Негативное воздействие на работу централизованной системы
Подборка наиболее важных документов по запросу Негативное воздействие на работу централизованной системы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каким образом осуществляется расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"VI. Предотвращение негативного воздействия на работу
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"VI. Предотвращение негативного воздействия на работу
Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 N 1746
"Об особенностях использования средств, начисленных в 2023 году в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об особенностях использования средств, начисленных в 2023 году в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Является ли договор на отпуск питьевой воды договором возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.07.2015 и 09.06.2016 между ООО "РВК-Воронеж" (организация водопроводно-канализационного хозяйства, поставщик) и ФКУ "ОСК ЗВО" (абонент, заказчик) заключены государственные контракты N 2323 холодного водоснабжения и водоотведения (с протоколами разногласий и протоколами согласования разногласий), в соответствии с которыми организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную питьевую воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать холодную питьевую воду установленного качества, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1).
Является ли договор на отпуск питьевой воды договором возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.07.2015 и 09.06.2016 между ООО "РВК-Воронеж" (организация водопроводно-канализационного хозяйства, поставщик) и ФКУ "ОСК ЗВО" (абонент, заказчик) заключены государственные контракты N 2323 холодного водоснабжения и водоотведения (с протоколами разногласий и протоколами согласования разногласий), в соответствии с которыми организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную питьевую воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать холодную питьевую воду установленного качества, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1).
Статья: Экосистемный подход в праве
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Не давая собственных пояснений об экосистемном подходе в деле N А56-112871/2019, суд принял во внимание следующее разъяснение Минприроды России о соотношении рыбохозяйственных и гигиенических нормативов: "Оценка уровня допустимых воздействий на водные объекты на основании санитарно-гигиенических предельно допустимых концентраций не обеспечивает экосистемного подхода к охране водных объектов". В результате решения нижестоящих судов об удовлетворении требования о взыскании задолженности в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и водный объект, за залповый сброс загрязняющих веществ и неустойки было оставлено без изменения <44>.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Не давая собственных пояснений об экосистемном подходе в деле N А56-112871/2019, суд принял во внимание следующее разъяснение Минприроды России о соотношении рыбохозяйственных и гигиенических нормативов: "Оценка уровня допустимых воздействий на водные объекты на основании санитарно-гигиенических предельно допустимых концентраций не обеспечивает экосистемного подхода к охране водных объектов". В результате решения нижестоящих судов об удовлетворении требования о взыскании задолженности в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и водный объект, за залповый сброс загрязняющих веществ и неустойки было оставлено без изменения <44>.
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)В п. 12 Постановления продолжение идеи о разграничении антимонопольных и гражданско-правовых нарушений (см. комментарий к п. 11). Антимонопольное нарушение, являясь видом гражданско-правового нарушения, имеет дополнительные признаки: совершается в форме недопущения, ограничения или устранения конкуренции, причинения вреда определенной категории участников рынка. Другими словами, если доминирующий на рынке субъект предлагает контрагенту явно обременительные условия договора, то совершение таких действий само по себе еще не может быть квалифицировано как антимонопольное нарушение. У такого действия должен быть антиконкурентный эффект, который подлежит доказыванию антимонопольным органом (как в примере с ресурсоснабжающей организацией, приведенном в комментарии к п. 11 Постановления). Оценивая отдельные акты в порядке нормоконтроля, Административная коллегия ВС РФ также указывает на необходимость разграничения антимонопольных оснований и оснований, касающихся интересов конкретных лиц. В одном из дел подчеркивается, что положения Закона о защите конкуренции не устанавливают права и обязанности сторон договора водоотведения, требования к сточным водам, порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, ввиду чего ссылка на них при оспаривании Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод является несостоятельной <32>.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)В п. 12 Постановления продолжение идеи о разграничении антимонопольных и гражданско-правовых нарушений (см. комментарий к п. 11). Антимонопольное нарушение, являясь видом гражданско-правового нарушения, имеет дополнительные признаки: совершается в форме недопущения, ограничения или устранения конкуренции, причинения вреда определенной категории участников рынка. Другими словами, если доминирующий на рынке субъект предлагает контрагенту явно обременительные условия договора, то совершение таких действий само по себе еще не может быть квалифицировано как антимонопольное нарушение. У такого действия должен быть антиконкурентный эффект, который подлежит доказыванию антимонопольным органом (как в примере с ресурсоснабжающей организацией, приведенном в комментарии к п. 11 Постановления). Оценивая отдельные акты в порядке нормоконтроля, Административная коллегия ВС РФ также указывает на необходимость разграничения антимонопольных оснований и оснований, касающихся интересов конкретных лиц. В одном из дел подчеркивается, что положения Закона о защите конкуренции не устанавливают права и обязанности сторон договора водоотведения, требования к сточным водам, порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, ввиду чего ссылка на них при оспаривании Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод является несостоятельной <32>.
Статья: Гражданско-правовая ответственность абонентов за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения
(Красникова Л.А.)
("Гражданское право", 2023, N 6)В статье исследуется правовая проблема гражданско-правовой ответственности абонентов в случае нарушения ими обязанности по предотвращению негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения в случае установления организацией ВКХ факта разбавления абонентами сбрасываемых сточных вод в данную систему нормативно-чистыми водами. Автором рассмотрены доктринальные взгляды ученых-цивилистов о видах (формах) гражданско-правовой ответственности и вины правонарушителей в гражданском праве. Также сформулирован вывод о необходимости внесения в действующее законодательство в сфере водоотведения нормативного положения, устанавливающего правовой механизм расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при установлении факта разбавления абонентами сточных вод нормативно-чистыми водами.
(Красникова Л.А.)
("Гражданское право", 2023, N 6)В статье исследуется правовая проблема гражданско-правовой ответственности абонентов в случае нарушения ими обязанности по предотвращению негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения в случае установления организацией ВКХ факта разбавления абонентами сбрасываемых сточных вод в данную систему нормативно-чистыми водами. Автором рассмотрены доктринальные взгляды ученых-цивилистов о видах (формах) гражданско-правовой ответственности и вины правонарушителей в гражданском праве. Также сформулирован вывод о необходимости внесения в действующее законодательство в сфере водоотведения нормативного положения, устанавливающего правовой механизм расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при установлении факта разбавления абонентами сточных вод нормативно-чистыми водами.
Статья: Практика разрешения споров, связанных с водоснабжением и водоотведением
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Споры о взыскании платы за негативное воздействие на работу
(Холминов А.А., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Споры о взыскании платы за негативное воздействие на работу
Статья: Ущерб окружающей среде в интерпретации российских судов
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Расчеты вреда по формулам методик применяются не только при взыскании компенсаций за загрязнение окружающей среды, но и в смежной области - расчетов с водоканалами. Так, в случае сброса в канализацию определенных загрязняющих веществ абоненты обязаны вносить плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (ЦСВ). Плата эта также рассчитывается по формуле и никак не связана с реальной стоимостью восстановительных работ, которая, к слову, может быть взыскана организацией с абонента дополнительно. По поводу платы за негативное воздействие на ЦСВ высказался в 2023 году Конституционный Суд РФ в Определении от 27 июня 2023 года N 1585-О. КС РФ оправдывает расчет возмещения по формулам теми же мотивами, которые были использованы в свое время для оправдания существования методик расчета возмещения вреда окружающей среде: "Сброс абонентом сточных вод с превышением нормативов загрязняющих веществ не всегда приводит к немедленным видимым негативным последствиям (вреду), которые могут проявиться или не проявиться в зависимости от сочетания множества условий, что осложняет возможность точного определения размера реально понесенных расходов, связанных со сверхнормативным сбросом сточных вод, поэтому размер взимаемой платы может быть определен лишь по формулам, утвержденным нормативными правовыми актами. Таким образом, оспариваемое правовое регулирование, будучи направленным на соблюдение баланса интересов организаций, осуществляющих водоснабжение (водоотведение), и их абонентов, само по себе не может расцениваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, в административном деле с участием которого Верховный Суд Российской Федерации отметил, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения".
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Расчеты вреда по формулам методик применяются не только при взыскании компенсаций за загрязнение окружающей среды, но и в смежной области - расчетов с водоканалами. Так, в случае сброса в канализацию определенных загрязняющих веществ абоненты обязаны вносить плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (ЦСВ). Плата эта также рассчитывается по формуле и никак не связана с реальной стоимостью восстановительных работ, которая, к слову, может быть взыскана организацией с абонента дополнительно. По поводу платы за негативное воздействие на ЦСВ высказался в 2023 году Конституционный Суд РФ в Определении от 27 июня 2023 года N 1585-О. КС РФ оправдывает расчет возмещения по формулам теми же мотивами, которые были использованы в свое время для оправдания существования методик расчета возмещения вреда окружающей среде: "Сброс абонентом сточных вод с превышением нормативов загрязняющих веществ не всегда приводит к немедленным видимым негативным последствиям (вреду), которые могут проявиться или не проявиться в зависимости от сочетания множества условий, что осложняет возможность точного определения размера реально понесенных расходов, связанных со сверхнормативным сбросом сточных вод, поэтому размер взимаемой платы может быть определен лишь по формулам, утвержденным нормативными правовыми актами. Таким образом, оспариваемое правовое регулирование, будучи направленным на соблюдение баланса интересов организаций, осуществляющих водоснабжение (водоотведение), и их абонентов, само по себе не может расцениваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, в административном деле с участием которого Верховный Суд Российской Федерации отметил, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения".