Назначение муниципальных выБоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение муниципальных выБоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Депутат
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 3 ст. 3 Закона об основных гарантиях избирательных прав граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 44 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 3 ст. 3 Закона об основных гарантиях избирательных прав граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 44 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
Статья: Роль судебного контроля в сфере деятельности органов местного самоуправления
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)Именно этот механизм рассмотрения в судебном заседании спорности издаваемых органами местного самоуправления нормативных актов наиболее отражает признак сдержек и противовесов, возможности посредством судебного понуждения дать оценку нормативным актам, затрагивающим лишь интересы конкретных лиц. Важно выделить актуальность вопроса судебного контроля за законностью назначения и проведения выборов муниципального уровня, включая ситуации с рассмотрением дел о защите избирательных прав граждан.
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)Именно этот механизм рассмотрения в судебном заседании спорности издаваемых органами местного самоуправления нормативных актов наиболее отражает признак сдержек и противовесов, возможности посредством судебного понуждения дать оценку нормативным актам, затрагивающим лишь интересы конкретных лиц. Важно выделить актуальность вопроса судебного контроля за законностью назначения и проведения выборов муниципального уровня, включая ситуации с рассмотрением дел о защите избирательных прав граждан.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"15. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"15. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"3. Под муниципальными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы являются органы местного самоуправления и муниципальные организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, выделялись бюджетные ассигнования из местного бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) муниципального образования (муниципальных образований).
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"3. Под муниципальными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы являются органы местного самоуправления и муниципальные организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, выделялись бюджетные ассигнования из местного бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) муниципального образования (муниципальных образований).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время в ч. 3 ст. 285 УК РФ сказано, что должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время в ч. 3 ст. 285 УК РФ сказано, что должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Статья: Договоры, заключаемые в период проведения избирательной кампании: гражданско-правовая характеристика и разновидности
(Вронская М.В.)
("Современный юрист", 2024, N 4)4. Заключение в период проведения избирательной кампании. Последний из приведенных нами признаков представляется возможным раскрыть исключительно при обращении к положениям действующего на территории Российской Федерации избирательного законодательства. Так, в содержании п. 19 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ <6>, сам термин "избирательная кампания" определяется как "деятельность, направленная на подготовку, проведение выборов, реализуемая в установленный законом период, со дня размещения официальной публикации, решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной или муниципальной власти о назначении выборов до дня, когда соответствующая избирательная комиссия предоставляет отчет о расходовании выделенных на такую деятельность денежных средств из бюджета соответствующего уровня". Иными словами, пожалуй, ключевым в определении сущности понятия "гражданско-правовой договор, заключаемый в период проведения избирательной кампании" является именно так называемый временной признак, ведь заключение аналогичных, отдельных видов гражданско-правовых договоров за рамками данного периода не позволит отнести их к тем, которые составляют предмет исследования. Помимо прочего, этот же признак указывает на наличие специальной цели заключения данных видов гражданско-правовых договоров (заключение исключительно с целью практической реализации агитационных мероприятий), а также на наличие особых условий их финансирования (в пределах тех денежных средств, которые изначально были выделены на организацию и проведение подготовки выборов из соответствующего бюджета).
(Вронская М.В.)
("Современный юрист", 2024, N 4)4. Заключение в период проведения избирательной кампании. Последний из приведенных нами признаков представляется возможным раскрыть исключительно при обращении к положениям действующего на территории Российской Федерации избирательного законодательства. Так, в содержании п. 19 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ <6>, сам термин "избирательная кампания" определяется как "деятельность, направленная на подготовку, проведение выборов, реализуемая в установленный законом период, со дня размещения официальной публикации, решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной или муниципальной власти о назначении выборов до дня, когда соответствующая избирательная комиссия предоставляет отчет о расходовании выделенных на такую деятельность денежных средств из бюджета соответствующего уровня". Иными словами, пожалуй, ключевым в определении сущности понятия "гражданско-правовой договор, заключаемый в период проведения избирательной кампании" является именно так называемый временной признак, ведь заключение аналогичных, отдельных видов гражданско-правовых договоров за рамками данного периода не позволит отнести их к тем, которые составляют предмет исследования. Помимо прочего, этот же признак указывает на наличие специальной цели заключения данных видов гражданско-правовых договоров (заключение исключительно с целью практической реализации агитационных мероприятий), а также на наличие особых условий их финансирования (в пределах тех денежных средств, которые изначально были выделены на организацию и проведение подготовки выборов из соответствующего бюджета).
Статья: Президенциалистская система правления на местном уровне и ее особенности в европейских странах
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)По пути усиления позиций глав местной администрации путем институциализации президенциалистской системы пошли и отдельные страны Восточной Европы. Так, достаточно прочные позиции мэры занимают в муниципальном механизме Польши. Их прямые выборы здесь были введены в 2002 г., что "привело к усилению роли мэров и ослаблению позиций местных советов" <20>, тем более что соответствующей реформой было также предусмотрено резкое сокращение числа муниципальных советников. Местный совет в Польше может сместить главу муниципальной администрации лишь посредством референдума, на что специально указывается в ст. 170 Конституции 1997 г. <21>. Подобные референдумы, однако, далеко не всегда результативны, поскольку они, как правило, не пользуются популярностью у населения и характеризуются низкой явкой. В случае же, если инициатором референдума выступил муниципальный совет и предлагаемая отставка мэра не была поддержана избирателями, распускается сам совет и назначаются новые муниципальные выборы <22>.
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)По пути усиления позиций глав местной администрации путем институциализации президенциалистской системы пошли и отдельные страны Восточной Европы. Так, достаточно прочные позиции мэры занимают в муниципальном механизме Польши. Их прямые выборы здесь были введены в 2002 г., что "привело к усилению роли мэров и ослаблению позиций местных советов" <20>, тем более что соответствующей реформой было также предусмотрено резкое сокращение числа муниципальных советников. Местный совет в Польше может сместить главу муниципальной администрации лишь посредством референдума, на что специально указывается в ст. 170 Конституции 1997 г. <21>. Подобные референдумы, однако, далеко не всегда результативны, поскольку они, как правило, не пользуются популярностью у населения и характеризуются низкой явкой. В случае же, если инициатором референдума выступил муниципальный совет и предлагаемая отставка мэра не была поддержана избирателями, распускается сам совет и назначаются новые муниципальные выборы <22>.