Не достиг возраста привлечения к административной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Не достиг возраста привлечения к административной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2023 по делу N 88-33221/2023 (УИД 23MS0232-01-2022-001240-71)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении реального ущерба; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Требования: 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что материальный ущерб причинен в результате совершения несовершеннолетним преступления.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.Между тем, в действиях несовершеннолетнего содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако несовершеннолетний не достиг возраста привлечения к административной ответственности.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении реального ущерба; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Требования: 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что материальный ущерб причинен в результате совершения несовершеннолетним преступления.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.Между тем, в действиях несовершеннолетнего содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако несовершеннолетний не достиг возраста привлечения к административной ответственности.
Решение Оренбургского областного суда от 24.01.2024 по делу N 21-46/2024 (УИД 56RS0030-01-2023-003215-89)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ за нарушение правил перевозки людей.
Решение: Отказано.Представленные в материалы дела фотографии, также не свидетельствуют о том, что 01 октября 2023 года при перевозке ребенка, не достигшего 7-летнего возраста, привлекаемым к административной ответственности лицом были соблюдены требования пункта 22.9 Правил дорожного движения, поскольку фотографии были сделаны после выявления правонарушения, при этом инспектор не отрицал тот факт, что во время оформления материала, дети были уже пристегнуты.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ за нарушение правил перевозки людей.
Решение: Отказано.Представленные в материалы дела фотографии, также не свидетельствуют о том, что 01 октября 2023 года при перевозке ребенка, не достигшего 7-летнего возраста, привлекаемым к административной ответственности лицом были соблюдены требования пункта 22.9 Правил дорожного движения, поскольку фотографии были сделаны после выявления правонарушения, при этом инспектор не отрицал тот факт, что во время оформления материала, дети были уже пристегнуты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Чем обусловлена стабильность минимального возраста субъекта административной ответственности?
(Андрюхин Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Указанный пробел невозможно восполнить посредством норм Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", поскольку в нем урегулированы только базовые, исходные позиции всего спектра профилактической работы с несовершеннолетними. Поэтому в нем не может быть регламентировано производство по фактам нарушения норм-запретов лицами, не достигшими возраста, с которого наступает административная ответственность.
(Андрюхин Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Указанный пробел невозможно восполнить посредством норм Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", поскольку в нем урегулированы только базовые, исходные позиции всего спектра профилактической работы с несовершеннолетними. Поэтому в нем не может быть регламентировано производство по фактам нарушения норм-запретов лицами, не достигшими возраста, с которого наступает административная ответственность.
Статья: Правовые нюансы применения института официального предостережения в отношении несовершеннолетних
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) вправе принимать отдельные решения в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в том числе не достигших возраста привлечения к административной ответственности. По представлению субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений КДНиЗП в основном применяют следующие меры воздействия:
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)В соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) вправе принимать отдельные решения в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в том числе не достигших возраста привлечения к административной ответственности. По представлению субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений КДНиЗП в основном применяют следующие меры воздействия:
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет и (или) детей-инвалидов либо являющимся усыновителями, опекунами или попечителями указанных детей, мужчинам, являющимся одинокими родителями и имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет и (или) детей-инвалидов либо являющимся единственными усыновителями, опекунами или попечителями указанных детей, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
(ред. от 04.11.2025)2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет и (или) детей-инвалидов либо являющимся усыновителями, опекунами или попечителями указанных детей, мужчинам, являющимся одинокими родителями и имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет и (или) детей-инвалидов либо являющимся единственными усыновителями, опекунами или попечителями указанных детей, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Приказ ФССП России от 04.05.2016 N 238
(ред. от 25.10.2019)
"Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства" 4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста
(ред. от 25.10.2019)
"Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства" 4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста
Статья: Об основных причинах, оказывающих влияние на формирование показателей подростковой преступности
(Осадчая Е.М., Сотников С.С., Архипова О.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)К административной ответственности за совершение правонарушений в сфере антинаркотического и антиалкогольного законодательства привлечено 748 лиц, в том числе подростков, а также родителей (законных представителей) за употребление их детьми, не достигшими 16-летнего возраста, алкогольной продукции.
(Осадчая Е.М., Сотников С.С., Архипова О.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)К административной ответственности за совершение правонарушений в сфере антинаркотического и антиалкогольного законодательства привлечено 748 лиц, в том числе подростков, а также родителей (законных представителей) за употребление их детьми, не достигшими 16-летнего возраста, алкогольной продукции.
Статья: Квалификация преступлений, связанных с незаконным оборотом порнографических материалов и предметов
(Шарапов Р.Д.)
("Законность", 2021, N 8)7. Вопрос о вменении квалифицирующего признака преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 242.1 УК (в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста), не находит однозначного решения в судебной практике. Существует два подхода к квалификации преступления.
(Шарапов Р.Д.)
("Законность", 2021, N 8)7. Вопрос о вменении квалифицирующего признака преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 242.1 УК (в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста), не находит однозначного решения в судебной практике. Существует два подхода к квалификации преступления.
Статья: О классификации административных деликтов, выявляемых в правовой системе Российской Федерации
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Административный деликт несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, - правонарушение, совершенное несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, установленного для привлечения к административной ответственности, исключающее административную ответственность, а именно противоправное, виновное деяние в форме действия или бездействия, влекущее применение специальных судебных мер административно-правового принуждения в виде принудительного помещения в центры временной изоляции для содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, а также нарушение несовершеннолетним установленного порядка содержания в данных специальных учреждениях, влекущее применение специальных внесудебных мер административно-дисциплинарного правового принуждения в виде предупреждения, выговора и строгого выговора, а также сопутствующих им дополнительных мер административно-процессуального принуждения по обеспечению специального административного судопроизводства и специального административно-дисциплинарного производства, в специальном внесудебном и судебном административно-процессуальном порядке <25>. Специальные административные деликты несовершеннолетних частично унифицированы, но не имеют единого общепризнанного названия и не систематизированы (административное правонарушение несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, установленного для привлечения к административной ответственности; нарушение несовершеннолетним установленного порядка содержания в специальных учреждениях). В обобщенном виде меры административно-правового принуждения, применяемые в установленном специальном судебном и внесудебном порядке за совершение административного деликта несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, предлагается называть специальными судебными и внесудебными мерами административно-правового принуждения.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Административный деликт несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, - правонарушение, совершенное несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, установленного для привлечения к административной ответственности, исключающее административную ответственность, а именно противоправное, виновное деяние в форме действия или бездействия, влекущее применение специальных судебных мер административно-правового принуждения в виде принудительного помещения в центры временной изоляции для содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, а также нарушение несовершеннолетним установленного порядка содержания в данных специальных учреждениях, влекущее применение специальных внесудебных мер административно-дисциплинарного правового принуждения в виде предупреждения, выговора и строгого выговора, а также сопутствующих им дополнительных мер административно-процессуального принуждения по обеспечению специального административного судопроизводства и специального административно-дисциплинарного производства, в специальном внесудебном и судебном административно-процессуальном порядке <25>. Специальные административные деликты несовершеннолетних частично унифицированы, но не имеют единого общепризнанного названия и не систематизированы (административное правонарушение несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, установленного для привлечения к административной ответственности; нарушение несовершеннолетним установленного порядка содержания в специальных учреждениях). В обобщенном виде меры административно-правового принуждения, применяемые в установленном специальном судебном и внесудебном порядке за совершение административного деликта несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, предлагается называть специальными судебными и внесудебными мерами административно-правового принуждения.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.
Статья: К вопросу реализации идеи экономии административной репрессии в отношении несовершеннолетних лиц
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в ст. 23.2 указывает, что дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) <1>. Напомним, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <2> (далее - Закон N 120-ФЗ) несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, а в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ к административной ответственности привлекается лицо, достигшее к моменту совершения административного деликта 16-летнего возраста. Таким образом, если противоправное деяние было совершено лицом, достигшим возраста административной ответственности, но не достигшим возраста совершеннолетия, дело об административном правонарушении будет рассмотрено КДНиЗП. Это правило распространяется и на момент наступления совершеннолетия лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, поскольку, согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании норм, действовавших во время совершения противоправного деяния.
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в ст. 23.2 указывает, что дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних лиц рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) <1>. Напомним, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <2> (далее - Закон N 120-ФЗ) несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, а в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ к административной ответственности привлекается лицо, достигшее к моменту совершения административного деликта 16-летнего возраста. Таким образом, если противоправное деяние было совершено лицом, достигшим возраста административной ответственности, но не достигшим возраста совершеннолетия, дело об административном правонарушении будет рассмотрено КДНиЗП. Это правило распространяется и на момент наступления совершеннолетия лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, поскольку, согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании норм, действовавших во время совершения противоправного деяния.
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования эксплуатации средств индивидуальной мобильности
(Трусов А.И.)
("Юрист", 2023, N 10)Подчеркивая дискуссионный характер правил для управления СИМ, явным минусом считаем отсутствие специализированных норм об административной ответственности за их нарушение, а также допуск на проезжую часть лиц, не достигших возраста наступления такой ответственности, т.е. 16 лет, в силу особенностей психофизиологического развития, не позволяющих объективно оценить сложившуюся дорожную ситуацию, а также правильно и вовремя среагировать на ее изменение.
(Трусов А.И.)
("Юрист", 2023, N 10)Подчеркивая дискуссионный характер правил для управления СИМ, явным минусом считаем отсутствие специализированных норм об административной ответственности за их нарушение, а также допуск на проезжую часть лиц, не достигших возраста наступления такой ответственности, т.е. 16 лет, в силу особенностей психофизиологического развития, не позволяющих объективно оценить сложившуюся дорожную ситуацию, а также правильно и вовремя среагировать на ее изменение.
Вопрос: Чем регулируется оказание услуг по катанию на лошадях?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)а) животных, не достигших к дате мероприятия возраста 3 месяцев;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)а) животных, не достигших к дате мероприятия возраста 3 месяцев;
Ситуация: Какие категории граждан имеют право на льготный (бесплатный) проезд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Принудительная высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса ребенка до 16 лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, который не подтвердил оплату проезда либо право на бесплатный (льготный) проезд, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность (ч. 2.1 ст. 11.33 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Принудительная высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса ребенка до 16 лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, который не подтвердил оплату проезда либо право на бесплатный (льготный) проезд, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность (ч. 2.1 ст. 11.33 КоАП РФ).
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)9. Поручить в срок до ______________ органам опеки и попечительства - ______________: 1) обследование условий жизни ребенка, обоих родителей и отражение этих условий в актах обследования, направляемых в суд (в акте необходимо указать жилое помещение и его принадлежность, количество комнат, спальных мест, продуктов питания, школьных принадлежностей, состав семьи, всех лиц, проживающих по адресу обследования, характеризующие материалы, наличие у проживающих заболеваний, препятствующих совместному проживанию с ребенком, алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, информацию о привлечении к административной, уголовной ответственности, наличие/отсутствие фактов злоупотребления родительскими правами, жестокого обращения с детьми, источники доходов, задолженности по коммунальным платежам); 2) представить письменное заключение по существу спора (заключение должно быть подписано уполномоченным на это должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта РФ или органа местного самоуправления, с подтверждением полномочий); 3) представить заключение по вопросу о том, позволяет ли возраст ребенка, не достигшего 10 лет, сформулировать свое мнение по заявленным исковым требованиям; не окажет ли присутствие ребенка, не достигшего 14 лет, в суде на него неблагоприятного воздействия 4) выяснить мнение ребенка, участие в судебном заседании которого невозможно по его состоянию здоровья, по существу рассматриваемого вопроса с участием педагога и информацию в письменном виде представить в суд.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)9. Поручить в срок до ______________ органам опеки и попечительства - ______________: 1) обследование условий жизни ребенка, обоих родителей и отражение этих условий в актах обследования, направляемых в суд (в акте необходимо указать жилое помещение и его принадлежность, количество комнат, спальных мест, продуктов питания, школьных принадлежностей, состав семьи, всех лиц, проживающих по адресу обследования, характеризующие материалы, наличие у проживающих заболеваний, препятствующих совместному проживанию с ребенком, алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, информацию о привлечении к административной, уголовной ответственности, наличие/отсутствие фактов злоупотребления родительскими правами, жестокого обращения с детьми, источники доходов, задолженности по коммунальным платежам); 2) представить письменное заключение по существу спора (заключение должно быть подписано уполномоченным на это должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта РФ или органа местного самоуправления, с подтверждением полномочий); 3) представить заключение по вопросу о том, позволяет ли возраст ребенка, не достигшего 10 лет, сформулировать свое мнение по заявленным исковым требованиям; не окажет ли присутствие ребенка, не достигшего 14 лет, в суде на него неблагоприятного воздействия 4) выяснить мнение ребенка, участие в судебном заседании которого невозможно по его состоянию здоровья, по существу рассматриваемого вопроса с участием педагога и информацию в письменном виде представить в суд.
Вопрос: Каковы особенности проведения опроса несовершеннолетнего потерпевшего по делам об административных правонарушениях?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Потерпевший предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, которая наступает с 16 лет. Несовершеннолетние потерпевшие, которые не достигли указанного возраста, об этом не предупреждаются.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Потерпевший предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, которая наступает с 16 лет. Несовершеннолетние потерпевшие, которые не достигли указанного возраста, об этом не предупреждаются.