О комиссиях по делам несовершеннолетних Архангельской области
Подборка наиболее важных документов по запросу О комиссиях по делам несовершеннолетних Архангельской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Архангельского областного суда от 26.03.2024 N 7п-109/2024 (УИД 29RS0021-01-2024-000583-35)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение распоряжению сотрудника правоохранительных органов.
Решение: Удовлетворено.То обстоятельство, что сотрудник полиции, который предъявил требование о прекращении видеосъемки, входил в состав муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Плесецкого муниципального округа Архангельской области и участвовал в ее заседании, не свидетельствует о незаконности требования сотрудника полиции, который находился при исполнении своих обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О полиции".
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение распоряжению сотрудника правоохранительных органов.
Решение: Удовлетворено.То обстоятельство, что сотрудник полиции, который предъявил требование о прекращении видеосъемки, входил в состав муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Плесецкого муниципального округа Архангельской области и участвовал в ее заседании, не свидетельствует о незаконности требования сотрудника полиции, который находился при исполнении своих обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О полиции".
Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2019 N 1-ААД19-1
Обстоятельства: Определением возвращена без рассмотрения жалоба на судебный акт о прекращении производства по делу о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, за нарушение прав и интересов несовершеннолетних в связи с подачей жалобы лицом, не уполномоченным на ее подачу.
Решение: Определение оставлено без изменения.Согласно Положению о территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденному постановлением Правительства Архангельской области от 21 августа 2014 г. N 341-пп, руководителем такого органа является председатель комиссии.
Обстоятельства: Определением возвращена без рассмотрения жалоба на судебный акт о прекращении производства по делу о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, за нарушение прав и интересов несовершеннолетних в связи с подачей жалобы лицом, не уполномоченным на ее подачу.
Решение: Определение оставлено без изменения.Согласно Положению о территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденному постановлением Правительства Архангельской области от 21 августа 2014 г. N 341-пп, руководителем такого органа является председатель комиссии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу реализации идеи экономии административной репрессии в отношении несовершеннолетних лиц
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Закон Архангельской области от 2 марта 2005 г. N 4-2-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" <13> меры воздействия разделяет на основные и дополнительные. К основным относятся: предупреждение; объявление выговора или строгого выговора; наложение административного наказания в соответствии с КоАП РФ и областным Законом от 3 июня 2003 г. N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" <14>; принятие решения об обращении органов опеки и попечительства в суд с ходатайством об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В качестве дополнительных мер воздействия несовершеннолетнему может быть предложено: принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему за причинение материального ущерба и (или) морального вреда; несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет возместить потерпевшему вред, если несовершеннолетний имеет доход или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, и отсутствует спор о размере вреда, также он может решить проблему собственным трудом, если обладает необходимыми навыками для устранения нанесенного вреда. Постановление Правительства Республики Коми от 30 марта 2015 г. N 146 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" <15> регламентирует лишь одну меру воздействия - предупреждение, да и то лишь при рассмотрении дел, не связанных с совершением административного правонарушения несовершеннолетним.
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Закон Архангельской области от 2 марта 2005 г. N 4-2-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" <13> меры воздействия разделяет на основные и дополнительные. К основным относятся: предупреждение; объявление выговора или строгого выговора; наложение административного наказания в соответствии с КоАП РФ и областным Законом от 3 июня 2003 г. N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" <14>; принятие решения об обращении органов опеки и попечительства в суд с ходатайством об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В качестве дополнительных мер воздействия несовершеннолетнему может быть предложено: принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему за причинение материального ущерба и (или) морального вреда; несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет возместить потерпевшему вред, если несовершеннолетний имеет доход или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, и отсутствует спор о размере вреда, также он может решить проблему собственным трудом, если обладает необходимыми навыками для устранения нанесенного вреда. Постановление Правительства Республики Коми от 30 марта 2015 г. N 146 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" <15> регламентирует лишь одну меру воздействия - предупреждение, да и то лишь при рассмотрении дел, не связанных с совершением административного правонарушения несовершеннолетним.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, Решением Котласского городского суда Архангельской области санкционировано проведение медицинского освидетельствования и помещение в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях проведения освидетельствования несовершеннолетнего, в отношении которого комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования было принято решение ходатайствовать перед судом о направлении подростка в учебное учреждения закрытого типа в связи с неоднократным совершением им противоправных деяний, нахождением семьи в социально опасном положении, отрицательном результате принятых ранее мер воспитательно-профилактического воздействия. Однако обращению в суд с требованием о помещении несовершеннолетнего в учебное учреждение закрытого типа препятствовал отказ подростка и его законного представителя от медицинского освидетельствования.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, Решением Котласского городского суда Архангельской области санкционировано проведение медицинского освидетельствования и помещение в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях проведения освидетельствования несовершеннолетнего, в отношении которого комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования было принято решение ходатайствовать перед судом о направлении подростка в учебное учреждения закрытого типа в связи с неоднократным совершением им противоправных деяний, нахождением семьи в социально опасном положении, отрицательном результате принятых ранее мер воспитательно-профилактического воздействия. Однако обращению в суд с требованием о помещении несовершеннолетнего в учебное учреждение закрытого типа препятствовал отказ подростка и его законного представителя от медицинского освидетельствования.
Нормативные акты
"Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011)Например, решением Заводского районного суда г. Орла удовлетворены исковые требования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Заводского района г. Орла к К. о лишении родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери. В решении суд указал, что ответчик после смерти матери несовершеннолетней получает на дочь пенсию по случаю потери кормильца и пособие на ребенка и данными денежными средствами распоряжается по своему усмотрению. Однако копия решения о лишении родительских прав в органы, производящие К. соответствующие выплаты, судом не направлена.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011)Например, решением Заводского районного суда г. Орла удовлетворены исковые требования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Заводского района г. Орла к К. о лишении родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери. В решении суд указал, что ответчик после смерти матери несовершеннолетней получает на дочь пенсию по случаю потери кормильца и пособие на ребенка и данными денежными средствами распоряжается по своему усмотрению. Однако копия решения о лишении родительских прав в органы, производящие К. соответствующие выплаты, судом не направлена.
<Письмо> Минобрнауки РФ от 01.03.2011 N 06-369
"О направлении рекомендаций"
(вместе с "Рекомендациями по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")В Нижегородской области создано четыре Центра социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования. В указанных центрах ежегодно получают различные виды помощи около 200 человек. Три Центра социальной адаптации работают с выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Помимо этого, все центры организуют профессиональную подготовку детей-сирот с девиантным поведением, состоящих на внутреннем профилактическом учете в образовательном учреждении и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Центры работают в режиме стационара с проживанием воспитанников в период получения профессионального образования.
"О направлении рекомендаций"
(вместе с "Рекомендациями по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")В Нижегородской области создано четыре Центра социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования. В указанных центрах ежегодно получают различные виды помощи около 200 человек. Три Центра социальной адаптации работают с выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Помимо этого, все центры организуют профессиональную подготовку детей-сирот с девиантным поведением, состоящих на внутреннем профилактическом учете в образовательном учреждении и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Центры работают в режиме стационара с проживанием воспитанников в период получения профессионального образования.
"Совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (по материалам Северо-Западного федерального округа): Монография"
(Васильева Я.В.)
("Юриспруденция", 2018)<1> Ответ на запрос от 04.09.2014 N 24-13/66 "Информация об итогах работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Архангельской области в 2013 году. Об итогах работы территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2013 году. План работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Архангельской области на 1 полугодие 2014 года. План работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области на 2 полугодие 2014 года" // Правительство Архангельской области. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области.
(Васильева Я.В.)
("Юриспруденция", 2018)<1> Ответ на запрос от 04.09.2014 N 24-13/66 "Информация об итогах работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Архангельской области в 2013 году. Об итогах работы территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2013 году. План работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Архангельской области на 1 полугодие 2014 года. План работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области на 2 полугодие 2014 года" // Правительство Архангельской области. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(постатейный)
(Зюзин С.Ю., Юдина А.Б., Карташова Ю.А., Гребенникова А.А.)
(под ред. Н.И. Воробьева)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Тридцать девятое полномочие - определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организация деятельности этих комиссий, создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ.
(постатейный)
(Зюзин С.Ю., Юдина А.Б., Карташова Ю.А., Гребенникова А.А.)
(под ред. Н.И. Воробьева)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Тридцать девятое полномочие - определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организация деятельности этих комиссий, создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ.
"Административная ответственность: Учебно-практическое пособие"
(Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е.)
(под ред. С.Е. Чаннова)
("Волтерс Клувер", 2010)Например, невозможность с определенной ясностью определить, какая из комиссий по делам несовершеннолетних компетентна рассматривать дела об административных правонарушениях, явилась одним из оснований для признания недействующими отдельных положений Закона Архангельской области от 3 июня 2003 г. N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" <1>.
(Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е.)
(под ред. С.Е. Чаннова)
("Волтерс Клувер", 2010)Например, невозможность с определенной ясностью определить, какая из комиссий по делам несовершеннолетних компетентна рассматривать дела об административных правонарушениях, явилась одним из оснований для признания недействующими отдельных положений Закона Архангельской области от 3 июня 2003 г. N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" <1>.
Статья: Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Внесудебная защита прав и интересов несовершеннолетних
(Ростовская Т.К., Ростовская И.В.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2011, NN 3, 4)В настоящее время в Российской Федерации фактически сложилась система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сформирована законодательная база их деятельности. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. N 272 <6> создана Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок образования и деятельности республиканских, краевых, областных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов. Нормативными правовыми актами некоторых субъектов Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), Архангельская, Кировская, Саратовская, Читинская, Ярославская области и ряд других) предусмотрено образование функционирующих на общественных началах и не наделенных государственными полномочиями общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
(Ростовская Т.К., Ростовская И.В.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2011, NN 3, 4)В настоящее время в Российской Федерации фактически сложилась система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сформирована законодательная база их деятельности. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. N 272 <6> создана Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок образования и деятельности республиканских, краевых, областных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов. Нормативными правовыми актами некоторых субъектов Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), Архангельская, Кировская, Саратовская, Читинская, Ярославская области и ряд других) предусмотрено образование функционирующих на общественных началах и не наделенных государственными полномочиями общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статья: Представление следователя об устранении причин и условий, способствующих вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений, как одна из наиболее распространенных мер профилактического воздействия
(Ряузова Г.Н.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2013, N 5)Одной из мер по устранению обстоятельств, способствующих вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений, указанных в представлениях следователя в адрес территориальных органов государственной службы занятости населения, может быть предложена разработка и реализация программ по содействию занятости населения, созданию условий для развития в рамках региона эффективного цивилизованного рынка труда, способного обеспечить граждан, в том числе несовершеннолетних, работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечить им более высокий уровень потребления. Реализация мер по трудоустройству несовершеннолетнего может быть предложена комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). Так, например, в компетенцию территориальных КДНиЗП Архангельской области <1> входит реализация совместных с органом местного самоуправления мер по трудоустройству и продолжению обучения.
(Ряузова Г.Н.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2013, N 5)Одной из мер по устранению обстоятельств, способствующих вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений, указанных в представлениях следователя в адрес территориальных органов государственной службы занятости населения, может быть предложена разработка и реализация программ по содействию занятости населения, созданию условий для развития в рамках региона эффективного цивилизованного рынка труда, способного обеспечить граждан, в том числе несовершеннолетних, работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечить им более высокий уровень потребления. Реализация мер по трудоустройству несовершеннолетнего может быть предложена комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). Так, например, в компетенцию территориальных КДНиЗП Архангельской области <1> входит реализация совместных с органом местного самоуправления мер по трудоустройству и продолжению обучения.
Статья: Оптимизация института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации
(Чалых И.С.)
("Современное право", 2017, N 6)15. О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области отдельными государственными полномочиями в сфере создания и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: Закон Кировской области от 01.08.2016 N 705-30. URL: http://kirovreg.ru (дата обращения: 25.02.2017).
(Чалых И.С.)
("Современное право", 2017, N 6)15. О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области отдельными государственными полномочиями в сфере создания и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: Закон Кировской области от 01.08.2016 N 705-30. URL: http://kirovreg.ru (дата обращения: 25.02.2017).
Статья: Правовые основы создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
(Дугенец А.С., Масленников М.Я.)
("Административное право и процесс", 2006, N 3)В абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации создаются КДН двух уровней: межведомственные (краевые, областные) и муниципальные (районов в городах, иных районов, городов). Есть своеобразная система КДН в Архангельской области, создаваемых в соответствии с областным Законом от 2 марта 2005 г., где называются КДН: областная, муниципальные, общественные - и указано, что по предложению органов местного самоуправления КДН могут быть созданы в населенных пунктах, расположенных на значительном удалении от центра муниципального образования. Вопрос об образовании таких комиссий решается администрацией Архангельской области. Общественные комиссии могут создаваться органами местного самоуправления с привлечением общественности. Такие комиссии работают на общественных началах и не наделяются полномочиями правоприменителей (ст. 2, 3, 4 Закона Архангельской области от 2 марта 2005 г. "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав").
(Дугенец А.С., Масленников М.Я.)
("Административное право и процесс", 2006, N 3)В абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации создаются КДН двух уровней: межведомственные (краевые, областные) и муниципальные (районов в городах, иных районов, городов). Есть своеобразная система КДН в Архангельской области, создаваемых в соответствии с областным Законом от 2 марта 2005 г., где называются КДН: областная, муниципальные, общественные - и указано, что по предложению органов местного самоуправления КДН могут быть созданы в населенных пунктах, расположенных на значительном удалении от центра муниципального образования. Вопрос об образовании таких комиссий решается администрацией Архангельской области. Общественные комиссии могут создаваться органами местного самоуправления с привлечением общественности. Такие комиссии работают на общественных началах и не наделяются полномочиями правоприменителей (ст. 2, 3, 4 Закона Архангельской области от 2 марта 2005 г. "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав").