Невыполнение законных требований сотрудника полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Невыполнение законных требований сотрудника полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Видеосъемка должностных лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Как усматривается из материалов дела... П., находясь в кабинете... здания ОМВД России... осуществлял видеосъемку без соответствующего разрешения должностных лиц, несмотря на требования сотрудников полиции прекратить видеосъемку, продолжил осуществлять видеосъемку, чем не выполнил законные требования сотрудников полиции.
(КонсультантПлюс, 2025)Как усматривается из материалов дела... П., находясь в кабинете... здания ОМВД России... осуществлял видеосъемку без соответствующего разрешения должностных лиц, несмотря на требования сотрудников полиции прекратить видеосъемку, продолжил осуществлять видеосъемку, чем не выполнил законные требования сотрудников полиции.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения против порядка управления: Гражданин оспаривает привлечение к ответственности за неповиновение требованию либо воспрепятствование исполнению обязанностей сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы или войск нацгвардии РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин не выполнил законное требование сотрудника полиции (не прекратил эксплуатацию ТС, когда это запрещено, отказался проследовать в служебный автомобиль, воспрепятствовал установлению личности и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин не выполнил законное требование сотрудника полиции (не прекратил эксплуатацию ТС, когда это запрещено, отказался проследовать в служебный автомобиль, воспрепятствовал установлению личности и др.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Содействие обвиняемого в разблокировке его смартфона: допустимо ли принуждение?
(Коновалов С.Г.)
("Закон", 2025, N 2)В ходе длительных поисков судебной практики мне удалось найти лишь несколько российских судебных решений, отчасти затронувших вопрос о возможности санкций за отказ разблокировать свой смартфон. Однако в них он был решен слишком казуистично. Так, в одном деле суд признал гражданина виновным в невыполнении "законного требования сотрудника полиции разблокировать телефон". Но важный нюанс состоит в том, что обвиняемый не просто пассивно воздержался от разблокировки, а "пальцем нанес повреждение экрану телефона", в результате чего тот "потерял свои функциональные возможности" <64>. В другом деле суд, напротив, отказал в применении мер ответственности. Правда, мотивом отказа стала не априорная порочность требования о разблокировке, а недоказанность того, что у полиции "возникла необходимость... беспрепятственного пользования в служебных целях сотовым телефоном [гражданина]" <65>. Как видно, суды в обоих случаях могли войти в обсуждение интересующей нас проблемы, но, что примечательно, от этой возможности они уклонились.
(Коновалов С.Г.)
("Закон", 2025, N 2)В ходе длительных поисков судебной практики мне удалось найти лишь несколько российских судебных решений, отчасти затронувших вопрос о возможности санкций за отказ разблокировать свой смартфон. Однако в них он был решен слишком казуистично. Так, в одном деле суд признал гражданина виновным в невыполнении "законного требования сотрудника полиции разблокировать телефон". Но важный нюанс состоит в том, что обвиняемый не просто пассивно воздержался от разблокировки, а "пальцем нанес повреждение экрану телефона", в результате чего тот "потерял свои функциональные возможности" <64>. В другом деле суд, напротив, отказал в применении мер ответственности. Правда, мотивом отказа стала не априорная порочность требования о разблокировке, а недоказанность того, что у полиции "возникла необходимость... беспрепятственного пользования в служебных целях сотовым телефоном [гражданина]" <65>. Как видно, суды в обоих случаях могли войти в обсуждение интересующей нас проблемы, но, что примечательно, от этой возможности они уклонились.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Увеличен размер административного штрафа за невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица Ространснадзора об остановке транспортного средства. Установлена повышенная ответственность за повторное совершение такого правонарушения.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Увеличен размер административного штрафа за невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица Ространснадзора об остановке транспортного средства. Установлена повышенная ответственность за повторное совершение такого правонарушения.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных частью 12 статьи 12.21.1 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)2. Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных частью 12 статьи 12.21.1 настоящего Кодекса, -
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Отдельное внимание в рассматриваемой тематике следует уделить правовым гарантиям соблюдения требований. В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона о полиции невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Отдельное внимание в рассматриваемой тематике следует уделить правовым гарантиям соблюдения требований. В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона о полиции невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья: Лишение права управления транспортными средствами как вид административного наказания
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)В 2005 году аналогичные изменения были внесены в ст. 12.26 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за невыполнение законного требования сотрудника милиции (с 1 марта 2011 года - полиции) о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)В 2005 году аналогичные изменения были внесены в ст. 12.26 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за невыполнение законного требования сотрудника милиции (с 1 марта 2011 года - полиции) о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Статья: Правомерное применение оружия для остановки транспортного средства как обстоятельство, исключающее преступность деяния
(Ляпин Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 6)3. Ф.И.О.1, управляя автомобилем, не выполнив законного требования сотрудника полиции об остановке, произведенного в рамках проводимого оперативно-профилактического мероприятия "Ночной город", проследовал далее и на последующие сигналы сотрудников полиции об остановке не отреагировал, вследствие чего последние в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона "О полиции" были вынуждены применить табельное оружие для остановки транспортного средства под управлением Ф.И.О.1, поскольку тот отказывался выполнить неоднократные требования сотрудников полиции об остановке и пытался скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан <19>.
(Ляпин Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 6)3. Ф.И.О.1, управляя автомобилем, не выполнив законного требования сотрудника полиции об остановке, произведенного в рамках проводимого оперативно-профилактического мероприятия "Ночной город", проследовал далее и на последующие сигналы сотрудников полиции об остановке не отреагировал, вследствие чего последние в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона "О полиции" были вынуждены применить табельное оружие для остановки транспортного средства под управлением Ф.И.О.1, поскольку тот отказывался выполнить неоднократные требования сотрудников полиции об остановке и пытался скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан <19>.
Статья: Объявление официального предостережения в условиях УИС: проблемные вопросы законодательного регулирования
(Овчинников О.М., Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Отдельные вопросы использования данной профилактической формы в правоприменительной практике уже становились объектом интереса ряда исследователей и находили отражение в научных трудах. Объявление предостережения рассматривалось как одно из перспективных направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел <6>, отдельные авторы, анализируя профилактическую деятельность полицейского, уточняли категории физических лиц, к которым применимы меры индивидуальной профилактики правонарушений, конкретизировали категории антиобщественного поведения и действий, создающих условия совершения правонарушений <7>. Объявление предостережения рассматривалось через призму деятельности участкового уполномоченного <8>. Анализ правовой регламентации профилактической деятельности участкового уполномоченного позволяет прийти к выводу о том, что в настоящее время порядок вынесения официального предостережения физическому лицу в полной мере не регламентирован. Равно как не уточнены значимые с содержательной точки зрения конкретные и последовательные действия этого должностного лица, официальные документы, необходимые для оформления, особенности ознакомления с ними заинтересованных лиц, гарантии механизма социальной и правовой защиты участников данных правоотношений, ответственность за неисполнение законного требования сотрудника полиции, механизм последующего контроля за поведением профилактируемого лица. Профилактические функции сотрудников федеральной службы безопасности также подвергались изучению <9>. Были выявлены схожие процессуальные ограничения, вытекающие из неурегулированности данной сферы деятельности, в свою очередь, влекущие определенные проблемные моменты для субъекта правоприменения вплоть до привлечения его к дисциплинарной, уголовной или иной установленной законом ответственности.
(Овчинников О.М., Кашкина Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)Отдельные вопросы использования данной профилактической формы в правоприменительной практике уже становились объектом интереса ряда исследователей и находили отражение в научных трудах. Объявление предостережения рассматривалось как одно из перспективных направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел <6>, отдельные авторы, анализируя профилактическую деятельность полицейского, уточняли категории физических лиц, к которым применимы меры индивидуальной профилактики правонарушений, конкретизировали категории антиобщественного поведения и действий, создающих условия совершения правонарушений <7>. Объявление предостережения рассматривалось через призму деятельности участкового уполномоченного <8>. Анализ правовой регламентации профилактической деятельности участкового уполномоченного позволяет прийти к выводу о том, что в настоящее время порядок вынесения официального предостережения физическому лицу в полной мере не регламентирован. Равно как не уточнены значимые с содержательной точки зрения конкретные и последовательные действия этого должностного лица, официальные документы, необходимые для оформления, особенности ознакомления с ними заинтересованных лиц, гарантии механизма социальной и правовой защиты участников данных правоотношений, ответственность за неисполнение законного требования сотрудника полиции, механизм последующего контроля за поведением профилактируемого лица. Профилактические функции сотрудников федеральной службы безопасности также подвергались изучению <9>. Были выявлены схожие процессуальные ограничения, вытекающие из неурегулированности данной сферы деятельности, в свою очередь, влекущие определенные проблемные моменты для субъекта правоприменения вплоть до привлечения его к дисциплинарной, уголовной или иной установленной законом ответственности.