Непризнанные государства
Подборка наиболее важных документов по запросу Непризнанные государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Доверенность, выданная за границей
(КонсультантПлюс, 2025)Доверенность, выданная в иностранном государстве, не признается недействительной из-за несоблюдения формы, установленной в РФ, если не нарушены требования, предъявляемые к ней этим иностранным государством и ст. 61 АПК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Доверенность, выданная в иностранном государстве, не признается недействительной из-за несоблюдения формы, установленной в РФ, если не нарушены требования, предъявляемые к ней этим иностранным государством и ст. 61 АПК РФ
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Экспорт и импорт услуг
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы о том, что ГУП... осуществляет свою деятельность на территории иностранного государства, не признаны состоятельными по следующим основаниям.
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы о том, что ГУП... осуществляет свою деятельность на территории иностранного государства, не признаны состоятельными по следующим основаниям.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагаются страховыми взносами различные виды выплат
(КонсультантПлюс, 2025)Если работники представительства - иностранные граждане (лица без гражданства), то рассчитывать страховые взносы с выплат в их пользу не нужно. Такие физлица, не проживающие и не пребывающие на территории РФ, не являются застрахованными согласно законодательству РФ. Выплаты в пользу иностранных граждан (лиц без гражданства), работающих на территории иностранного государства, не признаются объектом обложения взносами (п. п. 1, 5 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1, 1.1 ст. 10 Закона о медицинском страховании, ч. 1 ст. 2 Закона о страховании на случай нетрудоспособности, Письмо Минфина России от 19.12.2017 N 03-15-06/84931).
(КонсультантПлюс, 2025)Если работники представительства - иностранные граждане (лица без гражданства), то рассчитывать страховые взносы с выплат в их пользу не нужно. Такие физлица, не проживающие и не пребывающие на территории РФ, не являются застрахованными согласно законодательству РФ. Выплаты в пользу иностранных граждан (лиц без гражданства), работающих на территории иностранного государства, не признаются объектом обложения взносами (п. п. 1, 5 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1, 1.1 ст. 10 Закона о медицинском страховании, ч. 1 ст. 2 Закона о страховании на случай нетрудоспособности, Письмо Минфина России от 19.12.2017 N 03-15-06/84931).
Готовое решение: Международный автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами
(КонсультантПлюс, 2025)признается налоговым резидентом иностранного государства или не признается налоговым резидентом ни одной из стран.
(КонсультантПлюс, 2025)признается налоговым резидентом иностранного государства или не признается налоговым резидентом ни одной из стран.
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)1) ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный;
(ред. от 27.10.2025)1) ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный;
Обзор: "Перечень антикризисных мер"
(КонсультантПлюс, 2025)Контрагент не признается лицом из недружественного государства при условии, что:
(КонсультантПлюс, 2025)Контрагент не признается лицом из недружественного государства при условии, что:
Статья: К вопросу об особенностях рассмотрения дел об административных правонарушениях с участием дипломатических агентов
(Пашонина В.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Статья посвящена проблемам административно-правового статуса иностранных граждан, особенно дипломатических и консульских работников, в контексте возрастающей статистики правонарушений в Российской Федерации. Рассматриваются особенности предоставления дипломатического и консульского иммунитетов, основанные на международных договорах, таких как Венская конвенция о дипломатических сношениях и Венская конвенция о консульских сношениях. Обсуждаются исключения из общих правил иммунитета, а также возможные меры административной ответственности, применяемые к дипломатическим агентам. Подчеркивается необходимость повышения ответственности дипломатических агентов за соблюдение российского законодательства, несмотря на существующие сложности в определении статуса некоторых категорий лиц, таких как вспомогательный персонал и представители непризнанных государств.
(Пашонина В.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Статья посвящена проблемам административно-правового статуса иностранных граждан, особенно дипломатических и консульских работников, в контексте возрастающей статистики правонарушений в Российской Федерации. Рассматриваются особенности предоставления дипломатического и консульского иммунитетов, основанные на международных договорах, таких как Венская конвенция о дипломатических сношениях и Венская конвенция о консульских сношениях. Обсуждаются исключения из общих правил иммунитета, а также возможные меры административной ответственности, применяемые к дипломатическим агентам. Подчеркивается необходимость повышения ответственности дипломатических агентов за соблюдение российского законодательства, несмотря на существующие сложности в определении статуса некоторых категорий лиц, таких как вспомогательный персонал и представители непризнанных государств.
Статья: Политико-юридический взгляд на институт признания государств в международном праве
(Ермолович Г.П.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)Существует точка зрения, например, что Абхазия и Южная Осетия "с политической точки зрения для мирового сообщества являются непризнанными или в лучшем случае частично признанными, так как не имеют дипломатических отношений с большинством стран мира и не являются членами ООН" <4>. Кроме того, по мнению профессора Г.В. Игнатенко, теоретически прием непризнанного государства в международную организацию допустим, поскольку "Устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание" <5>. С данной позицией не согласна отечественный исследователь И.В. Гетьман-Павлова, которая считает, что "отсутствие признания не позволяет государству реализовать его международную правосубъектность, например, вступить в ООН" <6>.
(Ермолович Г.П.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)Существует точка зрения, например, что Абхазия и Южная Осетия "с политической точки зрения для мирового сообщества являются непризнанными или в лучшем случае частично признанными, так как не имеют дипломатических отношений с большинством стран мира и не являются членами ООН" <4>. Кроме того, по мнению профессора Г.В. Игнатенко, теоретически прием непризнанного государства в международную организацию допустим, поскольку "Устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание" <5>. С данной позицией не согласна отечественный исследователь И.В. Гетьман-Павлова, которая считает, что "отсутствие признания не позволяет государству реализовать его международную правосубъектность, например, вступить в ООН" <6>.
Готовое решение: Как исчисляется НДС при оказании услуг и выполнении работ для иностранной компании, в том числе нерезидента
(КонсультантПлюс, 2025)Если права на указанную продукцию и права на использование персонажей и других объектов авторских и смежных прав передаются иностранным лицам, НДС начислять не нужно, "входной" налог можно принять к вычету (если вы применяете общеустановленные ставки НДС). По мнению Минфина России, операции по передаче прав в целях определения места их реализации относятся к операциям по оказанию услуг. Местом реализации услуг по предоставлению лицензий, передаче авторских прав или иных аналогичных прав территория РФ не признается, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории иностранного государства. Таким образом, указанные услуги не являются объектом налогообложения НДС (пп. 4 п. 1.1, пп. 4 п. 1 ст. 148, пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.03.2024 N 03-07-08/28906).
(КонсультантПлюс, 2025)Если права на указанную продукцию и права на использование персонажей и других объектов авторских и смежных прав передаются иностранным лицам, НДС начислять не нужно, "входной" налог можно принять к вычету (если вы применяете общеустановленные ставки НДС). По мнению Минфина России, операции по передаче прав в целях определения места их реализации относятся к операциям по оказанию услуг. Местом реализации услуг по предоставлению лицензий, передаче авторских прав или иных аналогичных прав территория РФ не признается, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории иностранного государства. Таким образом, указанные услуги не являются объектом налогообложения НДС (пп. 4 п. 1.1, пп. 4 п. 1 ст. 148, пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.03.2024 N 03-07-08/28906).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Российский нормотворец не оставляет попытки развить принцип взаимности в национальном праве. В рамках исследования вопросов признания и исполнения решений международных инвестиционных арбитражей А.И. Бессонова выявила недостатки законопроекта N 607554 о внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" <1>, который до 21.04.2017 находился на рассмотрении в Государственной Думе РФ и был справедливо отклонен. Недостаток заключался в том, что норма законопроекта позволяла российским судам накладывать арест на имущество иностранного государства при вынесении судом этого иностранного государства "неправосудного решения", исполненного в отношении имущества российских граждан за рубежом. Такое закрепление взаимности противоречило бы принципу государственного суверенитета, как отмечает А.И. Бессонова, так как "государство вправе не признавать на своей территории решения иностранных государств, но признавать их "неправосудными" и на этом только основании арестовывать имущество иностранного государства недопустимо, тем более когда дело касается имущественных споров между участниками экономического оборота" <2>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Российский нормотворец не оставляет попытки развить принцип взаимности в национальном праве. В рамках исследования вопросов признания и исполнения решений международных инвестиционных арбитражей А.И. Бессонова выявила недостатки законопроекта N 607554 о внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" <1>, который до 21.04.2017 находился на рассмотрении в Государственной Думе РФ и был справедливо отклонен. Недостаток заключался в том, что норма законопроекта позволяла российским судам накладывать арест на имущество иностранного государства при вынесении судом этого иностранного государства "неправосудного решения", исполненного в отношении имущества российских граждан за рубежом. Такое закрепление взаимности противоречило бы принципу государственного суверенитета, как отмечает А.И. Бессонова, так как "государство вправе не признавать на своей территории решения иностранных государств, но признавать их "неправосудными" и на этом только основании арестовывать имущество иностранного государства недопустимо, тем более когда дело касается имущественных споров между участниками экономического оборота" <2>.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)При выяснении вопроса о том, имело ли место незаконное перемещение или удержание ребенка в соответствии со ст. 3, судебные или административные органы запрашиваемого государства могут согласно Конвенции принимать во внимание законодательство и судебные или административные решения, признанные и не признанные официально в государстве постоянного проживания ребенка, не прибегая к специальным процедурам подтверждения действия этого законодательства или признания иностранных решений, которые в ином случае необходимо было бы применять (ст. 14). Принятие во внимание положений иностранного законодательства или содержания иностранных судебных/административных решений зависит от усмотрения органа, рассматривающего дело о возвращении ребенка. Указанные нормы и решения могут быть приняты во внимание непосредственно. Специальное производство "для доказывания применения норм иностранного права" или для признания иностранных решений не требуется <1>. При этом судебные или административные органы Договаривающегося государства до выдачи предписания о возвращении ребенка могут потребовать, чтобы заявитель получил от органов государства постоянного проживания ребенка решение или определение, подтверждающее, что перемещение или удержание ребенка было незаконным (ст. 15 Конвенции). Подтверждением незаконности выезда ребенка из Российской Федерации и незаконности его удержания могут служить, например, решение российского суда об определении места жительства ребенка с оставшимся в Российской Федерации родителем, решение о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающим родителем, решение о разрешении на выезд ребенка за рубеж на определенный срок и др. <2>. Таким образом, выданные судебными или административными органами другого государства документы могут служить доказательствами, подтверждающими права заявителя и факт незаконного перемещения ребенка или ограничения прав доступа к нему, в целях последующего вынесения судом, рассматривающим дело, решения о возвращении или об отказе в возвращении ребенка.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)При выяснении вопроса о том, имело ли место незаконное перемещение или удержание ребенка в соответствии со ст. 3, судебные или административные органы запрашиваемого государства могут согласно Конвенции принимать во внимание законодательство и судебные или административные решения, признанные и не признанные официально в государстве постоянного проживания ребенка, не прибегая к специальным процедурам подтверждения действия этого законодательства или признания иностранных решений, которые в ином случае необходимо было бы применять (ст. 14). Принятие во внимание положений иностранного законодательства или содержания иностранных судебных/административных решений зависит от усмотрения органа, рассматривающего дело о возвращении ребенка. Указанные нормы и решения могут быть приняты во внимание непосредственно. Специальное производство "для доказывания применения норм иностранного права" или для признания иностранных решений не требуется <1>. При этом судебные или административные органы Договаривающегося государства до выдачи предписания о возвращении ребенка могут потребовать, чтобы заявитель получил от органов государства постоянного проживания ребенка решение или определение, подтверждающее, что перемещение или удержание ребенка было незаконным (ст. 15 Конвенции). Подтверждением незаконности выезда ребенка из Российской Федерации и незаконности его удержания могут служить, например, решение российского суда об определении места жительства ребенка с оставшимся в Российской Федерации родителем, решение о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающим родителем, решение о разрешении на выезд ребенка за рубеж на определенный срок и др. <2>. Таким образом, выданные судебными или административными органами другого государства документы могут служить доказательствами, подтверждающими права заявителя и факт незаконного перемещения ребенка или ограничения прав доступа к нему, в целях последующего вынесения судом, рассматривающим дело, решения о возвращении или об отказе в возвращении ребенка.
Статья: Оказание помощи противнику в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ (ст. 276.1 УК РФ): вопросы уголовной ответственности и освобождения от нее
(Власенко В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 9)Согласно п. 1 примечания к ст. 275 УК РФ под противником в данном случае понимается "иностранное государство, международная либо иностранная организация, непосредственно противостоящие РФ в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники". Иностранным государством является любая политическая форма устройства общества на определенной территории, вне зависимости от того, признано оно мировым сообществом (является членом ООН) <1>, отдельными(ой) странами(ой) либо же не признано никем в качестве субъекта международного права. Понимание в качестве государства в данном контексте исключительно общепризнанного субъекта международного права позволяло бы избегать ответственности лицам, оказывающим помощь непризнанному государству, которое, в свою очередь, может выступать прикрытием, "ширмой" для враждебной деятельности государства признанного.
(Власенко В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 9)Согласно п. 1 примечания к ст. 275 УК РФ под противником в данном случае понимается "иностранное государство, международная либо иностранная организация, непосредственно противостоящие РФ в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники". Иностранным государством является любая политическая форма устройства общества на определенной территории, вне зависимости от того, признано оно мировым сообществом (является членом ООН) <1>, отдельными(ой) странами(ой) либо же не признано никем в качестве субъекта международного права. Понимание в качестве государства в данном контексте исключительно общепризнанного субъекта международного права позволяло бы избегать ответственности лицам, оказывающим помощь непризнанному государству, которое, в свою очередь, может выступать прикрытием, "ширмой" для враждебной деятельности государства признанного.
Готовое решение: Как заказчику расторгнуть государственный или муниципальный контракт в одностороннем порядке
(КонсультантПлюс, 2025)Если участник закупки - иностранное лицо, у которого нет полученного в аккредитованном удостоверяющем центре квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, то решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, извещение об отмене такого решения составляются, подписываются и направляются по правилам Закона N 44-ФЗ, но без использования усиленной электронной подписи и ЕИС. Этот порядок применим, пока электронные подписи, созданные по нормам права иностранного государства, международных стандартов, не признаны соответствующими признакам усиленной электронной подписи согласно Федеральному закону от 06.04.2011 N 63-ФЗ (п. 1 ч. 77 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если участник закупки - иностранное лицо, у которого нет полученного в аккредитованном удостоверяющем центре квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, то решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, извещение об отмене такого решения составляются, подписываются и направляются по правилам Закона N 44-ФЗ, но без использования усиленной электронной подписи и ЕИС. Этот порядок применим, пока электронные подписи, созданные по нормам права иностранного государства, международных стандартов, не признаны соответствующими признакам усиленной электронной подписи согласно Федеральному закону от 06.04.2011 N 63-ФЗ (п. 1 ч. 77 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Таким образом, международное налоговое право как юридическая реальность формируется для разрешения или, по крайней мере, смягчения правовыми средствами нарастающего в новейшее время противоречия между территориальной ограниченностью политической и законодательной власти отдельных государств и не признающей государственных границ экономической деятельностью, которая подвергается налогообложению.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Таким образом, международное налоговое право как юридическая реальность формируется для разрешения или, по крайней мере, смягчения правовыми средствами нарастающего в новейшее время противоречия между территориальной ограниченностью политической и законодательной власти отдельных государств и не признающей государственных границ экономической деятельностью, которая подвергается налогообложению.
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что положения п. 12 Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 95 и п. 4 Указа Президента РФ от 04.05.2022 N 254 о том, какие иностранные лица не признаются лицами недружественных государств или иностранными лицами, связанными с недружественными государствами, распространяются на применение п. п. 1 и 2 Указа N 618.
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что положения п. 12 Указа Президента РФ от 05.03.2022 N 95 и п. 4 Указа Президента РФ от 04.05.2022 N 254 о том, какие иностранные лица не признаются лицами недружественных государств или иностранными лицами, связанными с недружественными государствами, распространяются на применение п. п. 1 и 2 Указа N 618.
Статья: Юридические лица публичного права в арбитраже: в поисках оптимальной модели участия
(Курочкин С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)В оценке правового статуса публичных органов в теории и на практике нередко проявляются ошибочные представления. Ю.А. Тихомиров справедливо обращает внимание на "неправильное и ложное правосознание в области компетенций публичных органов, когда работники таких органов воспринимают их однозначно как жесткие или мягкие, как рекомендательные, примерные или как стандарт" <22>. Ошибки в оценке объема и характера полномочий, неуместные арбитражные оговорки, заключенные без учета правового положения юридических лиц публичного права, порождают арбитражные разбирательства, решения по которым не признаются государством. Руководителям юридических лиц публичного права, решая вопрос о подписании арбитражного соглашения, стоит помнить, что "цель участия государства в материальных частноправовых отношениях имеет свое органичное развитие в цели защиты законных государственных интересов, формирующихся под воздействием интересов общественных, приобретающих благодаря поддержке государства свойство публичности, в цивилистическом процессе" <23>. Российское государство создало эффективный механизм разрешения внутренних споров с участием юридических лиц публичного права. Такой механизм укоренен в российском правопорядке и обеспечен конституционными гарантиями. Произвольное отступление от него законом не предусматривается, заключение арбитражного соглашения в этом случае можно рассматривать и как неэффективное управленческое действие, и как искажение смысла их полномочий, не образующее прочную базу для проведения арбитражного разбирательства. Напомним также, что "ответственность юридического лица публичного права в своей основе имеет не частноправовой, а публично-правовой характер. Среди форм ответственности есть такие, которые неприменимы к коммерческим объединениям" <24>. Арбитры, не обладающие статусом судей, и арбитраж, не входящий в государственную судебную систему, не могут решать вопросы применения мер ответственности, имеющей публично-правовой характер.
(Курочкин С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)В оценке правового статуса публичных органов в теории и на практике нередко проявляются ошибочные представления. Ю.А. Тихомиров справедливо обращает внимание на "неправильное и ложное правосознание в области компетенций публичных органов, когда работники таких органов воспринимают их однозначно как жесткие или мягкие, как рекомендательные, примерные или как стандарт" <22>. Ошибки в оценке объема и характера полномочий, неуместные арбитражные оговорки, заключенные без учета правового положения юридических лиц публичного права, порождают арбитражные разбирательства, решения по которым не признаются государством. Руководителям юридических лиц публичного права, решая вопрос о подписании арбитражного соглашения, стоит помнить, что "цель участия государства в материальных частноправовых отношениях имеет свое органичное развитие в цели защиты законных государственных интересов, формирующихся под воздействием интересов общественных, приобретающих благодаря поддержке государства свойство публичности, в цивилистическом процессе" <23>. Российское государство создало эффективный механизм разрешения внутренних споров с участием юридических лиц публичного права. Такой механизм укоренен в российском правопорядке и обеспечен конституционными гарантиями. Произвольное отступление от него законом не предусматривается, заключение арбитражного соглашения в этом случае можно рассматривать и как неэффективное управленческое действие, и как искажение смысла их полномочий, не образующее прочную базу для проведения арбитражного разбирательства. Напомним также, что "ответственность юридического лица публичного права в своей основе имеет не частноправовой, а публично-правовой характер. Среди форм ответственности есть такие, которые неприменимы к коммерческим объединениям" <24>. Арбитры, не обладающие статусом судей, и арбитраж, не входящий в государственную судебную систему, не могут решать вопросы применения мер ответственности, имеющей публично-правовой характер.