Недостоверная общественно значимая информация
Подборка наиболее важных документов по запросу Недостоверная общественно значимая информация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13.15 "Злоупотребление свободой массовой информации" КоАП РФТаким образом, Ж. распространил в информационно-телекоммуникационной сети заведомо недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверного сообщения, создавшую угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Распространение информации или предоставление информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"Совершенное Чирковой И.А. деяние, выразившееся в распространении в информационно-телекоммуникационной сети Интернет заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверного сообщения, создавшем угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 207.2. Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия
(ред. от 17.11.2025)Статья 207.2. Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия
Приказ Роскомнадзора от 05.12.2016 N 308
"Об утверждении формы и порядка направления уполномоченными государственными органами требования о принятии мер по прекращению распространения новостным агрегатором фальсифицированных общественно значимых сведений, недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, новостной информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2017 N 45395)Зарегистрировано в Минюсте России 25 января 2017 г. N 45395
"Об утверждении формы и порядка направления уполномоченными государственными органами требования о принятии мер по прекращению распространения новостным агрегатором фальсифицированных общественно значимых сведений, недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, новостной информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2017 N 45395)Зарегистрировано в Минюсте России 25 января 2017 г. N 45395
Статья: Юридическая аномия как фактор неопределенности целей социального развития
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)- предусматривающей запрет публичного распространения заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшего тяжкие последствия (ст. 207.2 УК РФ).
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)- предусматривающей запрет публичного распространения заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшего тяжкие последствия (ст. 207.2 УК РФ).
Статья: Противодействие проявлениям экстремизма средствами прокурорского надзора
(Ахмадуллина Р.Д.)
("Законность", 2024, N 6)Например, Решением Тверского районного суда г. Москвы от 21 марта 2022 г. удовлетворены исковые требования первого заместителя Генерального прокурора РФ о запрете деятельности американской транснациональной холдинговой компании MetaPlatforms, Inc. по реализации продуктов - социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации на том основании, что она осуществляла экстремистскую деятельность. Обращение прокурора в суд было обусловлено тем, что американская транснациональная холдинговая компания Meta Platforms, Inc. под видом коммерческой деятельности по реализации продуктов (социальных сетей Facebook и Instagram) распространяла на территории Российской Федерации материалы, содержащие призывы к осуществлению насильственных действий экстремистского характера в отношении граждан России, тем самым нарушала права граждан России, что несло в себе угрозу конституционному строю Российской Федерации. Так, в связи с проведением Вооруженными Силами РФ специальной военной операции в социальных сетях Facebook и Instagram распространялись многочисленные информационные материалы, содержащие призывы к совершению убийств граждан Российской Федерации, в том числе военнослужащих, недостоверная общественно значимая информация о ходе проведения специальной военной операции, о действиях российских военнослужащих, а также материалы с призывами к участию на территории России в несогласованных массовых акциях и беспорядках <11>. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения, в кассационном порядке решение суда обжаловано не было. Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на запрет деятельности американской транснациональной холдинговой компании MetaPlatforms, Inc. по реализации своих отдельных продуктов, социальные сети Facebook и Instagram до сих пор используются гражданами России с применением средств обхода блокировок доступа к противоправному контенту - VPN-сервисов. В настоящее время в российском законодательстве нет запрета на использование программ для обхода блокировок доступа (VPN-сервисов). Однако применение указанной технологии, в частности не проверенных VPN-сервисов, доступных для скачивания в свободном доступе, опасно, поскольку по причине отсутствия должной защиты личных данных пользователей возможна их утечка. Считаем, что блокировка с 1 марта 2024 г. информации, популяризирующей VPN-сервисы <12>, не решит имеющиеся проблемы в указанной сфере.
(Ахмадуллина Р.Д.)
("Законность", 2024, N 6)Например, Решением Тверского районного суда г. Москвы от 21 марта 2022 г. удовлетворены исковые требования первого заместителя Генерального прокурора РФ о запрете деятельности американской транснациональной холдинговой компании MetaPlatforms, Inc. по реализации продуктов - социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации на том основании, что она осуществляла экстремистскую деятельность. Обращение прокурора в суд было обусловлено тем, что американская транснациональная холдинговая компания Meta Platforms, Inc. под видом коммерческой деятельности по реализации продуктов (социальных сетей Facebook и Instagram) распространяла на территории Российской Федерации материалы, содержащие призывы к осуществлению насильственных действий экстремистского характера в отношении граждан России, тем самым нарушала права граждан России, что несло в себе угрозу конституционному строю Российской Федерации. Так, в связи с проведением Вооруженными Силами РФ специальной военной операции в социальных сетях Facebook и Instagram распространялись многочисленные информационные материалы, содержащие призывы к совершению убийств граждан Российской Федерации, в том числе военнослужащих, недостоверная общественно значимая информация о ходе проведения специальной военной операции, о действиях российских военнослужащих, а также материалы с призывами к участию на территории России в несогласованных массовых акциях и беспорядках <11>. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения, в кассационном порядке решение суда обжаловано не было. Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на запрет деятельности американской транснациональной холдинговой компании MetaPlatforms, Inc. по реализации своих отдельных продуктов, социальные сети Facebook и Instagram до сих пор используются гражданами России с применением средств обхода блокировок доступа к противоправному контенту - VPN-сервисов. В настоящее время в российском законодательстве нет запрета на использование программ для обхода блокировок доступа (VPN-сервисов). Однако применение указанной технологии, в частности не проверенных VPN-сервисов, доступных для скачивания в свободном доступе, опасно, поскольку по причине отсутствия должной защиты личных данных пользователей возможна их утечка. Считаем, что блокировка с 1 марта 2024 г. информации, популяризирующей VPN-сервисы <12>, не решит имеющиеся проблемы в указанной сфере.
Статья: Ложная информация в уголовном праве: категории заведомой ложности и недостоверности
(Алексеева Т.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Иногда в доктрине используется категория "предположительно ложные сведения" <35>, но при наличии в законе термина "недостоверные" правильно придерживаться именно его, не умножая сущности. Заведомая недостоверность проявляется в том, что субъект осознает, что информация может оказаться неточной или искаженной. Некоторые решения по делам об административных правонарушениях это отражают (именно в административно-правовой, а не в уголовно-правовой плоскости и должны рассматриваться такие дела, поскольку заведомая ложность в этих случаях исключена). Например, в Постановлении Бикинского городского суда по ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ описано, что Г., "не убедившись в достоверности общезначимой информации, полученной из неустановленных источников", просила распространить указанные сведения в различных группах в Интернете, при этом "субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом", а умысел "заключался в намерении распространить заведомо недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверной" <36>. В возбуждении уголовного дела в отношении Г. по ст. 207.1 УК РФ ранее было отказано.
(Алексеева Т.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Иногда в доктрине используется категория "предположительно ложные сведения" <35>, но при наличии в законе термина "недостоверные" правильно придерживаться именно его, не умножая сущности. Заведомая недостоверность проявляется в том, что субъект осознает, что информация может оказаться неточной или искаженной. Некоторые решения по делам об административных правонарушениях это отражают (именно в административно-правовой, а не в уголовно-правовой плоскости и должны рассматриваться такие дела, поскольку заведомая ложность в этих случаях исключена). Например, в Постановлении Бикинского городского суда по ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ описано, что Г., "не убедившись в достоверности общезначимой информации, полученной из неустановленных источников", просила распространить указанные сведения в различных группах в Интернете, при этом "субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом", а умысел "заключался в намерении распространить заведомо недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверной" <36>. В возбуждении уголовного дела в отношении Г. по ст. 207.1 УК РФ ранее было отказано.
Статья: Роль социальных сетей в борьбе с политической дезинформацией: соучастники ли?
(Совик Ю.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)3. Совик Ю.И. Ограничение распространения недостоверной общественно значимой информации: опыт европейских государств / Ю.И. Совик // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 8. С. 72 - 80.
(Совик Ю.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)3. Совик Ю.И. Ограничение распространения недостоверной общественно значимой информации: опыт европейских государств / Ю.И. Совик // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 8. С. 72 - 80.
Статья: Соотношение административной ответственности за распространение заведомо недостоверной информации и правовых гарантий свободы слова и массовой информации
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 6)В последние годы возрастание роли информации в жизни современного российского общества привело к необходимости реформирования законодательства, регулирующего распространение информации. Изменения затронули разные отрасли российского права, в том числе административное право, что выразилось в дополнении норм ст. 13.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) [3] несколькими новыми составами, устанавливающими административную ответственность за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации и распространении под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств (ч. 911 ст. 13.15 КоАП РФ). В соответствии с принципом законности, основанном на ст. 15 Конституции России, вносимые в КоАП РФ изменения не должны противоречить нормам Основного Закона и нормативных актов, имеющих более высокую юридическую силу. Так, на уровне Конституции России установлены гарантии свободы мысли и слова, свободы массовой информации, которым должны соответствовать нормы ст. 13.15 КоАП РФ. В последнее время в юридической науке часто указанное соответствие ставится под сомнение. Соответствующие вопросы были затронуты в работах В.С. Клементьевой [11], С.В. Симоновой [14] и других представителей современной российской правовой науки. Таким образом, в настоящий момент является актуальной проблема соотношения норм ст. 13.15 КоАП РФ, регулирующих распространение различных видов общественно значимой информации, и обеспечения гарантий свободы слова и массовой информации.
(Балекина В.М.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 6)В последние годы возрастание роли информации в жизни современного российского общества привело к необходимости реформирования законодательства, регулирующего распространение информации. Изменения затронули разные отрасли российского права, в том числе административное право, что выразилось в дополнении норм ст. 13.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) [3] несколькими новыми составами, устанавливающими административную ответственность за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации и распространении под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств (ч. 911 ст. 13.15 КоАП РФ). В соответствии с принципом законности, основанном на ст. 15 Конституции России, вносимые в КоАП РФ изменения не должны противоречить нормам Основного Закона и нормативных актов, имеющих более высокую юридическую силу. Так, на уровне Конституции России установлены гарантии свободы мысли и слова, свободы массовой информации, которым должны соответствовать нормы ст. 13.15 КоАП РФ. В последнее время в юридической науке часто указанное соответствие ставится под сомнение. Соответствующие вопросы были затронуты в работах В.С. Клементьевой [11], С.В. Симоновой [14] и других представителей современной российской правовой науки. Таким образом, в настоящий момент является актуальной проблема соотношения норм ст. 13.15 КоАП РФ, регулирующих распространение различных видов общественно значимой информации, и обеспечения гарантий свободы слова и массовой информации.
Статья: Квалификация публичного распространения заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (ст. 207.1 УК)
(Вешняков Д.Ю.)
("Законность", 2021, N 7)Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ в УК РФ внесены изменения, согласно которым уголовный закон пополнился двумя новыми составами преступлений - "Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан" (ст. 207.1 УК) и "Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия" (ст. 207.2 УК).
(Вешняков Д.Ю.)
("Законность", 2021, N 7)Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ в УК РФ внесены изменения, согласно которым уголовный закон пополнился двумя новыми составами преступлений - "Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан" (ст. 207.1 УК) и "Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия" (ст. 207.2 УК).
Статья: Нравственные рамки свободы слова в средствах массовой информации в современных реалиях России
(Омарова З.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Как известно, в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в 2019 г. была введена ст. 15.1-1 об ограничении доступа к информации, оскорбляющей в неприличной форме человеческое достоинство и общественную нравственность и выражающей явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в России. В ч. 1 ст. 15.3 был добавлен состав - обнаружение в СМИ недостоверной общественно значимой информации, распространяемой как достоверные сообщения <9>.
(Омарова З.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Как известно, в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в 2019 г. была введена ст. 15.1-1 об ограничении доступа к информации, оскорбляющей в неприличной форме человеческое достоинство и общественную нравственность и выражающей явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в России. В ч. 1 ст. 15.3 был добавлен состав - обнаружение в СМИ недостоверной общественно значимой информации, распространяемой как достоверные сообщения <9>.
Статья: Общественно значимая информация как предмет преступлений против общественной безопасности
(Ильяшенко Е.А.)
("Российский следователь", 2024, N 6)В связи с этим законодательной реакцией на указанные угрозы общественной безопасности выступило установление норм об ответственности за распространение заведомо ложной общественно значимой информации. Эти процессы актуализировались в последние годы и получили разрешение в отечественном законодательстве в период пандемии коронавирусной инфекции <1>.
(Ильяшенко Е.А.)
("Российский следователь", 2024, N 6)В связи с этим законодательной реакцией на указанные угрозы общественной безопасности выступило установление норм об ответственности за распространение заведомо ложной общественно значимой информации. Эти процессы актуализировались в последние годы и получили разрешение в отечественном законодательстве в период пандемии коронавирусной инфекции <1>.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Возможна ли уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации, указанной в диспозиции ст. 207.1 УК РФ, если оно совершено до вступления в силу Федерального закона от 01.04.2020 N 100-ФЗ, устанавливающего преступность этого деяния, но пресечено в период, когда указанная статья уже действовала? Наступает ли ответственность по ст. 207.2 УК РФ за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, совершенное до вступления в силу Федерального закона от 01.04.2020 N 100-ФЗ, в случаях, когда последствия этих действий в виде причинения вреда здоровью человека, смерти человека или иные тяжкие последствия наступили после вступления его в силу?
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Возможна ли уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации, указанной в диспозиции ст. 207.1 УК РФ, если оно совершено до вступления в силу Федерального закона от 01.04.2020 N 100-ФЗ, устанавливающего преступность этого деяния, но пресечено в период, когда указанная статья уже действовала? Наступает ли ответственность по ст. 207.2 УК РФ за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, совершенное до вступления в силу Федерального закона от 01.04.2020 N 100-ФЗ, в случаях, когда последствия этих действий в виде причинения вреда здоровью человека, смерти человека или иные тяжкие последствия наступили после вступления его в силу?
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Одновременно с определением в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" понятия "недостоверная общественно значимая информация" был принят Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <33>. Статья 13.15 "Злоупотребление свободой массовой информации" КоАП РФ дополнена ч. 9 - 11, согласно которым распространение информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, угрозу нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения, влечет наложение административного штрафа. Новеллы относительно фейковой информации были включены в указанную статью, тем самым показана их связь со средствами массовой информации (далее - СМИ).
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Одновременно с определением в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" понятия "недостоверная общественно значимая информация" был принят Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <33>. Статья 13.15 "Злоупотребление свободой массовой информации" КоАП РФ дополнена ч. 9 - 11, согласно которым распространение информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, угрозу нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения, влечет наложение административного штрафа. Новеллы относительно фейковой информации были включены в указанную статью, тем самым показана их связь со средствами массовой информации (далее - СМИ).