Назначение уголовного наказания иностранным гражданам
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение уголовного наказания иностранным гражданам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2024 N 77-1034/2024
Приговор: По ч. 3 ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).
Постановление: Приговор изменен: назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года (в редакции от 18 декабря 2018 года) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", при наличии обстоятельств, препятствующих в соответствии с ч. 1 ст. 56 УК РФ назначению наказания в виде лишения свободы иностранным гражданам по статьям Особенной части Уголовного кодекса, в санкции которых предусмотрено только лишение свободы и ограничение свободы, следует назначать более мягкое наказание, чем предусмотрено соответствующей статьей, без ссылки на ст. 64 УК РФ.
Приговор: По ч. 3 ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).
Постановление: Приговор изменен: назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года (в редакции от 18 декабря 2018 года) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", при наличии обстоятельств, препятствующих в соответствии с ч. 1 ст. 56 УК РФ назначению наказания в виде лишения свободы иностранным гражданам по статьям Особенной части Уголовного кодекса, в санкции которых предусмотрено только лишение свободы и ограничение свободы, следует назначать более мягкое наказание, чем предусмотрено соответствующей статьей, без ссылки на ст. 64 УК РФ.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2024 N 77-854/2024
Приговор: По ч. 3 ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).
Постановление: Приговор изменен, осужденному назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года (в редакции от 18 декабря 2018 года) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", при наличии обстоятельств, препятствующих в соответствии с ч. 1 ст. 56 УК РФ назначению наказания в виде лишения свободы иностранным гражданам по статьям Особенной части Уголовного кодекса, в санкции которых предусмотрено только лишение свободы и ограничение свободы, следует назначать более мягкое наказание, чем предусмотрено соответствующей статьей, без ссылки на ст. 64 УК РФ.
Приговор: По ч. 3 ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).
Постановление: Приговор изменен, осужденному назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года (в редакции от 18 декабря 2018 года) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", при наличии обстоятельств, препятствующих в соответствии с ч. 1 ст. 56 УК РФ назначению наказания в виде лишения свободы иностранным гражданам по статьям Особенной части Уголовного кодекса, в санкции которых предусмотрено только лишение свободы и ограничение свободы, следует назначать более мягкое наказание, чем предусмотрено соответствующей статьей, без ссылки на ст. 64 УК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Если в отношении лиц, находящихся в местах принудительного содержания (далее - МПС), подведомственных ФСИН России, действуют Международные пенитенциарные стандарты в сфере исполнения уголовных наказаний <2>, то в отношении лиц, находящихся в МПС, подведомственных МВД России <3>, таких единых стандартов, в том числе национальных, нет <4>. При этом российские суды за совершение административного правонарушения назначают такое наказание, как административный арест, около 1 млн граждан ежегодно (в 2018 г. - свыше 946 тыс.; в 2019 г. - 925 148; в 2020 г. - 750 145; в 2021 г. - 808 280) <5>. Ежегодно в отношении более 0,5 млн граждан применяется такая мера процессуального обеспечения, как доставление и административное задержание (в 2018 г. официально было доставлено 525 958, задержано 544 603 человек; в 2019 г. доставлено 540 596, задержано 547 854; в 2020 г. доставлено 392 712, задержано 398 405; в 2021 г. - 396 883 и 391 155 соответственно), то есть еще до вынесения судом решения. Сроки нахождения в них значительно меньше, чем в учреждениях уголовно-исполнительной системы, но риск нарушения прав граждан тем не менее существует. Однако в силу краткосрочности пребывания они не всегда сознают, что их права нарушены. Значительному числу иностранных граждан назначается такое наказание, как административное выдворение: в 2019 г. - 123 790, в 2020 г. - 33 599, в 2021 г. - 32 876.
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Если в отношении лиц, находящихся в местах принудительного содержания (далее - МПС), подведомственных ФСИН России, действуют Международные пенитенциарные стандарты в сфере исполнения уголовных наказаний <2>, то в отношении лиц, находящихся в МПС, подведомственных МВД России <3>, таких единых стандартов, в том числе национальных, нет <4>. При этом российские суды за совершение административного правонарушения назначают такое наказание, как административный арест, около 1 млн граждан ежегодно (в 2018 г. - свыше 946 тыс.; в 2019 г. - 925 148; в 2020 г. - 750 145; в 2021 г. - 808 280) <5>. Ежегодно в отношении более 0,5 млн граждан применяется такая мера процессуального обеспечения, как доставление и административное задержание (в 2018 г. официально было доставлено 525 958, задержано 544 603 человек; в 2019 г. доставлено 540 596, задержано 547 854; в 2020 г. доставлено 392 712, задержано 398 405; в 2021 г. - 396 883 и 391 155 соответственно), то есть еще до вынесения судом решения. Сроки нахождения в них значительно меньше, чем в учреждениях уголовно-исполнительной системы, но риск нарушения прав граждан тем не менее существует. Однако в силу краткосрочности пребывания они не всегда сознают, что их права нарушены. Значительному числу иностранных граждан назначается такое наказание, как административное выдворение: в 2019 г. - 123 790, в 2020 г. - 33 599, в 2021 г. - 32 876.
Статья: Государственное управление в сфере миграции: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь
(Андриченко Л.В., Масловская Т.С., Плюгина И.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)В уголовном законодательстве некоторых государств предусматривается самостоятельное наказание в виде выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства. Например, по Уголовному кодексу Республики Казахстан 2014 г. (ст. 51) выдворение за пределы Казахстана иностранца или лица без гражданства за совершение преступления может быть назначено в качестве дополнительного вида наказания, а за совершение уголовного проступка - как основного, так и дополнительного. Виды наказаний, предусмотренные уголовным законодательством России и Беларуси, не включают выдворения, соответствующая мера наказания предусмотрена административным законодательством <39>.
(Андриченко Л.В., Масловская Т.С., Плюгина И.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)В уголовном законодательстве некоторых государств предусматривается самостоятельное наказание в виде выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства. Например, по Уголовному кодексу Республики Казахстан 2014 г. (ст. 51) выдворение за пределы Казахстана иностранца или лица без гражданства за совершение преступления может быть назначено в качестве дополнительного вида наказания, а за совершение уголовного проступка - как основного, так и дополнительного. Виды наказаний, предусмотренные уголовным законодательством России и Беларуси, не включают выдворения, соответствующая мера наказания предусмотрена административным законодательством <39>.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
(ред. от 17.11.2025)3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
(ред. от 27.10.2025)Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
Статья: Обеспечение миграционной безопасности как фактор стратегического развития России: политико-правовой аспект
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Ранее Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" ужесточена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции: повышен размер штрафа, предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет (прежде - до 2 лет). С 5 до 7 лет увеличивается максимальный срок лишения свободы, назначаемый за те же деяния, осуществленные организованной группой, а также в целях совершения преступления в России.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Ранее Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" ужесточена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции: повышен размер штрафа, предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет (прежде - до 2 лет). С 5 до 7 лет увеличивается максимальный срок лишения свободы, назначаемый за те же деяния, осуществленные организованной группой, а также в целях совершения преступления в России.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В силу ч. 6 ст. 53 УК РФ наказание в виде ограничения свободы не может быть назначено осужденному, являющемуся иностранным гражданином (Постановление Президиума N 24-П19) <127>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В силу ч. 6 ст. 53 УК РФ наказание в виде ограничения свободы не может быть назначено осужденному, являющемуся иностранным гражданином (Постановление Президиума N 24-П19) <127>.
Статья: Особенности правового регулирования института выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора в Российской империи во второй половине XIX века
(Ельчанинов А.П.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 2)В том случае, если российский подданный совершил на территории иностранного государства преступление, направленное против этого государства или его жителей, был выдан в Россию для осуждения, то наказание за это преступление выносилось на основании законов Российской империи, но с учетом отдельных положений иностранного государства. Например, в ст. 174 Уложения отмечалось, что если по законодательству иностранного государства, где было совершено преступление, предполагалось более мягкое наказание по сравнению с наказанием, предусмотренным отечественным законодательством, то российский суд должен был назначить осужденному более мягкое наказание.
(Ельчанинов А.П.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2021, N 2)В том случае, если российский подданный совершил на территории иностранного государства преступление, направленное против этого государства или его жителей, был выдан в Россию для осуждения, то наказание за это преступление выносилось на основании законов Российской империи, но с учетом отдельных положений иностранного государства. Например, в ст. 174 Уложения отмечалось, что если по законодательству иностранного государства, где было совершено преступление, предполагалось более мягкое наказание по сравнению с наказанием, предусмотренным отечественным законодательством, то российский суд должен был назначить осужденному более мягкое наказание.
Статья: Конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом и его реализация в уголовном праве
(Городнова О.Н., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)Часть 4 ст. 11 УК РФ предусматривает особый международно-правовой порядок решения вопроса об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории России (к примеру, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьи).
(Городнова О.Н., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)Часть 4 ст. 11 УК РФ предусматривает особый международно-правовой порядок решения вопроса об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории России (к примеру, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьи).
Статья: Уголовное наказание в виде исправительных работ в зарубежных странах
(Чулунов Е.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)По законодательству Республики Беларусь ст. 52 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК РБ) исправительные работы назначаются сроком от шести месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного с удержанием из заработной платы в доход государства от 10 до 25 процентов. Обязательным условием для назначения исправительных работ является наличие гражданства Республики Беларусь, для иностранных граждан необходимо постоянно проживать на территории страны и иметь место работы. Исправительные работы не назначаются гражданам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; пенсионерам; инвалидам первой, второй группы; беременным женщинам; лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащим и резервистам; лицам, больным активной формой туберкулеза.
(Чулунов Е.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)По законодательству Республики Беларусь ст. 52 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК РБ) исправительные работы назначаются сроком от шести месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного с удержанием из заработной платы в доход государства от 10 до 25 процентов. Обязательным условием для назначения исправительных работ является наличие гражданства Республики Беларусь, для иностранных граждан необходимо постоянно проживать на территории страны и иметь место работы. Исправительные работы не назначаются гражданам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; пенсионерам; инвалидам первой, второй группы; беременным женщинам; лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащим и резервистам; лицам, больным активной формой туберкулеза.
Статья: Суверенитет государства - правовая основа действия уголовного закона в пространстве
(Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Обратимся к современным реалиям - опыту включения в уголовные законы государств - участников СНГ наказания в виде выдворения осужденных за отдельные виды преступлений за пределы страны. Например, в ст. 52 УК Азербайджанской Республики определена юридическая природа дополнительного вида наказания, состоящего в принудительном выдворении за пределы Республики иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденного к лишению свободы на срок более одного года. Однако включая такой вид наказания в национальный уголовный закон, важно учитывать международный принцип невыдворения. Так, в ст. 52.2.7 содержится указание, запрещающее судам назначать данное наказание в тех случаях, когда имеются достаточные основания предполагать, что соответствующее лицо будет подвержено пыткам или преследованию в государстве, принимающем его после выдворения.
(Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Обратимся к современным реалиям - опыту включения в уголовные законы государств - участников СНГ наказания в виде выдворения осужденных за отдельные виды преступлений за пределы страны. Например, в ст. 52 УК Азербайджанской Республики определена юридическая природа дополнительного вида наказания, состоящего в принудительном выдворении за пределы Республики иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденного к лишению свободы на срок более одного года. Однако включая такой вид наказания в национальный уголовный закон, важно учитывать международный принцип невыдворения. Так, в ст. 52.2.7 содержится указание, запрещающее судам назначать данное наказание в тех случаях, когда имеются достаточные основания предполагать, что соответствующее лицо будет подвержено пыткам или преследованию в государстве, принимающем его после выдворения.
Статья: Актуальные вопросы прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием в случае совершения коррупционного преступления
(Мингалимова М.Ф.)
("Законность", 2022, N 12)Например, приговором мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Екатеринбурга Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 291.2 УК, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. Уголовное дело рассмотрено в особом порядке судопроизводства.
(Мингалимова М.Ф.)
("Законность", 2022, N 12)Например, приговором мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского района г. Екатеринбурга Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 291.2 УК, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. Уголовное дело рассмотрено в особом порядке судопроизводства.
Статья: Порядок постановления приговора по уголовному делу
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (Горшенин А.А. Возможно ли освобождение от уголовной ответственности на основании обвинительного приговора суда без назначения наказания? // Российский судья. 2011. N 12. С. 20 - 22);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (Горшенин А.А. Возможно ли освобождение от уголовной ответственности на основании обвинительного приговора суда без назначения наказания? // Российский судья. 2011. N 12. С. 20 - 22);
Статья: Отдельные аспекты административно-правового принуждения в сфере миграции как метода обеспечения правопорядка
(Стручков Ю.Н.)
("Миграционное право", 2025, N 1)В результате проведенных проверок было вынесено административное наказание в виде административного штрафа в отношении: юридических лиц - 1 848; индивидуальных предпринимателей - 55; должностных лиц - 951, предупреждение было назначено в 1 350 случаях (АППГ + 831%), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина назначалось в 174 случаях (АППГ + 8%), во всех случаях - при проведении внеплановой проверки. В рамках 5 внеплановых проверок материалы были переданы для возбуждения уголовных дел (АППГ + 25%). Результаты двух проверок были признаны недействительными <9>.
(Стручков Ю.Н.)
("Миграционное право", 2025, N 1)В результате проведенных проверок было вынесено административное наказание в виде административного штрафа в отношении: юридических лиц - 1 848; индивидуальных предпринимателей - 55; должностных лиц - 951, предупреждение было назначено в 1 350 случаях (АППГ + 831%), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина назначалось в 174 случаях (АППГ + 8%), во всех случаях - при проведении внеплановой проверки. В рамках 5 внеплановых проверок материалы были переданы для возбуждения уголовных дел (АППГ + 25%). Результаты двух проверок были признаны недействительными <9>.
Статья: Правовое обеспечение противодействия незаконной миграции
(Мельников Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Обращает на себя внимание, что деяние, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, совершенное организованной группой или в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений на территории Российской Федерации, отнесено законодателем к категории особо тяжких преступлений, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет с назначением дополнительного наказания либо без такового.
(Мельников Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Обращает на себя внимание, что деяние, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, совершенное организованной группой или в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений на территории Российской Федерации, отнесено законодателем к категории особо тяжких преступлений, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет с назначением дополнительного наказания либо без такового.