Не выплата заработной платы угроза жизни и здоровью
Подборка наиболее важных документов по запросу Не выплата заработной платы угроза жизни и здоровью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы совершенствования института самозащиты трудовых прав работников
(Долотина Р.Р.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)При самозащите трудовых прав используется ряд предусмотренных законом форм (ст. 379 Трудового кодекса РФ), а именно: отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором либо угрожающей жизни и здоровью; приостановление работы на период задержки заработной платы на срок более 15 дней (ст. 142 Трудового кодекса РФ).
(Долотина Р.Р.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)При самозащите трудовых прав используется ряд предусмотренных законом форм (ст. 379 Трудового кодекса РФ), а именно: отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором либо угрожающей жизни и здоровью; приостановление работы на период задержки заработной платы на срок более 15 дней (ст. 142 Трудового кодекса РФ).
Вопрос: В какой срок работодатель должен ответить на претензию работника?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью;
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью;
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
(ред. от 29.09.2025)нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
Приказ Роструда от 24.01.2011 N 14
"Об утверждении Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"В соответствии с нормами указанной статьи Федерального закона N 294-ФЗ получение органом Роструда сведений о причинении вреда жизни и (или) здоровью граждан при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности либо возникновении угрозы причинения такого вреда является безусловным и исключительным основанием для проведения внеплановой выездной проверки хозяйствующих субъектов. При этом следует учитывать, что Федеральный закон N 294-ФЗ не содержит общего определения или перечня обстоятельств, которые могут квалифицироваться как возникновение угрозы жизни или здоровью граждан. В этой связи представляется, что к нарушениям обязательных требований в сфере труда, представляющим угрозу здоровью граждан, могут быть отнесены случаи невыплаты работникам заработной платы, непредоставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и т.д.
"Об утверждении Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"В соответствии с нормами указанной статьи Федерального закона N 294-ФЗ получение органом Роструда сведений о причинении вреда жизни и (или) здоровью граждан при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности либо возникновении угрозы причинения такого вреда является безусловным и исключительным основанием для проведения внеплановой выездной проверки хозяйствующих субъектов. При этом следует учитывать, что Федеральный закон N 294-ФЗ не содержит общего определения или перечня обстоятельств, которые могут квалифицироваться как возникновение угрозы жизни или здоровью граждан. В этой связи представляется, что к нарушениям обязательных требований в сфере труда, представляющим угрозу здоровью граждан, могут быть отнесены случаи невыплаты работникам заработной платы, непредоставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и т.д.
Статья: Нормативно-правовое обеспечение мер поддержки IT-сферы и трудовые права IT-специалистов
(Митрясова А.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)На наш взгляд, запрет на проведение проверок IT-компаний является излишней мерой, создающей условия для ограничений прав граждан, в том числе трудящихся в IT-сфере. Вместо данного запрета может быть установлен порядок проведения контрольных мероприятий в отношении IT-компаний в исключительных случаях (например, при наличии подтвержденной угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и т.д.). Именно такой порядок действует в настоящее время в отношении остальных работодателей. Правоприменительная практика государственных инспекций труда (на примере Государственной инспекции труда в Тюменской области) свидетельствует о том, что в качестве исключительных случаев, являющихся основаниями для проверок, выступают невыплата заработной платы, окончательного расчета при увольнении, незаконное увольнение (т.е. ситуации, связанные с лишением источника доходов, средств к существованию). Перечень исключительных случаев, требующих проведения проверки в отношении IT-компаний, должен быть предусмотрен федеральным законом, а не подзаконными нормативными правовыми актами.
(Митрясова А.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)На наш взгляд, запрет на проведение проверок IT-компаний является излишней мерой, создающей условия для ограничений прав граждан, в том числе трудящихся в IT-сфере. Вместо данного запрета может быть установлен порядок проведения контрольных мероприятий в отношении IT-компаний в исключительных случаях (например, при наличии подтвержденной угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и т.д.). Именно такой порядок действует в настоящее время в отношении остальных работодателей. Правоприменительная практика государственных инспекций труда (на примере Государственной инспекции труда в Тюменской области) свидетельствует о том, что в качестве исключительных случаев, являющихся основаниями для проверок, выступают невыплата заработной платы, окончательного расчета при увольнении, незаконное увольнение (т.е. ситуации, связанные с лишением источника доходов, средств к существованию). Перечень исключительных случаев, требующих проведения проверки в отношении IT-компаний, должен быть предусмотрен федеральным законом, а не подзаконными нормативными правовыми актами.
Статья: Контрольные мероприятия ГИТ: к чему должен быть готов кадровик
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)1) при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения (или по фактам возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и/или техногенного характера. Критерии для определения "непосредственной угрозы причинения вреда" в законе не приведены. Поэтому решение о проведении внеплановой проверки в этом случае принимается, исходя из конкретных обстоятельств, и оценивается ГИТ при согласовании с органами прокуратуры. На практике чаще всего "непосредственная угроза" связана с охраной труда. Например, если работодатель уклоняется от обязанности направления работников на медицинский осмотр, на производстве появляется непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, велика вероятность того, что прокурор согласует с ГИТ проверку компании;
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)1) при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения (или по фактам возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и/или техногенного характера. Критерии для определения "непосредственной угрозы причинения вреда" в законе не приведены. Поэтому решение о проведении внеплановой проверки в этом случае принимается, исходя из конкретных обстоятельств, и оценивается ГИТ при согласовании с органами прокуратуры. На практике чаще всего "непосредственная угроза" связана с охраной труда. Например, если работодатель уклоняется от обязанности направления работников на медицинский осмотр, на производстве появляется непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, велика вероятность того, что прокурор согласует с ГИТ проверку компании;
Статья: Исковая давность по трудовым спорам во взглядах ученых: дискуссионные предложения по совершенствованию законодательства о труде
(Толкачев Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)К числу недостатков действующего правового регулирования относят и отсутствие давностных сроков для самозащиты работником своих трудовых прав <29>. Предложения подобного толка основаны на неверном понимании предмета исковой давности, которым может быть только исковое притязание <30>. Охранительные права на совершение односторонних действий, "в отличие от притязаний... лишены способности подлежать принудительному осуществлению юрисдикционным органом" <31>, в связи с чем исковая давность на них не распространяется. Представляется, что предусмотренные трудовым законодательством формы самозащиты являются не чем иным, как разновидностью охранительных прав на совершение односторонних действий. Очевидно, что не может быть принудительно реализовано судом, например, право работника на приостановление работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней. Иными словами, получать санкцию суда на то, чтобы прибегнуть к одной из форм самозащиты, работнику не требуется. Вероятно, в рассматриваемой концепции речь тогда должна идти не о давностных, а об уже упоминавшихся преклюзивных сроках. Однако и в этом случае получается бессмыслица, поскольку, например, право работника на отказ от выполнения работы, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью, предполагает его реализацию непосредственно в момент, когда есть такая угроза для жизни и здоровья. Действующий институт дисциплинарной ответственности и в отсутствие каких-либо сроков для осуществления самозащиты трудовых прав позволяет работодателю весьма эффективно разобраться с работником, который прибегает к различным ее формам без достаточных к тому оснований.
(Толкачев Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)К числу недостатков действующего правового регулирования относят и отсутствие давностных сроков для самозащиты работником своих трудовых прав <29>. Предложения подобного толка основаны на неверном понимании предмета исковой давности, которым может быть только исковое притязание <30>. Охранительные права на совершение односторонних действий, "в отличие от притязаний... лишены способности подлежать принудительному осуществлению юрисдикционным органом" <31>, в связи с чем исковая давность на них не распространяется. Представляется, что предусмотренные трудовым законодательством формы самозащиты являются не чем иным, как разновидностью охранительных прав на совершение односторонних действий. Очевидно, что не может быть принудительно реализовано судом, например, право работника на приостановление работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней. Иными словами, получать санкцию суда на то, чтобы прибегнуть к одной из форм самозащиты, работнику не требуется. Вероятно, в рассматриваемой концепции речь тогда должна идти не о давностных, а об уже упоминавшихся преклюзивных сроках. Однако и в этом случае получается бессмыслица, поскольку, например, право работника на отказ от выполнения работы, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью, предполагает его реализацию непосредственно в момент, когда есть такая угроза для жизни и здоровья. Действующий институт дисциплинарной ответственности и в отсутствие каких-либо сроков для осуществления самозащиты трудовых прав позволяет работодателю весьма эффективно разобраться с работником, который прибегает к различным ее формам без достаточных к тому оснований.
Статья: Минтруд дополнил перечень индикаторов риска нарушения норм трудового законодательства
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 29)Однако критерии для определения непосредственной угрозы никем не определены (письмо Роструда от 08.04.2022 N ПГ/08023-6-1). По словам представителей надзорных органов, такими обстоятельствами могут быть непроведение обучения охране труда, задержка выплаты заработной платы длительное время, отсутствие медосмотров работников, необеспечение работников СИЗ.
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 29)Однако критерии для определения непосредственной угрозы никем не определены (письмо Роструда от 08.04.2022 N ПГ/08023-6-1). По словам представителей надзорных органов, такими обстоятельствами могут быть непроведение обучения охране труда, задержка выплаты заработной платы длительное время, отсутствие медосмотров работников, необеспечение работников СИЗ.
Статья: Контрольная (надзорная) деятельность Роструда: современное состояние и перспективы развития
(Сапфирова А.А.)
("Юрист", 2024, N 5)С марта 2022 года проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий скорее исключение, чем правило; они проводятся при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и здоровью работника (Постановление Правительства РФ N 336). При этом четкое определение непосредственной угрозы отсутствует в нормативных правовых актах. Однако в разъяснениях Роструда от 18 марта 2022 г. N 854-ТЗ о применении ФЗ о надзоре <13> под причинением вреда жизни работника понимается его смерть, здоровью работника - по наличию медицинских документов, под угрозой причинения - несоблюдение требований охраны труда, невыплата заработной платы, отсутствие оформления трудовых отношений, непредоставление отпуска, нарушение режима труда и т.д.
(Сапфирова А.А.)
("Юрист", 2024, N 5)С марта 2022 года проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий скорее исключение, чем правило; они проводятся при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и здоровью работника (Постановление Правительства РФ N 336). При этом четкое определение непосредственной угрозы отсутствует в нормативных правовых актах. Однако в разъяснениях Роструда от 18 марта 2022 г. N 854-ТЗ о применении ФЗ о надзоре <13> под причинением вреда жизни работника понимается его смерть, здоровью работника - по наличию медицинских документов, под угрозой причинения - несоблюдение требований охраны труда, невыплата заработной платы, отсутствие оформления трудовых отношений, непредоставление отпуска, нарушение режима труда и т.д.
Статья: Внеплановый контроль: из-за чего может нагрянуть трудинспекция
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 19)Случай 3. Наличие угрозы возникновения ЧС или причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан либо наличие фактов возникновения ЧС или причинения вреда жизни и здоровью из-за деятельности работодателя.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 19)Случай 3. Наличие угрозы возникновения ЧС или причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан либо наличие фактов возникновения ЧС или причинения вреда жизни и здоровью из-за деятельности работодателя.
Статья: Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства как основной способ защиты трудовых прав работников
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2022, N 9)Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены ст. 356 ТК РФ. Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов о привлечении виновных лиц к ответственности. Например, ст. 360 ТК РФ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки служит обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав, о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы; поступление информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2022, N 9)Основные полномочия органов федеральной инспекции труда закреплены ст. 356 ТК РФ. Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов о привлечении виновных лиц к ответственности. Например, ст. 360 ТК РФ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки служит обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав, о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы; поступление информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Помимо случаев, указанных в комментируемой статье, возможность отказа от работы предусмотрена при: незаконном переводе на другую работу (поручение работы, не предусмотренной трудовым договором); возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работника; возникновении опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (ст. 219 ТК РФ); задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней (ст. 142 ТК РФ); необеспечении работника средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с установленными нормами; поручении работы с вредными или опасными условиями труда, тяжелой работы, если это не предусмотрено трудовым договором (ст. 220 ТК РФ).
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Помимо случаев, указанных в комментируемой статье, возможность отказа от работы предусмотрена при: незаконном переводе на другую работу (поручение работы, не предусмотренной трудовым договором); возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работника; возникновении опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (ст. 219 ТК РФ); задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней (ст. 142 ТК РФ); необеспечении работника средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с установленными нормами; поручении работы с вредными или опасными условиями труда, тяжелой работы, если это не предусмотрено трудовым договором (ст. 220 ТК РФ).
Статья: Особенности правового регулирования отношений в сфере труда при введении военного положения и специальных мер в сфере экономики: проблемы и перспективы гармонизации
(Парамонова С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Нормы, касающиеся особенностей правового регулирования труда в период военного положения, присутствуют в ТК РФ. Согласно ст. 4 ТК РФ работа, выполнение которой обусловлено введением военного положения, не является принудительным трудом. В условиях военного положения не требуется согласия работника на привлечение его к сверхурочной работе, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, за исключением отдельных категорий работников (ст. 99 и 113). Ограничена самозащита трудовых прав работников в случае задержки выплаты заработной платы, приостановление работы в данном случае не допускается (ст. 142). Военные действия являются основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83). Являются незаконными и не допускаются забастовки (ст. 413).
(Парамонова С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Нормы, касающиеся особенностей правового регулирования труда в период военного положения, присутствуют в ТК РФ. Согласно ст. 4 ТК РФ работа, выполнение которой обусловлено введением военного положения, не является принудительным трудом. В условиях военного положения не требуется согласия работника на привлечение его к сверхурочной работе, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, за исключением отдельных категорий работников (ст. 99 и 113). Ограничена самозащита трудовых прав работников в случае задержки выплаты заработной платы, приостановление работы в данном случае не допускается (ст. 142). Военные действия являются основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83). Являются незаконными и не допускаются забастовки (ст. 413).
Статья: Защита прав и законных интересов работников как задача трудового законодательства
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)работа непосредственно угрожает жизни и здоровью работника (ч. 1 ст. 379 ТК РФ); работнику не были предоставлены средства индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с установленными нормами (абз. 6 ст. 216 ТК РФ);
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)работа непосредственно угрожает жизни и здоровью работника (ч. 1 ст. 379 ТК РФ); работнику не были предоставлены средства индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с установленными нормами (абз. 6 ст. 216 ТК РФ);