О предоставлении социальной выплате взамен земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу О предоставлении социальной выплате взамен земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2023 N 88-3561/2023 по делу N 2-1277/2022 (УИД 89RS0005-01-2022-002153-73)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Молодая семья истицы, включая малолетних детей, была признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. Впоследствии семье истицы было отказано в признании участницей мероприятия, она исключена из списка претендентов - участников мероприятия.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Разрешая заявленные Т. требования, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 N 1099-П, постановлением Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2019 N 112-П, ч. 1 и п. п. 1 ч. 2 ст. 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 N 36-3AO "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", исходил из того, что ранее истцу и ее детям была предоставлена социальная выплата взамен предоставления бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности, что не тождественно получению финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий. Также суд указал на отсутствие доказательств того, что семья истца перестала быть нуждающейся в жилом помещении. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что Т. и ее несовершеннолетние дети не могут быть отнесены к категории граждан, улучшивших свои жилищные условия за счет средств окружного бюджета, и посчитал возможным признать за истцом и ее детьми право на участие в указанной подпрограмме, восстановить их в списках участников подпрограммы с даты подачи заявления.
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Молодая семья истицы, включая малолетних детей, была признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. Впоследствии семье истицы было отказано в признании участницей мероприятия, она исключена из списка претендентов - участников мероприятия.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Разрешая заявленные Т. требования, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 N 1099-П, постановлением Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2019 N 112-П, ч. 1 и п. п. 1 ч. 2 ст. 15-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 N 36-3AO "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", исходил из того, что ранее истцу и ее детям была предоставлена социальная выплата взамен предоставления бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственности, что не тождественно получению финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий. Также суд указал на отсутствие доказательств того, что семья истца перестала быть нуждающейся в жилом помещении. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что Т. и ее несовершеннолетние дети не могут быть отнесены к категории граждан, улучшивших свои жилищные условия за счет средств окружного бюджета, и посчитал возможным признать за истцом и ее детьми право на участие в указанной подпрограмме, восстановить их в списках участников подпрограммы с даты подачи заявления.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2023 N 88-21874/2023 (УИД 89RS0003-01-2023-000175-18)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении в качестве участника мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья.
Обстоятельства: Истице отказано в признании участницей жилищной программы в связи с достижением совершеннолетия ее сыном. Поскольку сын проходит обучение по очной форме в государственном профессиональном образовательном учреждении, семья не утратила право на участие в мероприятии по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.
Решение: Отказано.При этом суд первой инстанции отклонил доводы прокурора о применении в данном случае по аналогии права положений пункта 1.3 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданами, имеющими трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2016 года N 110-П, предусматривающего сохранение права на получение указанной социальной выплаты до окончания ребенком, достигшим 18 лет, освоения образовательных программ по очной форме обучения, ввиду отсутствия оснований для применения аналогии права.
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О восстановлении в качестве участника мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья.
Обстоятельства: Истице отказано в признании участницей жилищной программы в связи с достижением совершеннолетия ее сыном. Поскольку сын проходит обучение по очной форме в государственном профессиональном образовательном учреждении, семья не утратила право на участие в мероприятии по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.
Решение: Отказано.При этом суд первой инстанции отклонил доводы прокурора о применении в данном случае по аналогии права положений пункта 1.3 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданами, имеющими трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2016 года N 110-П, предусматривающего сохранение права на получение указанной социальной выплаты до окончания ребенком, достигшим 18 лет, освоения образовательных программ по очной форме обучения, ввиду отсутствия оснований для применения аналогии права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные аспекты предоставления земельных участков многодетным семьям (на основании практики прокурорского надзора прокуратуры Тамбовской области)
(Гулягин А.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 6)Вместе с тем указанные рекомендации носят диспозитивный характер. Анализ регионального законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что особенности порядка предоставления данной категории граждан земельных участков весьма различны: предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства, а также личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства <15>; установление критерия нуждаемости в жилых помещениях как условие получения земельного участка <16>; предоставление земельного участка первоначально в аренду, а после завершения строительства жилого дома - в собственность <17>; предоставление социальных выплат взамен предоставления земельного участка <18>.
(Гулягин А.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 6)Вместе с тем указанные рекомендации носят диспозитивный характер. Анализ регионального законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что особенности порядка предоставления данной категории граждан земельных участков весьма различны: предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства, а также личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства <15>; установление критерия нуждаемости в жилых помещениях как условие получения земельного участка <16>; предоставление земельного участка первоначально в аренду, а после завершения строительства жилого дома - в собственность <17>; предоставление социальных выплат взамен предоставления земельного участка <18>.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, например, в Постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" предусмотрено, что одним из механизмов улучшения жилищных условий многодетных семей является предоставление им социальной выплаты взамен земельного участка, получаемого бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, например, в Постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" предусмотрено, что одним из механизмов улучшения жилищных условий многодетных семей является предоставление им социальной выплаты взамен земельного участка, получаемого бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома.
Нормативные акты
Распоряжение Минсоцразвития МО от 14.04.2025 N 20РВ-108
"Об утверждении формы заявления о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты взамен обеспечения земельными участками отдельным категориям граждан"МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"Об утверждении формы заявления о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты взамен обеспечения земельными участками отдельным категориям граждан"МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ситуация: Какие существуют льготы для многодетных семей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Региональными органами государственной власти может быть установлена возможность предоставления таким гражданам вместо земельного участка иных мер социальной поддержки, в том числе компенсационных выплат. Например, в Москве в настоящее время не осуществляется предоставление садовых или огородных земельных участков. Взамен этого многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании их запроса (заявления) выплачивается компенсация на приобретение или строительство жилых помещений (пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ; ч. 7, 8 ст. 54 Закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ; п. 1.8 Постановления Правительства Москвы от 24.05.2016 N 271-ПП; Письмо Департамента городского имущества г. Москвы от 12.02.2016 N ДГИ-ЭГР-3685/16-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Региональными органами государственной власти может быть установлена возможность предоставления таким гражданам вместо земельного участка иных мер социальной поддержки, в том числе компенсационных выплат. Например, в Москве в настоящее время не осуществляется предоставление садовых или огородных земельных участков. Взамен этого многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании их запроса (заявления) выплачивается компенсация на приобретение или строительство жилых помещений (пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ; ч. 7, 8 ст. 54 Закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ; п. 1.8 Постановления Правительства Москвы от 24.05.2016 N 271-ПП; Письмо Департамента городского имущества г. Москвы от 12.02.2016 N ДГИ-ЭГР-3685/16-1).
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1) административная обслуживающая деятельность, состоящая в принятии и реализации административно-правовых мер, направленных на обеспечение предоставления физическим лицам и организациям публичных (государственных и муниципальных) услуг, различных материальных и нематериальных благ на основании их обращений или на основании предусмотренных законом, иным нормативным правовым актом публично-правовых обязательств (например, предоставление услуг по государственной регистрации лиц и объектов, выдаче различных лицензий и разрешений, предоставлении в пользование или в собственность земельных участков, жилых помещений взамен аварийных, производство различных денежных выплат социального характера);
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)1) административная обслуживающая деятельность, состоящая в принятии и реализации административно-правовых мер, направленных на обеспечение предоставления физическим лицам и организациям публичных (государственных и муниципальных) услуг, различных материальных и нематериальных благ на основании их обращений или на основании предусмотренных законом, иным нормативным правовым актом публично-правовых обязательств (например, предоставление услуг по государственной регистрации лиц и объектов, выдаче различных лицензий и разрешений, предоставлении в пользование или в собственность земельных участков, жилых помещений взамен аварийных, производство различных денежных выплат социального характера);
Статья: Основные направления совершенствования регистрационного законодательства: формирование реестрового права в России
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Отсутствие сведений о правах и правообладателе (правообладателях) в Реестре недвижимости затрудняет или делает невозможным совершение ряда учетно-регистрационных действий. В качестве примера можно привести наводнение в Иркутской области в 2019 году, когда без бумажных документов на недвижимость остались почти 25 тысяч человек <4>, а сведения в Реестре недвижимости о правах на жилые дома и земельные участки отсутствовали. Это затрудняло выдачу жилищных сертификатов, предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, которые выдавались пострадавшим в результате наводнения семьям.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Отсутствие сведений о правах и правообладателе (правообладателях) в Реестре недвижимости затрудняет или делает невозможным совершение ряда учетно-регистрационных действий. В качестве примера можно привести наводнение в Иркутской области в 2019 году, когда без бумажных документов на недвижимость остались почти 25 тысяч человек <4>, а сведения в Реестре недвижимости о правах на жилые дома и земельные участки отсутствовали. Это затрудняло выдачу жилищных сертификатов, предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, которые выдавались пострадавшим в результате наводнения семьям.
Вопрос: Об НДФЛ при выплате многодетной семье единовременной денежной выплаты взамен предоставления земельного участка в Московской области.
(Письмо ФНС России от 30.08.2024 N БС-4-11/9961@)В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" (далее - Закон N 73/2011-ОЗ) многодетной семье, имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с частью 2.1 статьи 3 Закона N 73/2011-ОЗ, по ее заявлению и с ее согласия взамен предоставления такой семье земельного участка в собственность бесплатно однократно предоставляется мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты.
(Письмо ФНС России от 30.08.2024 N БС-4-11/9961@)В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" (далее - Закон N 73/2011-ОЗ) многодетной семье, имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с частью 2.1 статьи 3 Закона N 73/2011-ОЗ, по ее заявлению и с ее согласия взамен предоставления такой семье земельного участка в собственность бесплатно однократно предоставляется мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты.
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Анализ законодательства Омской области позволяет заметить, что многие социальные гарантии не нашли своего закрепления в Кодексе о социальной защите и установлены иными региональными нормативными правовыми актами. Так, отдельными законами Омской области определены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, например, в виде денежного эквивалента расходов (скидки) на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме <15>, в виде денежной выплаты многодетным семьям взамен земельного участка <16>, в виде однократного предоставления социальной выплаты лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на приобретение жилого помещения <17>, в виде ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, являющимся инвалидами I, II или III группы <18>. На подзаконном уровне, в соответствии со ст. ст. 12, 13 Кодекса о социальной защите, принято более 31 акта Губернатора Омской области и свыше 24 актов Правительства Омской области, устанавливающих отдельные меры социальной поддержки, не предусмотренные Кодексом о социальной защите. Также принято более 10 актов Правительства Омской области, направленных на регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан и оказания им социальной помощи.
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Анализ законодательства Омской области позволяет заметить, что многие социальные гарантии не нашли своего закрепления в Кодексе о социальной защите и установлены иными региональными нормативными правовыми актами. Так, отдельными законами Омской области определены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, например, в виде денежного эквивалента расходов (скидки) на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме <15>, в виде денежной выплаты многодетным семьям взамен земельного участка <16>, в виде однократного предоставления социальной выплаты лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на приобретение жилого помещения <17>, в виде ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, являющимся инвалидами I, II или III группы <18>. На подзаконном уровне, в соответствии со ст. ст. 12, 13 Кодекса о социальной защите, принято более 31 акта Губернатора Омской области и свыше 24 актов Правительства Омской области, устанавливающих отдельные меры социальной поддержки, не предусмотренные Кодексом о социальной защите. Также принято более 10 актов Правительства Омской области, направленных на регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан и оказания им социальной помощи.