Назначение дополнительных выборов

Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение дополнительных выборов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Избирательные комиссии муниципальных образований: проблемы и нарушения
(Макаров И.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)
Перечисление примеров, подобных этому, может быть продолжено. Относятся они не только к стадии подсчета голосов и подведения итогов выборов, но и к другим этапам избирательного процесса начиная со стадии назначения выборов. Например, в соответствии с ч. 7 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Уполномоченным органом для принятия решения о назначении выборов является представительный орган местного самоуправления. Технология злоупотребления состоит в том, что представительный орган пропускает этот срок, после чего полномочие по назначению выборов переходит в соответствии с ч. 8 ст. 10 того же Федерального закона к муниципальной избирательной комиссии. Избирательная комиссия муниципального образования полномочна принять решение о назначении выборов в течение следующих десяти дней, что она и делает в последний день этого срока, сокращая таким образом самовыдвиженцам время на сбор подписей и документов для выдвижения. Этот способ нарушения избирательных прав граждан может усугубляться еще и нарушениями в порядке обнародования, когда решение о назначении выборов публикуется в органе официального опубликования ограниченным тиражом, который фактически не распространяется. Попытка подобного злоупотребления может быть успешнее при назначении дополнительных выборов, что уже может находиться в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации в исключительной компетенции избирательной комиссии муниципального образования.
Статья: Неправомочность органа или неправомочность состава представительного органа
(Хорунжий С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 6)
Анализ судебной правоприменительной практики также подтверждает предварительно сделанные нами выводы. В частности, как указывается в одном из Определений судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, неправомочность состава - это состав депутатов менее двух третей от установленной численности депутатов, но с численностью, которая позволяет представительному органу муниципального образования принять в установленные законом сроки решение о назначении дополнительных выборов. В данной ситуации, как указывает Верховный Суд Российской Федерации, такой орган муниципальной власти не может быть признан судом неправомочным. И наоборот: в ситуации, когда в результате выбытия нескольких депутатов представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, который не способен принимать какие-либо решения, такой орган признается неправомочным в соответствии с требованиями п. 2 ч. 16 ст. 35 ФЗ N 131-ФЗ <5>. В другом Определении Верховный Суд Российской Федерации дополнительно уточняет, что прекращение полномочий одной трети депутатов (от установленной численности) не является безусловным основанием для принятия решения судом о неправомочности данного состава депутатов. Заседания представительного органа правомочны в случае, если на нем присутствует 50 и более процентов от числа избранных депутатов. Такой орган муниципальной власти вправе рассматривать все вопросы местного значения, для которых не требуется квалифицированного большинства депутатов <6>.

Нормативные акты

Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 29.05.2023)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
3. Решение политической партии о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам на повторных и дополнительных выборах депутатов Государственной Думы может быть принято постоянно действующим руководящим органом политической партии, если это предусмотрено ее уставом, после официального опубликования решения о назначении повторных или дополнительных выборов.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
8. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Дополнительные выборы назначаются на предусмотренный пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона день голосования. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на ближайший предусмотренный пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона день голосования, они назначаются на следующий предусмотренный пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона день голосования либо на иной день до указанного дня голосования с учетом положений, предусмотренных пунктами 6 - 9 статьи 10 настоящего Федерального закона. При этом в период, который начинается за пять месяцев до предусмотренного пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона дня голосования и заканчивается через месяц после указанного дня голосования, такие дополнительные выборы не могут быть проведены в иной день, кроме указанного дня голосования, и назначаются на указанный день с учетом положений, предусмотренных пунктами 6 - 9 статьи 10 настоящего Федерального закона. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.