Ндс сдача в аренду имущества находящегося в оперативном управлении
Подборка наиболее важных документов по запросу Ндс сдача в аренду имущества находящегося в оперативном управлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 143 НК РФучреждения (кроме казенных) и унитарные предприятия, когда сдают в аренду имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как выставить счет-фактуру на аренду
(КонсультантПлюс, 2025)Не нужно составлять счет-фактуру, начислять и удерживать НДС, если аренда налогом не облагается (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Например, при аренде государственных и муниципальных земель (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина России от 04.03.2016 N 03-07-07/12728).
(КонсультантПлюс, 2025)Не нужно составлять счет-фактуру, начислять и удерживать НДС, если аренда налогом не облагается (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Например, при аренде государственных и муниципальных земель (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина России от 04.03.2016 N 03-07-07/12728).
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Является ли арендатор налоговым агентом по НДС, если арендодателем государственного (муниципального) имущества выступает его балансодержатель
(КонсультантПлюс, 2025)Разъяснено, что, если государственные унитарные предприятия или федеральные государственные учреждения (за исключением казенных) сдают в аренду федеральное имущество, переданное им в оперативное управление или хозяйственное ведение, НДС уплачивает арендодатель.
Является ли арендатор налоговым агентом по НДС, если арендодателем государственного (муниципального) имущества выступает его балансодержатель
(КонсультантПлюс, 2025)Разъяснено, что, если государственные унитарные предприятия или федеральные государственные учреждения (за исключением казенных) сдают в аренду федеральное имущество, переданное им в оперативное управление или хозяйственное ведение, НДС уплачивает арендодатель.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"2. Как следует из жалобы, ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" полагает, что операции по сдаче в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества должны облагаться налогом на добавленную стоимость только в случаях, когда имущество, которое орган государственной власти сдает в аренду, закреплено за ним на праве оперативного управления; в таких случаях в гражданских правоотношениях он будет одной из сторон договора аренды публичного имущества, а в налоговых правоотношениях - налогоплательщиком; при непосредственном же участии публичных образований в договорах аренды, когда органы государственной власти, наделенные правами юридического лица, действуют в качестве органов публичных собственников, налог на добавленную стоимость взиматься не должен.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"2. Как следует из жалобы, ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" полагает, что операции по сдаче в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества должны облагаться налогом на добавленную стоимость только в случаях, когда имущество, которое орган государственной власти сдает в аренду, закреплено за ним на праве оперативного управления; в таких случаях в гражданских правоотношениях он будет одной из сторон договора аренды публичного имущества, а в налоговых правоотношениях - налогоплательщиком; при непосредственном же участии публичных образований в договорах аренды, когда органы государственной власти, наделенные правами юридического лица, действуют в качестве органов публичных собственников, налог на добавленную стоимость взиматься не должен.
Готовое решение: Как учреждению начислить или принять к вычету НДС при аренде
(КонсультантПлюс, 2025)У казенного учреждения услуги по сдаче в аренду имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, не являются объектом налогообложения по НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письма Минфина России от 30.11.2021 N 03-05-05-01/96823, ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@, УФНС России по МО от 14.02.2024 N 15-19/009879@).
(КонсультантПлюс, 2025)У казенного учреждения услуги по сдаче в аренду имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, не являются объектом налогообложения по НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письма Минфина России от 30.11.2021 N 03-05-05-01/96823, ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@, УФНС России по МО от 14.02.2024 N 15-19/009879@).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Однако будьте внимательны: данный вывод справедлив лишь для ситуации, когда казенное учреждение сдает в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Если же органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления предоставляется в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную (муниципальную) казну, у арендатора, являющегося налоговым агентом, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС. Соответствующие разъяснения даны в письме ФНС от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@ (в подтверждение данного вывода ФНС ссылается на судебную практику Верховного Суда РФ).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Однако будьте внимательны: данный вывод справедлив лишь для ситуации, когда казенное учреждение сдает в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Если же органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления предоставляется в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную (муниципальную) казну, у арендатора, являющегося налоговым агентом, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС. Соответствующие разъяснения даны в письме ФНС от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@ (в подтверждение данного вывода ФНС ссылается на судебную практику Верховного Суда РФ).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Однако будьте внимательны: данный вывод справедлив лишь для ситуации, когда казенное учреждение сдает в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Если же органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления предоставляется в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную (муниципальную) казну, у арендатора, являющегося налоговым агентом, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС. Соответствующие разъяснения даны в Письме ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@ (в подтверждение данного вывода ФНС ссылается на судебную практику Верховного Суда РФ).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Однако будьте внимательны: данный вывод справедлив лишь для ситуации, когда казенное учреждение сдает в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Если же органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления предоставляется в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную (муниципальную) казну, у арендатора, являющегося налоговым агентом, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС. Соответствующие разъяснения даны в Письме ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@ (в подтверждение данного вывода ФНС ссылается на судебную практику Верховного Суда РФ).
Готовое решение: По какому КВР и каким статьям аналитической группы подвида доходов бюджетов и КОСГУ отражаются операции по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы бюджетное (автономное) учреждение, и сдаете в аренду имущество, принадлежащее вам на праве оперативного управления, то плательщиками НДС будет являться ваше учреждение, а не арендаторы имущества (Письма Минфина России от 16.06.2025 N 03-07-11/57831, от 17.06.2019 N 03-07-14/43975).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы бюджетное (автономное) учреждение, и сдаете в аренду имущество, принадлежащее вам на праве оперативного управления, то плательщиками НДС будет являться ваше учреждение, а не арендаторы имущества (Письма Минфина России от 16.06.2025 N 03-07-11/57831, от 17.06.2019 N 03-07-14/43975).