Непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью
Подборка наиболее важных документов по запросу Непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)"Необходимыми" мерами по защите прав и законных интересов подопечного, которые ООиП обязан принять, могут быть меры, которые предусмотрены в абз. 2 п. 3 ст. 148.1 СК РФ и о которых говорилось выше, а также иные меры, предусмотренные комментируемым Законом. Однако в ч. 4 комментируемой статьи подразумевается прежде всего отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, предусмотренном в ст. 77 СК РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)"Необходимыми" мерами по защите прав и законных интересов подопечного, которые ООиП обязан принять, могут быть меры, которые предусмотрены в абз. 2 п. 3 ст. 148.1 СК РФ и о которых говорилось выше, а также иные меры, предусмотренные комментируемым Законом. Однако в ч. 4 комментируемой статьи подразумевается прежде всего отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, предусмотренном в ст. 77 СК РФ.
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Вопросы изъятия ребенка из семьи: сравнительный анализ систем защиты прав ребенка в некоторых скандинавских странах и России
(Болурова З.Л.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Как и для стран Европы, для Российской Федерации защита прав детей является преимущественным направлением. Затруднительно умалить ценность традиционной семьи, где в приоритете у родителей - достойное воспитание своих детей, а также защита от посягательств на физическое и психологическое здоровье ребенка. Но, как ранее отмечалось в статье, субъектом противоправного отношения к несовершеннолетнему могут выступать сами родители. Юридическим основанием для отобрания (изъятия) ребенка из семьи признана ст. 77 СК РФ. Отечественное законодательство в качестве основополагающего фактора для изъятия ребенка из семьи предусматривает наличие непосредственной угрозы здоровью, жизни ребенка, исходящей от членов семьи. Российская правовая система уполномочила орган опеки и попечительства правом отобрания ребенка из семьи на основании акта органа местного самоуправления.
(Болурова З.Л.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Как и для стран Европы, для Российской Федерации защита прав детей является преимущественным направлением. Затруднительно умалить ценность традиционной семьи, где в приоритете у родителей - достойное воспитание своих детей, а также защита от посягательств на физическое и психологическое здоровье ребенка. Но, как ранее отмечалось в статье, субъектом противоправного отношения к несовершеннолетнему могут выступать сами родители. Юридическим основанием для отобрания (изъятия) ребенка из семьи признана ст. 77 СК РФ. Отечественное законодательство в качестве основополагающего фактора для изъятия ребенка из семьи предусматривает наличие непосредственной угрозы здоровью, жизни ребенка, исходящей от членов семьи. Российская правовая система уполномочила орган опеки и попечительства правом отобрания ребенка из семьи на основании акта органа местного самоуправления.
Статья: Отобрание ребенка из семьи как исключительная мера защиты прав детей
(Веренич А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Непринятие своевременных мер по защите детей, неограждение их от родителей или лиц, причиняющих физические, нравственные или психические страдания, приводит к трагическим последствиям. Зачастую возникают ситуации, требующие неотложных, экстренных мер. Одной из таких мер является отобрание, под которым в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации <5> (далее - СК РФ) понимается оперативная мера защиты несовершеннолетних органами опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка <6>. Статистические данные свидетельствуют о значительном количестве детей, нуждающихся в помощи со стороны государства. В период с 2017 по 2019 г. выявлено 144 613 детей, в том числе в 2017 г. - 49 520, в 2018 г. - 48 290, в 2019 г. - 46 803 ребенка <7>.
(Веренич А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Непринятие своевременных мер по защите детей, неограждение их от родителей или лиц, причиняющих физические, нравственные или психические страдания, приводит к трагическим последствиям. Зачастую возникают ситуации, требующие неотложных, экстренных мер. Одной из таких мер является отобрание, под которым в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации <5> (далее - СК РФ) понимается оперативная мера защиты несовершеннолетних органами опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка <6>. Статистические данные свидетельствуют о значительном количестве детей, нуждающихся в помощи со стороны государства. В период с 2017 по 2019 г. выявлено 144 613 детей, в том числе в 2017 г. - 49 520, в 2018 г. - 48 290, в 2019 г. - 46 803 ребенка <7>.
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По делу подлежат применению нормы Семейного кодекса РФ; Гражданского кодекса РФ (часть первая); Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"; Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990), а также разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"; Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" (не приведено в соответствие со ст. 23 ГПК РФ); Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 16 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"; Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" и др. в зависимости от позиции лиц, участвующих в деле.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По делу подлежат применению нормы Семейного кодекса РФ; Гражданского кодекса РФ (часть первая); Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"; Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990), а также разъяснения в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"; Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" (не приведено в соответствие со ст. 23 ГПК РФ); Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 16 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей"; Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" и др. в зависимости от позиции лиц, участвующих в деле.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С доктринальными подходами Пленум Верховного Суда РФ согласился частично и дал следующее разъяснение: "Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится" <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С доктринальными подходами Пленум Верховного Суда РФ согласился частично и дал следующее разъяснение: "Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится" <1>.
Статья: Защита семейных прав: природа и тенденции развития
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 1)отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК);
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 1)отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК);
Статья: Правовая политика в сфере защиты прав несовершеннолетних: опыт Российской Федерации и зарубежных правопорядков
(Авдонина Ю.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 4)Согласно статистическим данным, приведенным в Докладе о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка за 2021 г., можно заметить негативные изменения в сфере детства по сравнению с 2020 г.: на 5,1% увеличилась численность детей, отобранных у родителей в связи с непосредственной угрозой жизни и здоровью детей; на 5,9% - у которых родители (один или оба) лишены родительских прав; на 13,6% - у которых родители (один или оба) ограничены в родительских правах; в 5 раз - здоровью которых был причинен вред по вине опекунов, попечителей, усыновителей либо приемных родителей; на 34,1% увеличилось число выявленных случаев жестокого обращения с детьми-сиротами и детьми, которые остались без попечения родителей. Подобные изменения актуализируют инициативы (в том числе законодательные), акции, социальные проекты и программы, направленные на обеспечение прав и законных интересов детей.
(Авдонина Ю.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 4)Согласно статистическим данным, приведенным в Докладе о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка за 2021 г., можно заметить негативные изменения в сфере детства по сравнению с 2020 г.: на 5,1% увеличилась численность детей, отобранных у родителей в связи с непосредственной угрозой жизни и здоровью детей; на 5,9% - у которых родители (один или оба) лишены родительских прав; на 13,6% - у которых родители (один или оба) ограничены в родительских правах; в 5 раз - здоровью которых был причинен вред по вине опекунов, попечителей, усыновителей либо приемных родителей; на 34,1% увеличилось число выявленных случаев жестокого обращения с детьми-сиротами и детьми, которые остались без попечения родителей. Подобные изменения актуализируют инициативы (в том числе законодательные), акции, социальные проекты и программы, направленные на обеспечение прав и законных интересов детей.
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В этой связи важно отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации определил немедленное отобрание ребенка как "меру чрезвычайного и временного характера, проведение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств" <5>. Верховный Суд Российской Федерации также указал на чрезвычайный и исключительный характер административного отобрания и разъяснил, что "под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка" следует понимать "угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них)... Характер и степень опасности должны определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств" ("например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра") <6>.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В этой связи важно отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации определил немедленное отобрание ребенка как "меру чрезвычайного и временного характера, проведение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств" <5>. Верховный Суд Российской Федерации также указал на чрезвычайный и исключительный характер административного отобрания и разъяснил, что "под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка" следует понимать "угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них)... Характер и степень опасности должны определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств" ("например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра") <6>.