛ остаются без изменений и подходы к порядку применения к кредитным организациям мер, предусмотренных ч. 5 ст. 45.6 Закона N 86-ФЗ, за нарушения, допущенные ими при расчете МПЛ.
(Озкан А.)
("Банковское кредитование", 2025, N 1)Проект, безусловно, содержит много новых направлений совершенствования МПЛ, но при этом важно, что фундаментальные основы работы МПЛ сохраняются. Кроме того, однозначно можно отметить, что помимо основных подходов к порядку установления и применения МПЛ остаются без изменений и подходы к порядку применения к кредитным организациям мер, предусмотренных ч. 5 ст. 45.6 Закона N 86-ФЗ, за нарушения, допущенные ими при расчете МПЛ.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1 - 7. Комментируемая статья определяет действия и меры принуждения, применяемые Банком России в случае нарушения поднадзорной организацией требований комментируемого Закона или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России. Обозначение "поднадзорные организации" введено в ч. 4 ст. 31 комментируемого Закона в юридико-технических целях в отношении не являющихся кредитными организациями операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры. Вместе с тем в комментируемой статье (ч. 9) говорится о применении мер принуждения и к оператору платежной системы, являющемуся кредитной организацией.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1 - 7. Комментируемая статья определяет действия и меры принуждения, применяемые Банком России в случае нарушения поднадзорной организацией требований комментируемого Закона или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России. Обозначение "поднадзорные организации" введено в ч. 4 ст. 31 комментируемого Закона в юридико-технических целях в отношении не являющихся кредитными организациями операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры. Вместе с тем в комментируемой статье (ч. 9) говорится о применении мер принуждения и к оператору платежной системы, являющемуся кредитной организацией.