Негосударственная система бесплатной юридической помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Негосударственная система бесплатной юридической помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как оказывается бесплатная юридическая помощь?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Бесплатная юридическая помощь оказывается, как правило, малоимущим и социально незащищенным категориям граждан в рамках государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Бесплатная юридическая помощь оказывается, как правило, малоимущим и социально незащищенным категориям граждан в рамках государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
Статья: Бесплатная юридическая помощь в Российской Федерации: система, субъекты и финансирование. Часть 2
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 4)Ключевые слова: социальное государство, социальная поддержка и защита, доступность юридических услуг, бесплатная юридическая помощь, государственная система бесплатной юридической помощи, негосударственная система бесплатной юридической помощи, льготы участникам специальной военной операции.
(Новопашина У.С.)
("Нотариус", 2024, N 4)Ключевые слова: социальное государство, социальная поддержка и защита, доступность юридических услуг, бесплатная юридическая помощь, государственная система бесплатной юридической помощи, негосударственная система бесплатной юридической помощи, льготы участникам специальной военной операции.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ
(ред. от 22.04.2024)
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2024)5) оказание бесплатной юридической помощи адвокатами в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", а также ведение учета и отчетности об оказании бесплатной юридической помощи, информационное взаимодействие (обмен) с иными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи;
(ред. от 22.04.2024)
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2024)5) оказание бесплатной юридической помощи адвокатами в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", а также ведение учета и отчетности об оказании бесплатной юридической помощи, информационное взаимодействие (обмен) с иными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи;
Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"Глава 4. НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
(ред. от 04.11.2025)
"О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"Глава 4. НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" устанавливаются основные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Закон не касается уголовного судопроизводства.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" устанавливаются основные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Закон не касается уголовного судопроизводства.
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Названный Закон предусматривает организацию государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. В этих целях в субъектах РФ могут создаваться государственные юридические бюро; они учреждаются в качестве юридических лиц со специальной правоспособностью в организационно-правовой форме казенного учреждения. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи признаются так же юридические клиники (студенческие консультационные бюро и т.п.) и другие создаваемые негосударственными структурами центры бесплатной юридической помощи. Студенческая юридическая клиника создается как внутреннее структурное подразделение образовательного учреждения высшего профессионального образования, а может учреждаться как юридическое лицо, если такое право предоставлено вузу его учредителем. Министерство юстиции РФ ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Названный Закон предусматривает организацию государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. В этих целях в субъектах РФ могут создаваться государственные юридические бюро; они учреждаются в качестве юридических лиц со специальной правоспособностью в организационно-правовой форме казенного учреждения. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи признаются так же юридические клиники (студенческие консультационные бюро и т.п.) и другие создаваемые негосударственными структурами центры бесплатной юридической помощи. Студенческая юридическая клиника создается как внутреннее структурное подразделение образовательного учреждения высшего профессионального образования, а может учреждаться как юридическое лицо, если такое право предоставлено вузу его учредителем. Министерство юстиции РФ ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет.
Статья: Принципы осуществления представительства по назначению в гражданском процессе
(Федина А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
(Федина А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
Статья: Право на бесплатную юридическую помощь
(Кургузников М.С., Хомякова М.А.)
("Современное право", 2024, N 12)- физические и юридические лица, являющиеся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
(Кургузников М.С., Хомякова М.А.)
("Современное право", 2024, N 12)- физические и юридические лица, являющиеся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
Статья: О внедрении, развитии, усовершенствовании электронных способов собирания доказательственной информации по уголовным делам
(Афанасьева С.И., Добровлянина О.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Следует отметить, что, закрепив в ст. 474.1 УПК РФ требования о подписании электронного обращения и прилагаемых материалов усиленной квалифицированной электронной подписью, законодатель воспользовался правовым опытом легитимации данной новеллы в Федеральном законе "Об электронной подписи" от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ <26>, Приказе ФСБ России "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра" от 27 декабря 2011 г. N 796 <27>, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57, Приказе от 27 декабря 2016 г. N 251, Приказе от 11 сентября 2017 г. N 168 и других актах. В прежней редакции ст. 474.1 УПК РФ говорилось, что ходатайство, заявление, жалоба, представление могут быть поданы в суд в форме электронного документа, подписанного лицом, направившим такой документ, электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. норма, по сути, носила отсылочный характер, что вызывало определенные трудности. Например, "профессиональный" заявитель - адвокат - не всегда понимал, что апелляционная, кассационная или надзорная жалоба подписываются усиленной квалифицированной подписью; что образ ордера в рамках уголовного судопроизводства должен быть удостоверен усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего ордер (руководителя адвокатского образования или любого другого уполномоченного лица), и т.п. Можно только представить организационно-процессуальные трудности, с которыми сталкивался "непрофессиональный" участник, вовлеченный в сферу судопроизводства. Поэтому конкретизация законодательного положения об усиленной квалифицированной электронной подписи свидетельствует об усовершенствовании правовой регламентации данного аспекта. В отношении "непрофессионального" участника следует заметить, что он явно нуждается в профессиональной правовой помощи при работе с электронным документооборотом. Такую помощь могли бы оказывать, например, участники государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи при соответствующем правовом регулировании и надлежащем бюджетировании.
(Афанасьева С.И., Добровлянина О.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Следует отметить, что, закрепив в ст. 474.1 УПК РФ требования о подписании электронного обращения и прилагаемых материалов усиленной квалифицированной электронной подписью, законодатель воспользовался правовым опытом легитимации данной новеллы в Федеральном законе "Об электронной подписи" от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ <26>, Приказе ФСБ России "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра" от 27 декабря 2011 г. N 796 <27>, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57, Приказе от 27 декабря 2016 г. N 251, Приказе от 11 сентября 2017 г. N 168 и других актах. В прежней редакции ст. 474.1 УПК РФ говорилось, что ходатайство, заявление, жалоба, представление могут быть поданы в суд в форме электронного документа, подписанного лицом, направившим такой документ, электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. норма, по сути, носила отсылочный характер, что вызывало определенные трудности. Например, "профессиональный" заявитель - адвокат - не всегда понимал, что апелляционная, кассационная или надзорная жалоба подписываются усиленной квалифицированной подписью; что образ ордера в рамках уголовного судопроизводства должен быть удостоверен усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего ордер (руководителя адвокатского образования или любого другого уполномоченного лица), и т.п. Можно только представить организационно-процессуальные трудности, с которыми сталкивался "непрофессиональный" участник, вовлеченный в сферу судопроизводства. Поэтому конкретизация законодательного положения об усиленной квалифицированной электронной подписи свидетельствует об усовершенствовании правовой регламентации данного аспекта. В отношении "непрофессионального" участника следует заметить, что он явно нуждается в профессиональной правовой помощи при работе с электронным документооборотом. Такую помощь могли бы оказывать, например, участники государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи при соответствующем правовом регулировании и надлежащем бюджетировании.
Статья: Запрос государственного юридического бюро: проблемы правового регулирования
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)В целях обеспечения полноценной и всесторонней реализации ч. 1 ст. 48 Конституции РФ был принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Закон N 324-ФЗ), который установил организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи <3>. Статья 15 указанного правового акта определила участников государственной системы бесплатной юридической помощи, среди которых особое место отведено государственным юридическим бюро <4> (далее - госюрбюро), являющимся юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ.
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)В целях обеспечения полноценной и всесторонней реализации ч. 1 ст. 48 Конституции РФ был принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Закон N 324-ФЗ), который установил организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи <3>. Статья 15 указанного правового акта определила участников государственной системы бесплатной юридической помощи, среди которых особое место отведено государственным юридическим бюро <4> (далее - госюрбюро), являющимся юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ.
Статья: О некоторых антизаконных методах взыскания просроченной задолженности как обосновании необходимости усовершенствования систем бесплатной юридической помощи
(Дронова А.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 2)Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации (далее - граждане) на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения (часть 1 статья 1 вышеназванного Федерального закона) <1>.
(Дронова А.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 2)Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации (далее - граждане) на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения (часть 1 статья 1 вышеназванного Федерального закона) <1>.
Статья: Организация социально-правового консультирования пожилых граждан в системе социальной защиты населения
(Бурилкина С.А., Супрун Н.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)В Магнитогорске на сегодняшний день ведется работа по оказанию бесплатной юридической помощи инвалидам I и II групп, ветеранам ВОВ, Героям РФ и СССР, Героям Социалистического Труда и осуществляется участниками государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", а также Законом Челябинской области от 22 февраля 2012 г. N 279-ЗО "Об оказании бесплатной юридической помощи в Челябинской области". К числу организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь указанным выше категориям населения, относится Общественная приемная для пожилых граждан города Магнитогорска, адвокаты, нотариусы, являющиеся участниками системы бесплатной юридической помощи, негосударственные центры бесплатной юридической помощи <7>.
(Бурилкина С.А., Супрун Н.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)В Магнитогорске на сегодняшний день ведется работа по оказанию бесплатной юридической помощи инвалидам I и II групп, ветеранам ВОВ, Героям РФ и СССР, Героям Социалистического Труда и осуществляется участниками государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", а также Законом Челябинской области от 22 февраля 2012 г. N 279-ЗО "Об оказании бесплатной юридической помощи в Челябинской области". К числу организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь указанным выше категориям населения, относится Общественная приемная для пожилых граждан города Магнитогорска, адвокаты, нотариусы, являющиеся участниками системы бесплатной юридической помощи, негосударственные центры бесплатной юридической помощи <7>.
Статья: Квалифицированная юридическая помощь: классификация субъектов ее предоставления и эффективность их работы
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)В данном нормативном правовом акте установлены в том числе организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи <8>. Функционирование каждой системы осуществляется в соответствии с государственной политикой, выработка которой (наряду с нормативно-правовым обеспечением в этой сфере) возложена на Минюст России <9>.
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)В данном нормативном правовом акте установлены в том числе организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи <8>. Функционирование каждой системы осуществляется в соответствии с государственной политикой, выработка которой (наряду с нормативно-правовым обеспечением в этой сфере) возложена на Минюст России <9>.