Неосновательное обогащение рекламная конструкция
Подборка наиболее важных документов по запросу Неосновательное обогащение рекламная конструкция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.10.2024 по делу N А33-3859/2024
Требование: О взыскании неосновательного обогащения за пользование земельными участками, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта принадлежности спорных рекламных конструкций ответчику, соответственно, отсутствия оснований для взыскания неосновательного обогащения за незаконное размещение рекламных конструкций.
Требование: О взыскании неосновательного обогащения за пользование земельными участками, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности факта принадлежности спорных рекламных конструкций ответчику, соответственно, отсутствия оснований для взыскания неосновательного обогащения за незаконное размещение рекламных конструкций.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 290 "Общее имущество в многоквартирном доме" ГК РФИсследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе протокол 09.10.2023 N 1/2023, фотоматериалы, и установив, что спорная рекламная конструкция размещена обществом "Аэрофлот" с использованием общего имущества многоквартирного дома без согласия собственников помещений в многоквартирном доме, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств правомерного использования им общего имущества многоквартирного дома с внесением соответствующей платы, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в сумме 58 170 руб. 89 коп."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что делать, если на фасаде многоквартирного дома размещена реклама без согласия жильцов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае размещения рекламы без согласия жильцов следует подготовить письменные обращения в контролирующие органы с просьбой провести проверку соблюдения законодательства. Если МКД находится в частной собственности, следует провести общее собрание собственников по вопросу обращения в суд с целью взыскания неосновательного обогащения с владельца рекламной конструкции.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае размещения рекламы без согласия жильцов следует подготовить письменные обращения в контролирующие органы с просьбой провести проверку соблюдения законодательства. Если МКД находится в частной собственности, следует провести общее собрание собственников по вопросу обращения в суд с целью взыскания неосновательного обогащения с владельца рекламной конструкции.
Статья: Владение и пользование общим имуществом в многоквартирном доме
(Кириченко О.В., Накушнова Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Одним из наиболее частых правонарушений является размещение рекламных конструкций на первых этажах и фасадах многоквартирных домов без получения на это решения общего собрания собственников помещений. В данном случае любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в суд с требованием демонтировать рекламные конструкции и взыскать неосновательное обогащение (т.е. денежные средства, подлежащие уплате за размещение рекламы) (ст. 290 ГК РФ, ч. 4 ст. 36 ЖК РФ, ст. 304 ГК РФ, ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания"). Суды в данном случае, как правило, удовлетворяют заявленные требования в полном объеме (см.: Решение Арбитражного суда Омской области от 06.06.2011 по делу N А46-14365/2010; Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.06.2015 по делу N А72-16058/2014) <10>. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 36 ЖК РФ размещение рекламных конструкций не должно приводить к нарушению прав и законных интересов граждан и юридических лиц, например, использование на фасаде здания многоквартирного дома очень ярких конструкций, доставляющих неудобства жителям в ночное время суток. В данном случае нарушенные права собственника помещения в многоквартирном доме защищаются с помощью негаторного иска (ст. 304 ГК РФ).
(Кириченко О.В., Накушнова Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Одним из наиболее частых правонарушений является размещение рекламных конструкций на первых этажах и фасадах многоквартирных домов без получения на это решения общего собрания собственников помещений. В данном случае любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в суд с требованием демонтировать рекламные конструкции и взыскать неосновательное обогащение (т.е. денежные средства, подлежащие уплате за размещение рекламы) (ст. 290 ГК РФ, ч. 4 ст. 36 ЖК РФ, ст. 304 ГК РФ, ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания"). Суды в данном случае, как правило, удовлетворяют заявленные требования в полном объеме (см.: Решение Арбитражного суда Омской области от 06.06.2011 по делу N А46-14365/2010; Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.06.2015 по делу N А72-16058/2014) <10>. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 36 ЖК РФ размещение рекламных конструкций не должно приводить к нарушению прав и законных интересов граждан и юридических лиц, например, использование на фасаде здания многоквартирного дома очень ярких конструкций, доставляющих неудобства жителям в ночное время суток. В данном случае нарушенные права собственника помещения в многоквартирном доме защищаются с помощью негаторного иска (ст. 304 ГК РФ).
Нормативные акты
Статья: Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3)Выручку уполномоченного лица по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, не перечисленную в соответствующий бюджет, следует квалифицировать как неосновательное обогащение, которое в силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ собственник вправе истребовать у уполномоченного лица, а уполномоченное лицо - обязано его возвратить.
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3)Выручку уполномоченного лица по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, не перечисленную в соответствующий бюджет, следует квалифицировать как неосновательное обогащение, которое в силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ собственник вправе истребовать у уполномоченного лица, а уполномоченное лицо - обязано его возвратить.
Статья: Платность использования земель, находящихся в публичной собственности, без их предоставления юридическим или физическим лицам и установления сервитутов
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)В статье исследованы подходы, выработанные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими органами судебной власти и представленные в юридической литературе, к вопросу возмездности использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций и иных объектов, виды которых установлены нормативными актами Правительства Российской Федерации. В результате анализа нормативной базы автором выявлены проблемы и сформулированы предложения по совершенствованию действующих норм законодательства.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)В статье исследованы подходы, выработанные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими органами судебной власти и представленные в юридической литературе, к вопросу возмездности использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций и иных объектов, виды которых установлены нормативными актами Правительства Российской Федерации. В результате анализа нормативной базы автором выявлены проблемы и сформулированы предложения по совершенствованию действующих норм законодательства.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли в договоре на установку рекламной конструкции заменить ее собственника по правилам о перенайме по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу управляющей компании неосновательного обогащения в виде платы за пользование общим имуществом дома исходя из размера рекламных конструкций и установленной собранием собственников платы за использование общего имущества, а также процентов за пользование чужими денежными средствами..."
Можно ли в договоре на установку рекламной конструкции заменить ее собственника по правилам о перенайме по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу управляющей компании неосновательного обогащения в виде платы за пользование общим имуществом дома исходя из размера рекламных конструкций и установленной собранием собственников платы за использование общего имущества, а также процентов за пользование чужими денежными средствами..."
Вопрос: Суд обязал организацию демонтировать рекламную вывеску, организация ссылалась на то, что это информационная вывеска. В чем отличие вывески от рекламы, какие правовые последствия несет отнесение конструкции к той или иной категории?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2020 N Ф06-64039/2020 по делу N А72-16295/2019 суд, определив, что размещение спорных конструкций в интересах третьего лица, арендующего помещение, на фасаде дома, являющемся общим имуществом жильцов многоквартирного дома, произведено без соответствующего разрешения и рекламная конструкция не относится к обязательной информации, размещение которой в силу закона не требует согласования, взыскал неосновательное обогащение с собственника соответствующего помещения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2020 N Ф06-64039/2020 по делу N А72-16295/2019 суд, определив, что размещение спорных конструкций в интересах третьего лица, арендующего помещение, на фасаде дома, являющемся общим имуществом жильцов многоквартирного дома, произведено без соответствующего разрешения и рекламная конструкция не относится к обязательной информации, размещение которой в силу закона не требует согласования, взыскал неосновательное обогащение с собственника соответствующего помещения.
Статья: Рекламные конструкции
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2025, N 4)Договор-1 не является договором аренды и не подлежит сохранению при смене собственника, поскольку согласия на размещение рекламной конструкции новый собственник не давал.
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2025, N 4)Договор-1 не является договором аренды и не подлежит сохранению при смене собственника, поскольку согласия на размещение рекламной конструкции новый собственник не давал.