Нарушение условий содержания под стражей
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение условий содержания под стражей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19 "Административные дела, подсудные районному суду" КАС РФ"Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные административным истцом требования о признании незаконными действий в связи с нарушением условий содержания под стражей и о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей в силу положений статей 19, 20 КАС РФ относятся к подсудности районного суда."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых особенностях судебной практики судов общей юрисдикции по делам о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении в 2022 году
(Ельчанинов А.П., Строгович Ю.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 1)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 1
(Ельчанинов А.П., Строгович Ю.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 1)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 1
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 227.1. Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении
(ред. от 31.07.2025)Статья 227.1. Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)право на доступ к суду (нерассмотрение судом требований
(подготовлен Верховным Судом РФ)право на доступ к суду (нерассмотрение судом требований
Статья: Процессуальные вопросы применения норм об индексации присужденной денежной суммы по административным делам
(Шкляр Т.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)Особенностью применения индексации по административным делам является то, что, как правило, речь идет об индексации денежных сумм, взысканных в виде судебных расходов, а также сумм компенсации за нарушение разумных сроков судопроизводства, компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
(Шкляр Т.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)Особенностью применения индексации по административным делам является то, что, как правило, речь идет об индексации денежных сумм, взысканных в виде судебных расходов, а также сумм компенсации за нарушение разумных сроков судопроизводства, компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Статья: Базовый дискурс деликтного права в контексте разъяснений Верховного Суда РФ о компенсации морального вреда
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Следует также отметить, что если подозреваемый (обвиняемый, осужденный) пострадает вследствие нарушения условий содержания под стражей или условий содержания в исправительном учреждении, то он вправе обратиться за выплатой компенсации в соответствии со специальными нормами. Наблюдается тенденция развития деликтного права вне ГК РФ: в комплексных законодательных актах появляются нормы, устанавливающие новый механизм ответственности государства (выплату компенсаций) за нарушение условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений <48>, а также условий отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы <49>. Российскому правопорядку уже известен сходный компенсационный механизм, предусмотренный для случаев причинения вреда гражданам в связи с нарушением права на доступ к правосудию или права на исполнение судебного акта в разумный срок <50>.
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Следует также отметить, что если подозреваемый (обвиняемый, осужденный) пострадает вследствие нарушения условий содержания под стражей или условий содержания в исправительном учреждении, то он вправе обратиться за выплатой компенсации в соответствии со специальными нормами. Наблюдается тенденция развития деликтного права вне ГК РФ: в комплексных законодательных актах появляются нормы, устанавливающие новый механизм ответственности государства (выплату компенсаций) за нарушение условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений <48>, а также условий отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы <49>. Российскому правопорядку уже известен сходный компенсационный механизм, предусмотренный для случаев причинения вреда гражданам в связи с нарушением права на доступ к правосудию или права на исполнение судебного акта в разумный срок <50>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 227.1. Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 227.1. Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении
Статья: Теория и практика применения положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на примере решений судов Сибирского федерального округа
(Кириловский О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> принят в целях реформирования судебных средств правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания лиц под стражей. Законом введена в действие ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (далее - КАС РФ), регулирующая особенности подачи и рассмотрения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей. Данная норма существенно расширила возможности судебной защиты прав и свобод лиц, находящихся под стражей, а также устранения причин и условий этих нарушений посредством применения судами превентивных средств правовой защиты.
(Кириловский О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> принят в целях реформирования судебных средств правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания лиц под стражей. Законом введена в действие ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (далее - КАС РФ), регулирующая особенности подачи и рассмотрения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей. Данная норма существенно расширила возможности судебной защиты прав и свобод лиц, находящихся под стражей, а также устранения причин и условий этих нарушений посредством применения судами превентивных средств правовой защиты.
Статья: Конвалидация индивидуальных правовых актов органов публичной власти
(Смолина Ю.М.)
("Нотариус", 2024, N 1)Например, решением районного суда <6>, оставленным без изменения апелляционным определением суда апелляционной инстанции <7>, отказано в удовлетворении административных исковых требований гражданина к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей в связи с пропуском срока на обращение в суд.
(Смолина Ю.М.)
("Нотариус", 2024, N 1)Например, решением районного суда <6>, оставленным без изменения апелляционным определением суда апелляционной инстанции <7>, отказано в удовлетворении административных исковых требований гражданина к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Статья: Апелляция и кассация в гражданском процессе: современные реалии и перспективы
(Байдаева Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)<8> В силу п. 2.1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке административного судопроизводства разрешаются дела о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
(Байдаева Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)<8> В силу п. 2.1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке административного судопроизводства разрешаются дела о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Статья: Уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные аспекты содержания подозреваемых, обвиняемых и лишенных свободы за пределами следственного изолятора (теоретическое исследование)
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)В ст. 76 УИК РФ обозначены общие правила перемещения осужденных к лишению свободы. В них установлено, что перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования. Там же указано, что порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с УИК РФ. Такими актами, например, являются Приказ Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 г. N 199/369-ДСП "Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию" и МВД России N 140 ДСП от 7 марта 2006 г. "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых", в которых обозначены некоторые запреты и обязанности конвоируемых лиц. Проблема в том, что данные акты содержат гриф "для служебного пользования", и они остаются "закрытыми". Если в момент конвоирования не соблюдаются условия содержания перемещаемых лиц, установленные названными актами, но ввиду отсутствия у перемещаемого лица доступа к ним, умаляется его право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей, реализация которого закреплена статьей 17.1 ФЗ о содержании под стражей.
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)В ст. 76 УИК РФ обозначены общие правила перемещения осужденных к лишению свободы. В них установлено, что перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования. Там же указано, что порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с УИК РФ. Такими актами, например, являются Приказ Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 г. N 199/369-ДСП "Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию" и МВД России N 140 ДСП от 7 марта 2006 г. "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых", в которых обозначены некоторые запреты и обязанности конвоируемых лиц. Проблема в том, что данные акты содержат гриф "для служебного пользования", и они остаются "закрытыми". Если в момент конвоирования не соблюдаются условия содержания перемещаемых лиц, установленные названными актами, но ввиду отсутствия у перемещаемого лица доступа к ним, умаляется его право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей, реализация которого закреплена статьей 17.1 ФЗ о содержании под стражей.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)- по делам о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей или в исправительном учреждении - имело ли место нарушение предусмотренных законодательством России и международными договорами с участием Российской Федерации условий содержания под стражей либо в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (механизм такой компенсации появился в КАС РФ в 2019 г. в связи с "пилотным" Постановлением ЕСПЧ от 10 января 2012 г. "Ананьев и другие против Российской Федерации" (Ananyev and Others v. Russia)).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)- по делам о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей или в исправительном учреждении - имело ли место нарушение предусмотренных законодательством России и международными договорами с участием Российской Федерации условий содержания под стражей либо в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (механизм такой компенсации появился в КАС РФ в 2019 г. в связи с "пилотным" Постановлением ЕСПЧ от 10 января 2012 г. "Ананьев и другие против Российской Федерации" (Ananyev and Others v. Russia)).
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в местах лишения свободы
(Грибов Н.Д.)
("Администратор суда", 2023, N 1)Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых вопросов, возникающих у судов при отправлении правосудия по делам о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в местах лишения свободы. По итогам исследования автор усматривает, что нормы, регламентирующие производство по компенсации за нарушение условий содержания в местах лишения свободы, требуют дальнейшего совершенствования. Во-первых, следует наделить суд правом разрешать вопрос о компенсации за нарушение условий содержания под стражей независимо от того, заявлялось ли подобное требование. Во-вторых, в законодательстве об административном судопроизводстве необходимо закрепить институт гражданского иска. В-третьих, установить исключительную территориальную подсудность рассмотрения требований о компенсации за нарушение условий содержания под стражей по адресу исправительного учреждения.
(Грибов Н.Д.)
("Администратор суда", 2023, N 1)Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых вопросов, возникающих у судов при отправлении правосудия по делам о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в местах лишения свободы. По итогам исследования автор усматривает, что нормы, регламентирующие производство по компенсации за нарушение условий содержания в местах лишения свободы, требуют дальнейшего совершенствования. Во-первых, следует наделить суд правом разрешать вопрос о компенсации за нарушение условий содержания под стражей независимо от того, заявлялось ли подобное требование. Во-вторых, в законодательстве об административном судопроизводстве необходимо закрепить институт гражданского иска. В-третьих, установить исключительную территориальную подсудность рассмотрения требований о компенсации за нарушение условий содержания под стражей по адресу исправительного учреждения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Процессуальным правовым средством, применяемым при защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, считается административный иск. Следовательно, подача административного искового заявления, содержащего исковые требования административного истца к административному ответчику, и запускает процессуальный механизм реализации права на эффективную правовую защиту в административном судопроизводстве. В административном исковом заявлении могут быть указаны, например, требования: о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений; о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части; признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями; об оспаривании бездействия органа или должностного лица (при этом нужно дать справку, от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации. Суд, рассмотрев административное дело, может принять решение, например: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 2 ст. 227 КАС РФ); о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 7 ст. 227.1 КАС РФ); об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей полностью или в части (ч. 1 ст. 238 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Процессуальным правовым средством, применяемым при защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, считается административный иск. Следовательно, подача административного искового заявления, содержащего исковые требования административного истца к административному ответчику, и запускает процессуальный механизм реализации права на эффективную правовую защиту в административном судопроизводстве. В административном исковом заявлении могут быть указаны, например, требования: о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений; о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части; признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями; об оспаривании бездействия органа или должностного лица (при этом нужно дать справку, от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации. Суд, рассмотрев административное дело, может принять решение, например: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 2 ст. 227 КАС РФ); о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 7 ст. 227.1 КАС РФ); об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей полностью или в части (ч. 1 ст. 238 КАС РФ).