О муниципальных выборах в Забайкальском крае
Подборка наиболее важных документов по запросу О муниципальных выборах в Забайкальском крае (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 08.07.2025 N 72-ИКАД25-1-А5 (УИД 75OS0000-01-2024-000614-27)
Обстоятельства: Обжалуется определение об отказе в принятии иска.
Решение: Определение оставлено без изменения, так как согласно протоколу избирательной комиссии о результатах выборов выдвинутый партией на избираемую должность кандидат не был внесен в избирательные бюллетени и не участвовал в выборах.В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что кандидат на должность Губернатора Забайкальского края должен быть поддержан депутатами и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов не менее чем в 26 муниципальных районах, муниципальных округах и городских округах, находящихся на территории Забайкальского края. В период избирательной кампании при сборе подписей группа самовыдвиженцев, в том числе действующий губернатор края, и представители трех политических партий собрали все голоса депутатов и избранных глав в 15 муниципальных образованиях края, тем самым заблокировав возможность прохождения муниципального фильтра для других кандидатов, в числе которых был кандидат от Забайкальского краевого отделения политической партии КПРФ. По мнению заявителя, отсутствие у кандидата возможности зарегистрироваться для участия в выборах Губернатора Забайкальского края и, как следствие, невозможность для избирателей проголосовать за данного кандидата не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей края, в связи с чем такие выборы следует признать недействительными.
Обстоятельства: Обжалуется определение об отказе в принятии иска.
Решение: Определение оставлено без изменения, так как согласно протоколу избирательной комиссии о результатах выборов выдвинутый партией на избираемую должность кандидат не был внесен в избирательные бюллетени и не участвовал в выборах.В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что кандидат на должность Губернатора Забайкальского края должен быть поддержан депутатами и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов не менее чем в 26 муниципальных районах, муниципальных округах и городских округах, находящихся на территории Забайкальского края. В период избирательной кампании при сборе подписей группа самовыдвиженцев, в том числе действующий губернатор края, и представители трех политических партий собрали все голоса депутатов и избранных глав в 15 муниципальных образованиях края, тем самым заблокировав возможность прохождения муниципального фильтра для других кандидатов, в числе которых был кандидат от Забайкальского краевого отделения политической партии КПРФ. По мнению заявителя, отсутствие у кандидата возможности зарегистрироваться для участия в выборах Губернатора Забайкальского края и, как следствие, невозможность для избирателей проголосовать за данного кандидата не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей края, в связи с чем такие выборы следует признать недействительными.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по определению организационной основы муниципальных выборов: особенности регионального законодательства
(Макаров И.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Второй вариант - соответствующие полномочия региональной комиссии сформулированы. Такая организационно-правовая модель проведения муниципальных выборов сформирована, в частности, законодателем Забайкальского края. В соответствии со ст. 22 Закона Забайкальского края от 6 июля 2010 г. N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" система избирательных комиссий при подготовке и проведении муниципальных выборов состоит из трех элементов, среди которых не поименована территориальная комиссия. Подготовку и проведение муниципальных выборов в Забайкальском крае осуществляют участковые, окружные комиссии и "избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение муниципальных выборов". Далее региональным законодателем сформулированы нормы о том, что избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение муниципальных выборов, является территориальная избирательная комиссия, на которую решением Избирательной комиссии Забайкальского края возложено исполнение полномочий по подготовке и проведению муниципальных выборов. Эти же полномочия могут возлагаться на участковую избирательную комиссию. Таким образом, в законодательстве Забайкальского края субъектность региональной избирательной комиссии в отношении определения организатора муниципальных выборов не ограничена участковыми комиссиями.
(Макаров И.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Второй вариант - соответствующие полномочия региональной комиссии сформулированы. Такая организационно-правовая модель проведения муниципальных выборов сформирована, в частности, законодателем Забайкальского края. В соответствии со ст. 22 Закона Забайкальского края от 6 июля 2010 г. N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" система избирательных комиссий при подготовке и проведении муниципальных выборов состоит из трех элементов, среди которых не поименована территориальная комиссия. Подготовку и проведение муниципальных выборов в Забайкальском крае осуществляют участковые, окружные комиссии и "избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение муниципальных выборов". Далее региональным законодателем сформулированы нормы о том, что избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение муниципальных выборов, является территориальная избирательная комиссия, на которую решением Избирательной комиссии Забайкальского края возложено исполнение полномочий по подготовке и проведению муниципальных выборов. Эти же полномочия могут возлагаться на участковую избирательную комиссию. Таким образом, в законодательстве Забайкальского края субъектность региональной избирательной комиссии в отношении определения организатора муниципальных выборов не ограничена участковыми комиссиями.
Статья: О необходимости совершенствования положений о видах разрешенного использования земельного участка
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)Позиция представителя Президента Российской Федерации поддерживает доводы Росреестра по Забайкальскому краю и судов всех инстанций по рассматриваемому делу. Представитель отмечает: "право на выбор вспомогательного вида разрешенного использования не подменяет обязанность собственника (правообладателя) вносить сведения, отражающие ipso facto особенности использования принадлежащего ему земельного участка, в Единый государственной реестр недвижимости, включая сведения об установлении или изменении вспомогательного вида разрешенного использования" [1].
(Максимкина Ю.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 7)Позиция представителя Президента Российской Федерации поддерживает доводы Росреестра по Забайкальскому краю и судов всех инстанций по рассматриваемому делу. Представитель отмечает: "право на выбор вспомогательного вида разрешенного использования не подменяет обязанность собственника (правообладателя) вносить сведения, отражающие ipso facto особенности использования принадлежащего ему земельного участка, в Единый государственной реестр недвижимости, включая сведения об установлении или изменении вспомогательного вида разрешенного использования" [1].
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 N 5-ФКЗ
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа"1) осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, - не распространяется требование о запрете замещать выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях в границах Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа, Забайкальского края;
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа"1) осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, - не распространяется требование о запрете замещать выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях в границах Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа, Забайкальского края;
<Письмо> Минздрава России от 04.02.2025 N 15-6/И/2-1774
<О направлении руководства по разработке, внедрению и оценке эффективности корпоративных программ "Модельные корпоративные программы и практики укрепления здоровья работающих">
(вместе с "Руководством по разработке, внедрению и оценке эффективности корпоративных программ. Модельные корпоративные программы и практики укрепления здоровья работающих", утв. ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России 28.01.2025)Анализируя опыт регионов - лидеров по привлечению работников предприятий к использованию платформы Атрия, следует выделить подходы, связанные с организацией межведомственного взаимодействия. Одним их наиболее ярких примеров является Забайкальский край, где на уровне заместителя председателя Правительства края создана трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которой включены представители всех министерств, профсоюзов организаций, работодателей и директор Союза работодателей. Заседанием трехсторонней комиссии принято решение о вовлечении в реализацию корпоративных программ не менее 70% подведомственных учреждений министерства культуры, министерства физической культуры и спорта, министерства труда и социальной защиты населения, министерства науки и образования, ЗАГС с обязательным включением анкетирования на платформе Атрия. Подписаны соглашения о сотрудничестве по формированию корпоративных программ между Министерством здравоохранения Забайкальского края и ведомствами, главами муниципальных образований. Вопросы внедрения и реализации корпоративных программ регулярно обсуждаются на Межведомственном совете по укреплению общественного здоровья на территории Забайкальского края под председательством заместителя председателя Правительства края при участии руководителей ведомств, представителей общественных организаций, Роспотребнадзора, законодательного собрания, глав муниципальных образований.
<О направлении руководства по разработке, внедрению и оценке эффективности корпоративных программ "Модельные корпоративные программы и практики укрепления здоровья работающих">
(вместе с "Руководством по разработке, внедрению и оценке эффективности корпоративных программ. Модельные корпоративные программы и практики укрепления здоровья работающих", утв. ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России 28.01.2025)Анализируя опыт регионов - лидеров по привлечению работников предприятий к использованию платформы Атрия, следует выделить подходы, связанные с организацией межведомственного взаимодействия. Одним их наиболее ярких примеров является Забайкальский край, где на уровне заместителя председателя Правительства края создана трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которой включены представители всех министерств, профсоюзов организаций, работодателей и директор Союза работодателей. Заседанием трехсторонней комиссии принято решение о вовлечении в реализацию корпоративных программ не менее 70% подведомственных учреждений министерства культуры, министерства физической культуры и спорта, министерства труда и социальной защиты населения, министерства науки и образования, ЗАГС с обязательным включением анкетирования на платформе Атрия. Подписаны соглашения о сотрудничестве по формированию корпоративных программ между Министерством здравоохранения Забайкальского края и ведомствами, главами муниципальных образований. Вопросы внедрения и реализации корпоративных программ регулярно обсуждаются на Межведомственном совете по укреплению общественного здоровья на территории Забайкальского края под председательством заместителя председателя Правительства края при участии руководителей ведомств, представителей общественных организаций, Роспотребнадзора, законодательного собрания, глав муниципальных образований.
Статья: Избирательная комиссия как субъект законодательной инициативы по законодательству субъектов Российской Федерации
(Макаров А.В., Нестерова Т.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2015, N 5)Так, в период 2009 - 2013 годов избирательной комиссией Забайкальского края в порядке реализации права законодательной инициативы было внесено 9 проектов Законов, в частности: "О выборах губернатора Забайкальского края", "О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края", "О муниципальных выборах в Забайкальском крае", "О местном референдуме в Забайкальском крае". Ряд законопроектов был подготовлен и внесен на рассмотрение депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края в 2014 году; активная работа в этом направлении продолжается и в 2015 году. Так, 19 февраля 2015 года избирательной комиссией Забайкальского края было принято Постановление N 29-183-2 "О проекте Закона Забайкальского края "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Забайкальского края". Проект Закона был подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" и Федерального закона от 3 февраля 2015 года N 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в связи с необходимостью приведения регионального избирательного законодательства в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 16 декабря 2014 года N 33-П.
(Макаров А.В., Нестерова Т.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2015, N 5)Так, в период 2009 - 2013 годов избирательной комиссией Забайкальского края в порядке реализации права законодательной инициативы было внесено 9 проектов Законов, в частности: "О выборах губернатора Забайкальского края", "О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края", "О муниципальных выборах в Забайкальском крае", "О местном референдуме в Забайкальском крае". Ряд законопроектов был подготовлен и внесен на рассмотрение депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края в 2014 году; активная работа в этом направлении продолжается и в 2015 году. Так, 19 февраля 2015 года избирательной комиссией Забайкальского края было принято Постановление N 29-183-2 "О проекте Закона Забайкальского края "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Забайкальского края". Проект Закона был подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" и Федерального закона от 3 февраля 2015 года N 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в связи с необходимостью приведения регионального избирательного законодательства в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 16 декабря 2014 года N 33-П.
Статья: К вопросу о юридической природе актов, принимаемых избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации
(Судакова С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2015, N 5)Вместе с тем имеется практика Верховного Суда Российской Федерации, свидетельствующая о существовании иного подхода к обозначенной проблеме. 19 сентября 2014 года состоялось решение Забайкальского краевого суда, которым было признано, что Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении муниципальных выборов в Забайкальском крае, утвержденная постановлением избирательной комиссии Забайкальского края, обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц (кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других лиц), рассчитанные на неоднократное применение (подлежит применению при проведении любых муниципальных выборов на территории Забайкальского края), направленные на урегулирование общественных отношений, связанных с назначением, подготовкой и проведением муниципальных выборов на территории Забайкальского края.
(Судакова С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2015, N 5)Вместе с тем имеется практика Верховного Суда Российской Федерации, свидетельствующая о существовании иного подхода к обозначенной проблеме. 19 сентября 2014 года состоялось решение Забайкальского краевого суда, которым было признано, что Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении муниципальных выборов в Забайкальском крае, утвержденная постановлением избирательной комиссии Забайкальского края, обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц (кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других лиц), рассчитанные на неоднократное применение (подлежит применению при проведении любых муниципальных выборов на территории Забайкальского края), направленные на урегулирование общественных отношений, связанных с назначением, подготовкой и проведением муниципальных выборов на территории Забайкальского края.
Статья: О пределах правового регулирования избирательного права в Российской Федерации
(Горлачев Р.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 4)<12> Например, Закон Забайкальского края от 6 июля 2010 г. N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" // Забайкальский рабочий. 2010. N 129-130. 9 июля.
(Горлачев Р.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 4)<12> Например, Закон Забайкальского края от 6 июля 2010 г. N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" // Забайкальский рабочий. 2010. N 129-130. 9 июля.
Статья: Местное самоуправление сегодня и завтра
(Зенков А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 10)Еще одна законотворческая инициатива Думы Читы касается внесения изменений в статью 2 Закона Забайкальского края "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления в Забайкальском крае". Законопроектом предлагалось установить для городского округа "Город Чита" действующую в настоящий момент для иных муниципальных образований Забайкальского края возможность выбора варианта избрания главы городского округа и определить, что глава городского округа возглавляет местную администрацию. Законопроект находится на площадке комитета государственной политики Законодательного собрания Забайкальского края.
(Зенков А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 10)Еще одна законотворческая инициатива Думы Читы касается внесения изменений в статью 2 Закона Забайкальского края "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления в Забайкальском крае". Законопроектом предлагалось установить для городского округа "Город Чита" действующую в настоящий момент для иных муниципальных образований Забайкальского края возможность выбора варианта избрания главы городского округа и определить, что глава городского округа возглавляет местную администрацию. Законопроект находится на площадке комитета государственной политики Законодательного собрания Забайкальского края.
"Муниципальное право России: Учебник"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Васильев В.И.)
("Юстицинформ", 2012)Последнее время на муниципальных выборах все большее значение приобретает партийная принадлежность кандидатов. При этом наиболее сильные позиции занимают кандидаты "Единой России". До сих пор региональными лидерами - губернаторами субъектов Федерации не изжито применение "административного ресурса" с целью избрания нужного партийного кандидата. Причем изобретаются все новые и новые формы использования этого ресурса. Например, на выборах в октябре 2010 г. институциональной формой административного влияния на исход выборов стало назначение губернаторами в городские округа и муниципальные районы своих полпредов. Например, в Забайкальском крае их было 16, в Мурманской области - 6, в Красноярском крае - 8 и т.д. Эти чиновники (кое-где в ранге региональных министров) помогали местным администраторам в решении организационных вопросов выборов, уже своим присутствием ориентируя их на выдвижение кандидатов, как правило, кандидатов "Единой России", и представление их в лучшем свете избирателям. О реальном представительстве населения на таких выборах, учете истинных предпочтений избирателей не могло быть и речи.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Васильев В.И.)
("Юстицинформ", 2012)Последнее время на муниципальных выборах все большее значение приобретает партийная принадлежность кандидатов. При этом наиболее сильные позиции занимают кандидаты "Единой России". До сих пор региональными лидерами - губернаторами субъектов Федерации не изжито применение "административного ресурса" с целью избрания нужного партийного кандидата. Причем изобретаются все новые и новые формы использования этого ресурса. Например, на выборах в октябре 2010 г. институциональной формой административного влияния на исход выборов стало назначение губернаторами в городские округа и муниципальные районы своих полпредов. Например, в Забайкальском крае их было 16, в Мурманской области - 6, в Красноярском крае - 8 и т.д. Эти чиновники (кое-где в ранге региональных министров) помогали местным администраторам в решении организационных вопросов выборов, уже своим присутствием ориентируя их на выдвижение кандидатов, как правило, кандидатов "Единой России", и представление их в лучшем свете избирателям. О реальном представительстве населения на таких выборах, учете истинных предпочтений избирателей не могло быть и речи.
"Комментарий к Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"
(постатейный)
(Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Командирова Т.Г., Немчанинов А.Л., Бевзюк Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Так, во вновь образованном Забайкальском крае комментируемый Закон применялся при организации и проведении муниципальных выборов глав в девяти поселениях и депутатов представительных органов в восьми поселениях. Необходимость применения комментируемого Закона была обусловлена переходным периодом, до принятия и вступления в силу Закона, регулирующего вопросы подготовки и проведения муниципальных выборов в новом субъекте Российской Федерации - Забайкальском крае. В настоящее время в Забайкальском крае принят Закон Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" <3>.
(постатейный)
(Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Командирова Т.Г., Немчанинов А.Л., Бевзюк Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Так, во вновь образованном Забайкальском крае комментируемый Закон применялся при организации и проведении муниципальных выборов глав в девяти поселениях и депутатов представительных органов в восьми поселениях. Необходимость применения комментируемого Закона была обусловлена переходным периодом, до принятия и вступления в силу Закона, регулирующего вопросы подготовки и проведения муниципальных выборов в новом субъекте Российской Федерации - Забайкальском крае. В настоящее время в Забайкальском крае принят Закон Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" <3>.
Статья: Как сохранить сельхозугодья страны. Органы прокуратуры Российской Федерации проводят целенаправленную работу по устранению нарушений в сфере оборота сельскохозяйственных земель
(Данилов Д.Ю., Головин А.А.)
("Прокурор", 2015, N 3)Так, в связи с выявленными нарушениями Читинским природоохранным межрайонным прокурором Забайкальского края опротестованы постановления администрации Читинского муниципального района, которыми в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения утверждены акты выбора и обследования участков сельскохозяйственного назначения для размещения объекта утилизации и захоронения отходов.
(Данилов Д.Ю., Головин А.А.)
("Прокурор", 2015, N 3)Так, в связи с выявленными нарушениями Читинским природоохранным межрайонным прокурором Забайкальского края опротестованы постановления администрации Читинского муниципального района, которыми в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения утверждены акты выбора и обследования участков сельскохозяйственного назначения для размещения объекта утилизации и захоронения отходов.
Статья: Обеспечение избирательных прав избирателей с ограниченными физическими возможностями: вопросы правового регулирования и практической реализации (на примере Забайкальского края)
(Судакова С.В., Пешкова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 4)Правовую основу реализации избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями при проведении выборов в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об основных гарантиях"), Федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Законы Забайкальского края "О выборах Губернатора Забайкальского края", "О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края", "О муниципальных выборах в Забайкальском крае", постановления ЦИК России <1> и иные правовые акты, в том числе законодательного характера.
(Судакова С.В., Пешкова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 4)Правовую основу реализации избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями при проведении выборов в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об основных гарантиях"), Федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Законы Забайкальского края "О выборах Губернатора Забайкальского края", "О выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края", "О муниципальных выборах в Забайкальском крае", постановления ЦИК России <1> и иные правовые акты, в том числе законодательного характера.
Статья: Институт отзыва: проблемы реализации
(Шарова Т.В., Харитонова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 9)В ст. 15 Устава Забайкальского края указано, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. А согласно ст. 16 Устава Забайкальского края одной из форм непосредственного осуществления народовластия в Забайкальском крае являются выборы и отзыв губернатора Забайкальского края, выборы и отзыв депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.
(Шарова Т.В., Харитонова О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 9)В ст. 15 Устава Забайкальского края указано, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. А согласно ст. 16 Устава Забайкальского края одной из форм непосредственного осуществления народовластия в Забайкальском крае являются выборы и отзыв губернатора Забайкальского края, выборы и отзыв депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.
Статья: Еще раз об активном избирательном праве российских граждан, не имеющих регистрации по месту жительства
(Арановский К.В., Князев С.Д.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2012, N 5)<3> По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, активное избирательное право за гражданами, не имеющими регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, - по состоянию на день принятия Конституционным Судом РФ Определения от 8 декабря 2011 года N 1794-О-О - было признано на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации в 14 российских регионах, а на муниципальных выборах - в 15 регионах. В настоящее время ряд субъектов Российской Федерации (Забайкальский край, Хабаровский край, Нижегородская область, Самарская область, Челябинская область и др.) аналогичным образом решили вопрос и с участием граждан в губернаторских выборах, даже несмотря на то, что в подготовленном Центризбиркомом России Модельном законе о выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не акцентировалось внимание на возможности признания активного избирательного права за гражданами, не имеющими регистрации по месту жительства на соответствующей территории.
(Арановский К.В., Князев С.Д.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2012, N 5)<3> По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, активное избирательное право за гражданами, не имеющими регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, - по состоянию на день принятия Конституционным Судом РФ Определения от 8 декабря 2011 года N 1794-О-О - было признано на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации в 14 российских регионах, а на муниципальных выборах - в 15 регионах. В настоящее время ряд субъектов Российской Федерации (Забайкальский край, Хабаровский край, Нижегородская область, Самарская область, Челябинская область и др.) аналогичным образом решили вопрос и с участием граждан в губернаторских выборах, даже несмотря на то, что в подготовленном Центризбиркомом России Модельном законе о выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не акцентировалось внимание на возможности признания активного избирательного права за гражданами, не имеющими регистрации по месту жительства на соответствующей территории.