Нормативно правовые акты по социальному обеспечению
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативно правовые акты по социальному обеспечению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26 "Сроки выплаты и доставки страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Также заслуживает внимания приведенный кассатором анализ содержания разного уровня нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения, из которых следует, что в случае неполучения меры социальной поддержки по вине соответствующего органа, они предоставляются за все прошедшее время. В частности, такое положение содержится в ч. 2 ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценочные понятия как часть понятийного аппарата права социального обеспечения и их влияние на эффективность норм законодательства о социальном обеспечении
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Следует также привести примеры произвольного использования в нормативных правовых актах по социальному обеспечению таких оценочных понятий, как "бедность" и "нуждаемость". По своей природе они образуют категории не правового, а экономического и социального характера, что находит отражение в целом перечне энциклопедических изданий по юридической терминологии (советских и современных лет), в рамках которых такие понятия не отнесены к правовым либо вспомогательным по отношению к правовым понятиям <12>.
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Следует также привести примеры произвольного использования в нормативных правовых актах по социальному обеспечению таких оценочных понятий, как "бедность" и "нуждаемость". По своей природе они образуют категории не правового, а экономического и социального характера, что находит отражение в целом перечне энциклопедических изданий по юридической терминологии (советских и современных лет), в рамках которых такие понятия не отнесены к правовым либо вспомогательным по отношению к правовым понятиям <12>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О войсках национальной гвардии Российской Федерации"2. Медицинское обеспечение, медицинское освидетельствование, военно-врачебная экспертиза и санаторно-курортное лечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), на которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации распространяются права и социальные гарантии по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению, установленные для военнослужащих (сотрудников), членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), осуществляются в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете соответственно уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел на эти цели.
(ред. от 31.07.2025)
"О войсках национальной гвардии Российской Федерации"2. Медицинское обеспечение, медицинское освидетельствование, военно-врачебная экспертиза и санаторно-курортное лечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), на которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации распространяются права и социальные гарантии по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению, установленные для военнослужащих (сотрудников), членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), осуществляются в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете соответственно уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел на эти цели.
Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)"1) в случае уменьшения ежемесячного денежного содержания (заработной платы) указанных лиц с учетом иных выплат по сравнению с ранее получаемым этими лицами месячным денежным довольствием им выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере, соответствующем уровню снижения дохода, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В этом случае месячное денежное довольствие определяется как одна двенадцатая объема годовых выплат, включающих в себя оклад денежного содержания, ежемесячные надбавки, установленные указанным лицам по занимаемой штатной должности, другие дополнительные выплаты и денежные компенсации в размерах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в части, касающейся материального и социально-бытового обеспечения сотрудников и членов их семей, по состоянию на 30 июня 2002 года;
(ред. от 25.12.2023)
"О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)"1) в случае уменьшения ежемесячного денежного содержания (заработной платы) указанных лиц с учетом иных выплат по сравнению с ранее получаемым этими лицами месячным денежным довольствием им выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере, соответствующем уровню снижения дохода, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В этом случае месячное денежное довольствие определяется как одна двенадцатая объема годовых выплат, включающих в себя оклад денежного содержания, ежемесячные надбавки, установленные указанным лицам по занимаемой штатной должности, другие дополнительные выплаты и денежные компенсации в размерах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в части, касающейся материального и социально-бытового обеспечения сотрудников и членов их семей, по состоянию на 30 июня 2002 года;
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Субъективные факторы зависят от воли правотворческих органов. В последнее время, как уже отмечалось ранее, становится нередким явлением стремление правотворческих органов к расширению пределов правового регулирования, причем далеко не всегда обоснованно. Среди факторов, оказывающих влияние на пределы правового регулирования, могут быть выделены экономические (обусловливающие необходимость правового регулирования в целях развития экономики), политические (обусловливающие необходимость принятия нормативных правовых актов, направленных на развитие политической системы), социальные (предполагают принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, связанных с социальным обеспечением граждан, поддержкой отдельных категорий населения и т.д.), иные: оборонные, экологические, научно-технологические и др.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Субъективные факторы зависят от воли правотворческих органов. В последнее время, как уже отмечалось ранее, становится нередким явлением стремление правотворческих органов к расширению пределов правового регулирования, причем далеко не всегда обоснованно. Среди факторов, оказывающих влияние на пределы правового регулирования, могут быть выделены экономические (обусловливающие необходимость правового регулирования в целях развития экономики), политические (обусловливающие необходимость принятия нормативных правовых актов, направленных на развитие политической системы), социальные (предполагают принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, связанных с социальным обеспечением граждан, поддержкой отдельных категорий населения и т.д.), иные: оборонные, экологические, научно-технологические и др.
Статья: Правовые аспекты определения понятия "вспомогательные услуги при сопровождаемом проживании инвалидов"
(Радуто В.И., Свинцов А.А., Шестаков В.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Наиболее полно содержательное наполнение рассматриваемых вспомогательных услуг соотносится с понятием социальных услуг, обозначенных в нормативных правовых актах права социального обеспечения <4>.
(Радуто В.И., Свинцов А.А., Шестаков В.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Наиболее полно содержательное наполнение рассматриваемых вспомогательных услуг соотносится с понятием социальных услуг, обозначенных в нормативных правовых актах права социального обеспечения <4>.
Статья: Некоторые проблемы совершенствования понятийного аппарата института стажа в праве социального обеспечения
(Агашев Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Начать следует с того, что в нормативных правовых актах в области социального обеспечения и в отраслевой доктрине стаж неразрывно связан с категорией "период времени". Поскольку отраслевое законодательство не раскрывает его содержания, целесообразно обратиться к специальному законодательству <2>. В Законе об исчислении времени различаются явления "период времени" и "момент времени", и по его смыслу все, что не является моментом времени (точкой начала и окончания отсчета), нужно считать периодом времени, т.е. секунды, минуты, часы, дни, месяцы, годы. В институте стажа законодателем используются несколько таких календарных периодов (нормативов): год, месяц, день, а в исключительных случаях - час. При этом принципы исчисления времени в отношении периодов, относящихся к стажу, должны соответствовать этому Закону (ч. 2 ст. 3).
(Агашев Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Начать следует с того, что в нормативных правовых актах в области социального обеспечения и в отраслевой доктрине стаж неразрывно связан с категорией "период времени". Поскольку отраслевое законодательство не раскрывает его содержания, целесообразно обратиться к специальному законодательству <2>. В Законе об исчислении времени различаются явления "период времени" и "момент времени", и по его смыслу все, что не является моментом времени (точкой начала и окончания отсчета), нужно считать периодом времени, т.е. секунды, минуты, часы, дни, месяцы, годы. В институте стажа законодателем используются несколько таких календарных периодов (нормативов): год, месяц, день, а в исключительных случаях - час. При этом принципы исчисления времени в отношении периодов, относящихся к стажу, должны соответствовать этому Закону (ч. 2 ст. 3).