Наставничество в образовании

Подборка наиболее важных документов по запросу Наставничество в образовании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Нравственные ценности в образовании: правовые и организационные аспекты
(Воронцова Н.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)
Трудно переоценить важность межличностного взаимодействия между основными участниками образовательных отношений. Речь идет о взаимодействии между педагогом и обучающимся, о взаимодействии между педагогами, а также о взаимодействии между обучающимися. И здесь мы видим важность наставничества. При этом важно говорить о наставничестве не только как о возможности профессионального роста молодого педагога, в основе содержания которого лежит оказание психологической и методической помощи молодым педагогам в период адаптации. Необходимо расширить понятие наставничества и включать в него педагогическое сопровождение обучающегося. Именно в этом контексте рассматривается наставничество в работе "Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент" <15>. Отметим методологически обоснованный подход авторов данной научной работы с выходом на важные составные аспекты наставнической деятельности как задачи, типы, формы и методы. Так, в числе задач были указаны четыре задачи, которые представляются содержательно продуманными. В числе задач на первом месте стоит передача ценностно-смысловых установок. Однако более важным предназначением наставничества нам представляется педагогическая поддержка нуждающихся в ней обучающихся и помощь в преодолении их внутренних образовательных дефицитов. Таким образом, наблюдается потребность в создании эффективной системы выявления способностей обучающихся. Эта система должна быть основана прежде всего на идеях гуманизма, справедливости и всеобщности.
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности труда педагогических работников общеобразовательных организацийВ заявлении на аттестацию необходимо отразить результаты деятельности, связанной с методической работой или наставничеством. К заявлению прилагается ходатайство работодателя в аттестационную комиссию, которое характеризует деятельность педагогического работника, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации. Такое ходатайство формируется на основе решения коллегиального органа управления образовательной организации (в частности, педагогического совета), согласованного с выборным органом соответствующей первичной профсоюзной организации, а если его нет - с иным представительным органом (представителем) работников организации (п. 48 Порядка). Утвержденной формы ходатайства нет, составьте его в произвольной форме.

Нормативные акты

"ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий"
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
(ред. от 18.02.2021)
Задачи, выполняемые работниками данной подгруппы, обычно включают: проведение занятий, курсов и наставничество на каком-либо образовательном уровне для образовательных или профессиональных целей, включая частные уроки; реализацию программ обучения грамоте взрослых; обучение и образование людей, испытывающих затруднения в обучении, или лиц с особыми потребностями; составление и изменение учебных программ; проверку и консультации по методам обучения и учебным пособиям; участие в принятии решений, связанных с организацией обучения и соответствующей деятельностью в школах и университетах; проведение научных исследований по соответствующим дисциплинам с целью совершенствования и развития концепций, теорий или методов для применения в промышленной и других областях; подготовку учебников и учебных пособий. Обязанности могут включать руководство другими работниками.
Указ Президента РФ от 02.03.2018 N 94
(ред. от 19.11.2021)
"Об учреждении знака отличия "За наставничество"
(вместе с "Положением о знаке отличия "За наставничество")
1. Знаком отличия "За наставничество" награждаются лучшие наставники молодежи из числа высококвалифицированных работников промышленности и сельского хозяйства, транспорта, инженерно-технических работников, государственных и муниципальных служащих, учителей, преподавателей и других работников образовательных организаций, врачей, работников культуры и деятелей искусства за личные заслуги на протяжении не менее пяти лет: