О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы развития федерального законодательства о непосредственной демократии в системе местного самоуправления
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Обязательным элементом императивного мандата выборного представителя местного сообщества были и остаются предусмотренные законодательством ряда субъектов РФ отчеты депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед избирателями. Правовую основу отчетности перед избирателями составляют: законы субъектов РФ о гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления <15>; уставы муниципальных образований <16>; решения представительных органов местного самоуправления об утверждении Положения о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления <17>; решения представительных органов местного самоуправления об утверждении Положения о проведении отчетов депутатов перед избирателями <18>; регламент представительного органа местного самоуправления <19>.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Обязательным элементом императивного мандата выборного представителя местного сообщества были и остаются предусмотренные законодательством ряда субъектов РФ отчеты депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед избирателями. Правовую основу отчетности перед избирателями составляют: законы субъектов РФ о гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления <15>; уставы муниципальных образований <16>; решения представительных органов местного самоуправления об утверждении Положения о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления <17>; решения представительных органов местного самоуправления об утверждении Положения о проведении отчетов депутатов перед избирателями <18>; регламент представительного органа местного самоуправления <19>.
Вопрос: Работник избран депутатом представительного органа муниципального образования на непостоянной основе. Вправе ли работодатель запросить план мероприятий представительного органа, а также требовать от работника заявление об освобождении от работы и документы, подтверждающие участие в мероприятиях?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2025)Так, депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц (ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ)).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2025)Так, депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц (ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ)).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Законом субъекта Российской Федерации о гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления для данной категории лиц предусмотрено право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", и на муниципальную пенсию за выслугу лет, условия, порядок назначения и выплаты которых устанавливаются муниципальным правовым актом в соответствии с уставом муниципального образования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Законом субъекта Российской Федерации о гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления для данной категории лиц предусмотрено право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", и на муниципальную пенсию за выслугу лет, условия, порядок назначения и выплаты которых устанавливаются муниципальным правовым актом в соответствии с уставом муниципального образования.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П
"По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края"Из этих положений, составляющих во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10 и 11 Конституции Российской Федерации основу конституционного регулирования статуса парламента субъекта Российской Федерации и его членов, следует, что федеральный законодатель, закрепляя в пункте 1 статьи 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принцип неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве гарантии беспрепятственного осуществления депутатских полномочий, не нарушает предписаний Конституции Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края"Из этих положений, составляющих во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10 и 11 Конституции Российской Федерации основу конституционного регулирования статуса парламента субъекта Российской Федерации и его членов, следует, что федеральный законодатель, закрепляя в пункте 1 статьи 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принцип неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве гарантии беспрепятственного осуществления депутатских полномочий, не нарушает предписаний Конституции Российской Федерации.
Вопрос: Установлена ли законодательством частота, с которой депутат представительного органа местного самоуправления должен представлять отчет перед избирателями о проделанной работе?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Упоминание периодичности отчетов также встречается в законах субъектов РФ. Так, в ст. 4 Закона Краснодарского края от 14.05.2002 N 483-КЗ "О наказах избирателей" (принят ЗС КК 24.04.2002) указано, что избиратели могут вносить предложения о наказах в ходе ежегодных отчетов депутатов представительных органов муниципальных образований.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Упоминание периодичности отчетов также встречается в законах субъектов РФ. Так, в ст. 4 Закона Краснодарского края от 14.05.2002 N 483-КЗ "О наказах избирателей" (принят ЗС КК 24.04.2002) указано, что избиратели могут вносить предложения о наказах в ходе ежегодных отчетов депутатов представительных органов муниципальных образований.
Статья: Депутат
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Депутат - это народный представитель, избранный в представительный (законодательный) орган власти группой граждан. Правовое положение депутата закрепляется законодательством (конституциями, законами и т.д.). Статус депутата позволяет не только участвовать в разработке и принятии норм законодательства, но и осуществлять иные функции народного представителя. Рассмотрим их более подробно.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Депутат - это народный представитель, избранный в представительный (законодательный) орган власти группой граждан. Правовое положение депутата закрепляется законодательством (конституциями, законами и т.д.). Статус депутата позволяет не только участвовать в разработке и принятии норм законодательства, но и осуществлять иные функции народного представителя. Рассмотрим их более подробно.
Статья: Соотношение индивидуальных и коллегиальных начал парламентского контроля (на примере парламентских расследований в субъектах Российской Федерации)
(Лобков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Конкретизируя конституционные основы организации законодательной ветви власти в субъектах Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <2> определяет законодательный орган субъекта Федерации как представительный и единственный законодательный орган государственной власти субъекта Федерации (ч. 1 ст. 7). В соответствии с ч. 4 той же статьи данный орган вправе осуществлять свои полномочия, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Таким образом, федеральный законодатель исходит из того, что коллегиальный характер деятельности регионального парламента обеспечивается не любым, а лишь достаточно высоким количеством избранных депутатов. При этом в общем механизме гарантий парламентской деятельности выделяются гарантии, относящиеся к деятельности законодательного органа субъекта Федерации в целом (ч. 12 ст. 7) и к деятельности отдельных депутатов (ч. 1 ст. 18 названного Федерального закона).
(Лобков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Конкретизируя конституционные основы организации законодательной ветви власти в субъектах Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <2> определяет законодательный орган субъекта Федерации как представительный и единственный законодательный орган государственной власти субъекта Федерации (ч. 1 ст. 7). В соответствии с ч. 4 той же статьи данный орган вправе осуществлять свои полномочия, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Таким образом, федеральный законодатель исходит из того, что коллегиальный характер деятельности регионального парламента обеспечивается не любым, а лишь достаточно высоким количеством избранных депутатов. При этом в общем механизме гарантий парламентской деятельности выделяются гарантии, относящиеся к деятельности законодательного органа субъекта Федерации в целом (ч. 12 ст. 7) и к деятельности отдельных депутатов (ч. 1 ст. 18 названного Федерального закона).
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2022 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пунктом 18 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) предусмотрено нотариальное свидетельствование подлинности подписи депутата представительного органа муниципального образования и (или) избранного на муниципальных выборах главы муниципального образования на листе поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пунктом 18 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) предусмотрено нотариальное свидетельствование подлинности подписи депутата представительного органа муниципального образования и (или) избранного на муниципальных выборах главы муниципального образования на листе поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Вопрос: Чем регулируется правовой статус помощника депутата представительного органа местного самоуправления?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Правовой статус помощника депутата представительного органа местного самоуправления регулируется законодательством муниципалитета, если в данном муниципалитете закреплена возможность привлечения депутатом помощника в целях осуществления своих полномочий.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Правовой статус помощника депутата представительного органа местного самоуправления регулируется законодательством муниципалитета, если в данном муниципалитете закреплена возможность привлечения депутатом помощника в целях осуществления своих полномочий.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области - правовые средства, обеспечивающие реализацию указанными лицами своей деятельности в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами Иркутской области, уставом муниципального образования Иркутской области и иными муниципальными правовыми актами (Закон Иркутской обл. от 17.12.2008 N 122-оз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области".
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области - правовые средства, обеспечивающие реализацию указанными лицами своей деятельности в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами Иркутской области, уставом муниципального образования Иркутской области и иными муниципальными правовыми актами (Закон Иркутской обл. от 17.12.2008 N 122-оз "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области".
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется освобождение работодателем от работы с сохранением места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и не может составлять в совокупности менее двух и более 6 рабочих дней в месяц (ч. 1 ст. 26 Закона о местном самоуправлении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется освобождение работодателем от работы с сохранением места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и не может составлять в совокупности менее двух и более 6 рабочих дней в месяц (ч. 1 ст. 26 Закона о местном самоуправлении).
Статья: Муниципальная должность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется освобождение работодателем от работы с сохранением места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и не может составлять в совокупности менее 2 и более 6 рабочих дней в месяц (ч. 1 ст. 26);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется освобождение работодателем от работы с сохранением места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и не может составлять в совокупности менее 2 и более 6 рабочих дней в месяц (ч. 1 ст. 26);
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)- правил и процедур, связанных с непосредственным участием населения в осуществлении местного самоуправления (установление порядка подготовки и проведения местного референдума, муниципальных выборов, определение видов избирательных систем и др.);
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)- правил и процедур, связанных с непосредственным участием населения в осуществлении местного самоуправления (установление порядка подготовки и проведения местного референдума, муниципальных выборов, определение видов избирательных систем и др.);
Вопрос: Каков порядок установления компенсационной выплаты депутатам представительных органов муниципальных образований, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Компенсационная выплата депутатам представительных органов муниципальных образований, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, устанавливается уставом и (или) нормативным правовым актом соответствующего муниципального образования.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Компенсационная выплата депутатам представительных органов муниципальных образований, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, устанавливается уставом и (или) нормативным правовым актом соответствующего муниципального образования.