Назначение принудительных мер медицинского характера
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение принудительных мер медицинского характера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 207 "Дополнительная и повторная судебные экспертизы" УПК РФМежду тем, мировой судья указанные выше противоречия в заключении экспертов оставил без внимания, обстоятельств, свидетельствующих об опасности Т. для себя или других лиц либо о возможности причинения ею иного существенного вреда в связи с наличием у нее психического расстройства, в том числе путем назначения дополнительной либо повторной экспертизы в порядке, предусмотренном ст. 207 УПК РФ, не установил, а самостоятельно, не подкрепляя свои суждения какими-либо доказательствами, пришел к выводу о том, что указанное в заключении экспертов психическое расстройство Т. связано с опасностью для нее или других лиц либо возможностью причинения ею иного существенного вреда, и назначил Т. принудительную меру медицинского характера, не отвечающую по своему содержанию прямо указанной в п. "а" ч. 1 ст. 99 УК РФ мере, без указания на принудительное лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях по месту жительства."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 22 "Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости" УК РФ"Согласно выводам комиссии судебно-психиатрической экспертизы N N от ДД.ММ.ГГГГ года у ФИО18 не выявлено психическое расстройство, не исключающее вменяемости, а имеется болезненное состояние психики в форме "органического расстройства личности", ФИО18 мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в интересующий следствие период, в применении принудительных мер медицинского характера не нуждается, в связи с чем суд не применил положения ст. 22 УК РФ, согласно которой психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)6. Суд прекращает или изменяет применение принудительной меры медицинского характера в случае такого психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера. Суд продлевает принудительное лечение при наличии основания для продления применения принудительной меры медицинского характера.
(ред. от 27.10.2025)6. Суд прекращает или изменяет применение принудительной меры медицинского характера в случае такого психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера. Суд продлевает принудительное лечение при наличии основания для продления применения принудительной меры медицинского характера.
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.
(ред. от 17.11.2025)2. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.
Статья: Организация работы по сбору эмпирической базы в целях уточнения биологических критериев вменяемости, ограниченной вменяемости, невменяемости (пилотный проект)
(Беличенко Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)На первом этапе такие пилотные исследования могут проводиться в нескольких крупных, наиболее экономически развитых регионах России (например, в городах Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске). На этом этапе в целях экономии бюджетных средств <7> считаем возможным направлять на исследования уже осужденных ограниченно вменяемых лиц, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу, а также невменяемых лиц, в отношении которых судом вынесено постановление о назначении принудительных мер медицинского характера. Смысл исследования головного мозга осужденных преступников с помощью методов нейровизуализации заключается в накоплении эмпирической базы для создания банка данных с целью последующего их изучения профильными специалистами для формулирования уголовно-релевантных выводов.
(Беличенко Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)На первом этапе такие пилотные исследования могут проводиться в нескольких крупных, наиболее экономически развитых регионах России (например, в городах Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске). На этом этапе в целях экономии бюджетных средств <7> считаем возможным направлять на исследования уже осужденных ограниченно вменяемых лиц, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу, а также невменяемых лиц, в отношении которых судом вынесено постановление о назначении принудительных мер медицинского характера. Смысл исследования головного мозга осужденных преступников с помощью методов нейровизуализации заключается в накоплении эмпирической базы для создания банка данных с целью последующего их изучения профильными специалистами для формулирования уголовно-релевантных выводов.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с ч. 1 ст. 81 УК РФ лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера <308>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В соответствии с ч. 1 ст. 81 УК РФ лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера <308>.
Статья: Кодификация норм о судебном рассмотрении дел об административных правонарушениях: опыт 16 стран ближнего зарубежья
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)По аналогичному пути идет развитие законодательства Азербайджана. Кодекс Азербайджанской ССР об административных правонарушениях <38> в 2000 г. был заменен Кодексом Азербайджанской Республики об административных проступках <39>, который также включал материально-правовую и процессуальную части, но утратил силу в 2016 г. С этого момента действует принятый в 2015 г. кодекс с таким же наименованием (далее - КоАП АР) <40>. Документ имеет сходство с КоАП РФ с тем различием, что составы закрепляются после, а не до процессуальных норм. Среди юрисдикционных органов названы также районные (городские) суды, подведомственность которых закреплена в ст. 43 КоАП АР. Порядок рассмотрения дела регулируется главой 15 КоАП АР, где юрисдикционный орган вновь обозначается общими конструкциями "судья, полномочный орган (должностное лицо)" (ст. 106, 114 КоАП АР) или "судья, член коллегиального органа, должностное лицо" (ст. 107, 108 КоАП АР и др.). Особенности судебного порядка незначительны, но все же имеются. Они проявляются в разрешении судом в том числе вопросов о возмещении материального ущерба и назначении принудительного лечения. Административно-процессуальный кодекс Азербайджана <41> был принят в 2009 г. путем изъятия из Гражданского процессуального кодекса Азербайджанской Республики порядка рассмотрения публично-правовых споров и также не имеет отношения к ПДОАП.
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)По аналогичному пути идет развитие законодательства Азербайджана. Кодекс Азербайджанской ССР об административных правонарушениях <38> в 2000 г. был заменен Кодексом Азербайджанской Республики об административных проступках <39>, который также включал материально-правовую и процессуальную части, но утратил силу в 2016 г. С этого момента действует принятый в 2015 г. кодекс с таким же наименованием (далее - КоАП АР) <40>. Документ имеет сходство с КоАП РФ с тем различием, что составы закрепляются после, а не до процессуальных норм. Среди юрисдикционных органов названы также районные (городские) суды, подведомственность которых закреплена в ст. 43 КоАП АР. Порядок рассмотрения дела регулируется главой 15 КоАП АР, где юрисдикционный орган вновь обозначается общими конструкциями "судья, полномочный орган (должностное лицо)" (ст. 106, 114 КоАП АР) или "судья, член коллегиального органа, должностное лицо" (ст. 107, 108 КоАП АР и др.). Особенности судебного порядка незначительны, но все же имеются. Они проявляются в разрешении судом в том числе вопросов о возмещении материального ущерба и назначении принудительного лечения. Административно-процессуальный кодекс Азербайджана <41> был принят в 2009 г. путем изъятия из Гражданского процессуального кодекса Азербайджанской Республики порядка рассмотрения публично-правовых споров и также не имеет отношения к ПДОАП.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Если говорить о первом требовании, то оно соотносится со ст. 21 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), в силу которой лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, зафиксированные гл. 15 УК РФ. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 07.04.2011 N 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера" дополнительно отметил, что при решении отдельных вопросов, касающихся использования принудительных мер медицинского характера, судьям нужно руководствоваться не только положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ), но Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 07.05.2009 N 92-ФЗ "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением".
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Если говорить о первом требовании, то оно соотносится со ст. 21 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), в силу которой лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, зафиксированные гл. 15 УК РФ. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 07.04.2011 N 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера" дополнительно отметил, что при решении отдельных вопросов, касающихся использования принудительных мер медицинского характера, судьям нужно руководствоваться не только положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ), но Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 07.05.2009 N 92-ФЗ "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением".
Статья: К вопросу об уголовно-правовой характеристике невменяемых лиц на примере больных шизофренией
(Сошникова И.В., Хабирова А.А.)
("Современное право", 2025, N 2)В конечном итоге всех лиц, имеющих основания для признания их невменяемыми, освобождают от уголовной ответственности за совершенные ими запрещенные уголовным законом деяния и назначают принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях общего, специализированного либо специализированного типа с интенсивным лечением только в том случае, если невменяемое лицо представляет общественную опасность, о чем свидетельствует ч. 2 ст. 97 УК РФ. С учетом статей, по которым чаще всего привлекаются к уголовной ответственности невменяемые лица, - статей 105, 111, 112, 115, 119, 158, 161, 166 УК РФ - мы можем говорить о значительной степени общественной опасности их деяний для назначения принудительных мер медицинского характера.
(Сошникова И.В., Хабирова А.А.)
("Современное право", 2025, N 2)В конечном итоге всех лиц, имеющих основания для признания их невменяемыми, освобождают от уголовной ответственности за совершенные ими запрещенные уголовным законом деяния и назначают принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях общего, специализированного либо специализированного типа с интенсивным лечением только в том случае, если невменяемое лицо представляет общественную опасность, о чем свидетельствует ч. 2 ст. 97 УК РФ. С учетом статей, по которым чаще всего привлекаются к уголовной ответственности невменяемые лица, - статей 105, 111, 112, 115, 119, 158, 161, 166 УК РФ - мы можем говорить о значительной степени общественной опасности их деяний для назначения принудительных мер медицинского характера.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В ч. 2.1 ст. 102 УК РФ указано, что "вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в п. "д" ч. 1 ст. 97 настоящего Кодекса, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную п. "а" ч. 1 ст. 99 настоящего Кодекса, или прекратить ее применение".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В ч. 2.1 ст. 102 УК РФ указано, что "вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в п. "д" ч. 1 ст. 97 настоящего Кодекса, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную п. "а" ч. 1 ст. 99 настоящего Кодекса, или прекратить ее применение".
Статья: Уголовно-релевантные психоэмоциональные состояния личности: проблемы учета при назначении наказания
(Порайко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Как видно из приведенных цифр, в среднем неуклонно возрастает как общее число лиц, направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу, так и число выявляемых невменяемых и ограниченно вменяемых лиц. На протяжении последних трех лет немалыми темпами растет и количество судебных решений о назначении принудительных мер медицинского характера. Наблюдавшееся в 2019 - 2020 гг. снижение данного показателя может быть объяснено общим уменьшением количества осужденных лиц: в 2018 г. - 658 291; в 2019 г. - 598 207; в 2020 г. - 530 988. Действительно, далее мы видим некоторое возрастание числа осужденных: в 2021 г. - 565 523; в 2022 г. - 578 751 <8>. Однако прирост числа осужденных в 2021 - 2022 гг. был не столь значителен, как увеличение количества случаев назначения принудительных мер медицинского характера. Так, в 2021 г. по отношению к предыдущему году число осужденных возросло на 6,5%, а число лиц, которым были назначены принудительные меры медицинского характера, - на 8,18%; в 2022 г. - 2,33 и 2,52% соответственно.
(Порайко В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Как видно из приведенных цифр, в среднем неуклонно возрастает как общее число лиц, направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу, так и число выявляемых невменяемых и ограниченно вменяемых лиц. На протяжении последних трех лет немалыми темпами растет и количество судебных решений о назначении принудительных мер медицинского характера. Наблюдавшееся в 2019 - 2020 гг. снижение данного показателя может быть объяснено общим уменьшением количества осужденных лиц: в 2018 г. - 658 291; в 2019 г. - 598 207; в 2020 г. - 530 988. Действительно, далее мы видим некоторое возрастание числа осужденных: в 2021 г. - 565 523; в 2022 г. - 578 751 <8>. Однако прирост числа осужденных в 2021 - 2022 гг. был не столь значителен, как увеличение количества случаев назначения принудительных мер медицинского характера. Так, в 2021 г. по отношению к предыдущему году число осужденных возросло на 6,5%, а число лиц, которым были назначены принудительные меры медицинского характера, - на 8,18%; в 2022 г. - 2,33 и 2,52% соответственно.
Статья: Иные меры уголовно-правового характера и уголовное наказание: общие и специальные признаки
(Суворова С.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)По мнению Т.В. Непомнящей, основными отличиями иных мер уголовно-правового характера от наказания являются их отсутствие в законодательно закрепленном перечне наказаний и в санкциях норм Особенной части УК РФ, а также отсутствие существенного ограничения правового статуса осужденных <5>. С нашей точки зрения, приведенные автором критерии представляются дискуссионными. Во-первых, иные меры уголовно-правового характера выделены законодателем в особый раздел, поэтому их отсутствие в разделе III УК РФ, посвященном наказанию, является вполне логичным. И это само по себе не дает информацию о содержательном отличии одного и другого. Во-вторых, принудительные меры медицинского характера, конфискация имущества и судебный штраф могут быть назначены за любое преступление (для судебного штрафа имеет значение лишь принадлежность преступления к категории небольшой или средней тяжести), следовательно, указывать их в качестве элемента санкции в каждой статье Особенной части УК РФ было бы излишним. Да и наказание может быть назначено не предусмотренное в санкции статей Особенной части УК РФ (ст. 64 УК РФ). И, наконец, в-третьих, существенное ограничение правового статуса осужденных имеет место быть при назначении принудительных мер медицинского характера в том случае, если лицо, виновное в совершении преступления, признается невменяемым, что влечет за собой принудительное лечение психиатрического характера. А в случае с назначением судебного штрафа осужденный вообще отсутствует как участник уголовного судопроизводства, поскольку лицо освобождается от уголовной ответственности.
(Суворова С.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)По мнению Т.В. Непомнящей, основными отличиями иных мер уголовно-правового характера от наказания являются их отсутствие в законодательно закрепленном перечне наказаний и в санкциях норм Особенной части УК РФ, а также отсутствие существенного ограничения правового статуса осужденных <5>. С нашей точки зрения, приведенные автором критерии представляются дискуссионными. Во-первых, иные меры уголовно-правового характера выделены законодателем в особый раздел, поэтому их отсутствие в разделе III УК РФ, посвященном наказанию, является вполне логичным. И это само по себе не дает информацию о содержательном отличии одного и другого. Во-вторых, принудительные меры медицинского характера, конфискация имущества и судебный штраф могут быть назначены за любое преступление (для судебного штрафа имеет значение лишь принадлежность преступления к категории небольшой или средней тяжести), следовательно, указывать их в качестве элемента санкции в каждой статье Особенной части УК РФ было бы излишним. Да и наказание может быть назначено не предусмотренное в санкции статей Особенной части УК РФ (ст. 64 УК РФ). И, наконец, в-третьих, существенное ограничение правового статуса осужденных имеет место быть при назначении принудительных мер медицинского характера в том случае, если лицо, виновное в совершении преступления, признается невменяемым, что влечет за собой принудительное лечение психиатрического характера. А в случае с назначением судебного штрафа осужденный вообще отсутствует как участник уголовного судопроизводства, поскольку лицо освобождается от уголовной ответственности.
Ситуация: В каких случаях психиатрическая помощь оказывается в принудительном порядке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом указанным лицам принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 УК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом указанным лицам принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 УК РФ).
Ситуация: Какая ответственность предусмотрена за нарушение врачебной тайны?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)для информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности, либо о смерти пациента, личность которого не установлена, о лице, страдающем психическим расстройством, в отношении которого судом назначены принудительные меры медицинского характера, или о лице, страдающем хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в отношении которого установлено диспансерное наблюдение в связи со склонностью такого лица к совершению общественно опасных действий;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)для информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности, либо о смерти пациента, личность которого не установлена, о лице, страдающем психическим расстройством, в отношении которого судом назначены принудительные меры медицинского характера, или о лице, страдающем хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в отношении которого установлено диспансерное наблюдение в связи со склонностью такого лица к совершению общественно опасных действий;