Нарушение срока опубликования нормативного акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение срока опубликования нормативного акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 24.04.2024 N 66а-279/2024 (УИД 74OS0000-01-2023-000640-55)
Об изменении решения Челябинского областного суда от 28.11.2023 и признании не действующим в части распоряжения от 05.09.2019 N 691 Министерства экологии Челябинской области "Об установлении местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы озер Большой Кременкуль, Малый Кременкуль, Агашкуль, Узункуль, Айдыкуль, Теренкуль, Чебакуль, Калды, Курлады, Синеглазово, Курочкино, Шелюгино, Половинное, Первое, Второе, Третье, Четвертое, Сугояк, Шугуняк, Кунашак, Тишки, Уелги, Урефты".Приведенные доводы административного истца о несоблюдении срока опубликования оспариваемого нормативного правового акта, не являются безусловным основанием для признания нормативного правового акта недействующим, поскольку в настоящее время Распоряжение N 691 опубликовано, является общедоступным для ознакомления, соответственно административный ответчик обеспечил жителям Челябинской области, в том числе и административному истцу, возможность ознакомиться с его содержанием.
Об изменении решения Челябинского областного суда от 28.11.2023 и признании не действующим в части распоряжения от 05.09.2019 N 691 Министерства экологии Челябинской области "Об установлении местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы озер Большой Кременкуль, Малый Кременкуль, Агашкуль, Узункуль, Айдыкуль, Теренкуль, Чебакуль, Калды, Курлады, Синеглазово, Курочкино, Шелюгино, Половинное, Первое, Второе, Третье, Четвертое, Сугояк, Шугуняк, Кунашак, Тишки, Уелги, Урефты".Приведенные доводы административного истца о несоблюдении срока опубликования оспариваемого нормативного правового акта, не являются безусловным основанием для признания нормативного правового акта недействующим, поскольку в настоящее время Распоряжение N 691 опубликовано, является общедоступным для ознакомления, соответственно административный ответчик обеспечил жителям Челябинской области, в том числе и административному истцу, возможность ознакомиться с его содержанием.
Апелляционное определение Владимирского областного суда от 18.07.2023 по делу N 33а-2940/2023 (УИД 33RS0010-01-2021-000671-12)
Об отказе в признании незаконным проекта планировки территории, утв. постановлением Главы г. Киржач N 361 от 15.05.2014, и в отмене постановления Главы г. Киржач N 361 от 15.05.2014.Как установлено, постановление органа местного самоуправления о подготовке проекта планировки территории принято 18.07.2013 года и опубликовано 26.07.2013 года, то есть с нарушением установленного ч. 2 ст. 46 ГрК РФ срока. Однако несвоевременное опубликование постановления органа местного самоуправления о подготовке проекта планировки территории не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта. Нарушением сроков опубликования права административного истца не нарушены.
Об отказе в признании незаконным проекта планировки территории, утв. постановлением Главы г. Киржач N 361 от 15.05.2014, и в отмене постановления Главы г. Киржач N 361 от 15.05.2014.Как установлено, постановление органа местного самоуправления о подготовке проекта планировки территории принято 18.07.2013 года и опубликовано 26.07.2013 года, то есть с нарушением установленного ч. 2 ст. 46 ГрК РФ срока. Однако несвоевременное опубликование постановления органа местного самоуправления о подготовке проекта планировки территории не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта. Нарушением сроков опубликования права административного истца не нарушены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в п. 44 уточняет, что в том случае, если в публичном образовании отсутствует печатное издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, а также если законодательством не предусмотрено официальное опубликование оспоренного нормативного правового акта в печатном издании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан недействующим полностью или в части. При этом несвоевременное опубликование, равно как и неопубликование, решения суда о признании нормативного правового акта недействующим в официальном печатном издании органа местного самоуправления не влечет правовых последствий для его исполнения (Решение Верховного Суда РФ от 11.05.2023 N АКПИ23-206).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в п. 44 уточняет, что в том случае, если в публичном образовании отсутствует печатное издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, а также если законодательством не предусмотрено официальное опубликование оспоренного нормативного правового акта в печатном издании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан недействующим полностью или в части. При этом несвоевременное опубликование, равно как и неопубликование, решения суда о признании нормативного правового акта недействующим в официальном печатном издании органа местного самоуправления не влечет правовых последствий для его исполнения (Решение Верховного Суда РФ от 11.05.2023 N АКПИ23-206).
Информация: Срок вступления в силу новых правил расчета утильсбора на легковые автомобили будет перенесен на декабрь
("Официальный сайт Минпромторга России", 2025)С учетом интересов тех граждан, которые могли заказать и оплатить автомобили с мощностью двигателя свыше 160 л. с. уже после публикации проекта нормативно-правового акта с новыми параметрами или столкнуться с непрогнозируемыми задержками в доставке транспортных средств, принято решение о переносе предполагаемого вступления Постановления в силу на один месяц - с 1 декабря 2025 года (вместо 1 ноября 2025 года). Проект постановления в соответствующей редакции внесен в Правительство Российской Федерации.
("Официальный сайт Минпромторга России", 2025)С учетом интересов тех граждан, которые могли заказать и оплатить автомобили с мощностью двигателя свыше 160 л. с. уже после публикации проекта нормативно-правового акта с новыми параметрами или столкнуться с непрогнозируемыми задержками в доставке транспортных средств, принято решение о переносе предполагаемого вступления Постановления в силу на один месяц - с 1 декабря 2025 года (вместо 1 ноября 2025 года). Проект постановления в соответствующей редакции внесен в Правительство Российской Федерации.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) -
(ред. от 04.11.2025)2. Нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) -
Справочная информация: "Данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти и газового конденсата"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)<*> Средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" определяется как деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде сумма средних арифметических цен покупки и продажи нефти при поставках в морские порты Российской Федерации, расположенные в Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе, которая увеличивается на стоимость транспортировки нефти морским транспортом за пределы территории Российской Федерации до мировых рынков нефтяного сырья (средиземноморского и роттердамского), выраженную в долларах США за баррель, рассчитываемую для соответствующего налогового периода в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, и публикуемую на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 10-го числа календарного месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае, если такой порядок не установлен или такая стоимость для соответствующего налогового периода не размещена (своевременно не размещена) на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанная стоимость для такого налогового периода принимается равной 2 долларам США за баррель.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)<*> Средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" определяется как деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде сумма средних арифметических цен покупки и продажи нефти при поставках в морские порты Российской Федерации, расположенные в Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе, которая увеличивается на стоимость транспортировки нефти морским транспортом за пределы территории Российской Федерации до мировых рынков нефтяного сырья (средиземноморского и роттердамского), выраженную в долларах США за баррель, рассчитываемую для соответствующего налогового периода в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, и публикуемую на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 10-го числа календарного месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае, если такой порядок не установлен или такая стоимость для соответствующего налогового периода не размещена (своевременно не размещена) на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанная стоимость для такого налогового периода принимается равной 2 долларам США за баррель.
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)5) соответствие избранного способа, необходимого для достижения предусмотренной законом цели (принцип соразмерности принятия акта публичного органа). По делам об оспаривании нормативных актов суд следует наделить полномочием по указанию в резолютивной части решения обязанности компетентного органа урегулировать правовые отношения и сроков их урегулирования, которые применяются судом с учетом законодательства о принятии нормативных актов и их опубликовании.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)5) соответствие избранного способа, необходимого для достижения предусмотренной законом цели (принцип соразмерности принятия акта публичного органа). По делам об оспаривании нормативных актов суд следует наделить полномочием по указанию в резолютивной части решения обязанности компетентного органа урегулировать правовые отношения и сроков их урегулирования, которые применяются судом с учетом законодательства о принятии нормативных актов и их опубликовании.
Статья: Сроки выплаты отпускных: сложности и нюансы
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 6)Для решения вопроса о привлечении к административной ответственности работодатель считается исполнившим данную обязанность в день передачи им в банк платежного поручения о перечислении работнику причитающихся сумм при условии наличия на расчетном счете работодателя денежных средств в необходимом размере. При этом дата фактического зачисления денежных средств на текущий счет работника значения для квалификации совершенных действий (бездействия) по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ не имеет" (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 6)Для решения вопроса о привлечении к административной ответственности работодатель считается исполнившим данную обязанность в день передачи им в банк платежного поручения о перечислении работнику причитающихся сумм при условии наличия на расчетном счете работодателя денежных средств в необходимом размере. При этом дата фактического зачисления денежных средств на текущий счет работника значения для квалификации совершенных действий (бездействия) по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ не имеет" (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").
Вопрос: ООО не подавало в Роскомнадзор никаких уведомлений о начале обработки персональных данных в отношении работников, состоявших в штате ООО по состоянию на 01.09.2022. Нарушило ли ООО срок подачи уведомления?
(Консультация эксперта, 2023)Исходя из вышеизложенного, если ООО не подало в Роскомнадзор уведомление о начале обработки персональных данных в отношении работников, состоявших в штате по состоянию на 01.09.2022, то оно не допустило нарушение срока подачи указанного уведомления. Аналогичное мнение опубликовано Роскомнадзором на официальном сайте (Информация Роскомнадзора "Об изменениях в законодательстве о персональных данных").
(Консультация эксперта, 2023)Исходя из вышеизложенного, если ООО не подало в Роскомнадзор уведомление о начале обработки персональных данных в отношении работников, состоявших в штате по состоянию на 01.09.2022, то оно не допустило нарушение срока подачи указанного уведомления. Аналогичное мнение опубликовано Роскомнадзором на официальном сайте (Информация Роскомнадзора "Об изменениях в законодательстве о персональных данных").
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Во-вторых, недостаточный уровень квалификации инспекторов, уполномоченных устанавливать факты несоблюдения обязательных требований. Учитывая, что нормативные правовые акты, своды правил (такие как санитарные нормы и правила, строительные нормы, правила пожарной безопасности) могут устанавливать сотни и тысячи обязательных требований, оценка соблюдения многих из которых требует специальной подготовки, выявление фактов их несоблюдения на практике может быть затруднительным. Основываясь на докладах органов контроля (надзора) и иных материалах, публикуемых ими в рамках профилактики соблюдения обязательных требований, можно утверждать, что инспекторы выявляют преимущественно факты несоблюдения формальных требований и сроков совершения предписываемых действий (например, направления сведений).
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Во-вторых, недостаточный уровень квалификации инспекторов, уполномоченных устанавливать факты несоблюдения обязательных требований. Учитывая, что нормативные правовые акты, своды правил (такие как санитарные нормы и правила, строительные нормы, правила пожарной безопасности) могут устанавливать сотни и тысячи обязательных требований, оценка соблюдения многих из которых требует специальной подготовки, выявление фактов их несоблюдения на практике может быть затруднительным. Основываясь на докладах органов контроля (надзора) и иных материалах, публикуемых ими в рамках профилактики соблюдения обязательных требований, можно утверждать, что инспекторы выявляют преимущественно факты несоблюдения формальных требований и сроков совершения предписываемых действий (например, направления сведений).
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1);
Статья: Проблемы реализации принципов гласности и доступности в системе аттестации научных кадров Российской Федерации
(Бекин А.В., Збарацкий Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)В практике издания локальных нормативных актов авторитетных организаций в России существует нестабильная тенденция в исполнении указанных выше правил. Нередко выявляются нарушения принципов гласности и доступности при составлении документов, регулирующих деятельность диссоветов. Один из примеров таких нарушений уже был освещен в настоящей статье, когда приводилось письмо ВАК Минобрнауки России. Однако данные нарушения в большей степени связаны с несвоевременной публикацией либо отсутствием публикации диссертационных работ, отзывов официальных оппонентов или авторефератов. Тем не менее проблема гораздо глубже и касается документов, устанавливающих правовой статус самих диссертационных советов.
(Бекин А.В., Збарацкий Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)В практике издания локальных нормативных актов авторитетных организаций в России существует нестабильная тенденция в исполнении указанных выше правил. Нередко выявляются нарушения принципов гласности и доступности при составлении документов, регулирующих деятельность диссоветов. Один из примеров таких нарушений уже был освещен в настоящей статье, когда приводилось письмо ВАК Минобрнауки России. Однако данные нарушения в большей степени связаны с несвоевременной публикацией либо отсутствием публикации диссертационных работ, отзывов официальных оппонентов или авторефератов. Тем не менее проблема гораздо глубже и касается документов, устанавливающих правовой статус самих диссертационных советов.
Статья: Меры поддержки финансового сектора
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: В соответствии с Информационным письмом N ИН-03-23/69 отчетность и информация, в отношении которых установлен запрет на ее раскрытие, подлежат представлению в Банк России в полном объеме не позднее трех рабочих дней после истечения предельных сроков ее раскрытия, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России.
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: В соответствии с Информационным письмом N ИН-03-23/69 отчетность и информация, в отношении которых установлен запрет на ее раскрытие, подлежат представлению в Банк России в полном объеме не позднее трех рабочих дней после истечения предельных сроков ее раскрытия, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Статья: Безопасность хранения персональных данных граждан на серверах порталов государственных и муниципальных услуг в контексте реализации Закона "О суверенном Рунете"
(Исакова В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)- принятие нормативной правовой базы суверенного Рунета шло с большим количеством задержек и нарушений. Федеральный закон, затрагивающий обширный пласт правового регулирования работы сети Интернет, подкреплен непроработанными подзаконными нормативными правовыми актами, которые должны были быть приняты в максимальной короткий срок (два месяца) и впоследствии приняты с нарушениями действующего законодательства (некорректно определена (занижена) степень регулирующего воздействия; опубликованный документ сильно отличается от того, что был размещен на портале проектов нормативных актов, и др.);
(Исакова В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)- принятие нормативной правовой базы суверенного Рунета шло с большим количеством задержек и нарушений. Федеральный закон, затрагивающий обширный пласт правового регулирования работы сети Интернет, подкреплен непроработанными подзаконными нормативными правовыми актами, которые должны были быть приняты в максимальной короткий срок (два месяца) и впоследствии приняты с нарушениями действующего законодательства (некорректно определена (занижена) степень регулирующего воздействия; опубликованный документ сильно отличается от того, что был размещен на портале проектов нормативных актов, и др.);
Статья: Некоторые проблемы реализации мероприятий "регуляторной гильотины"
(Летуновский В.В., Агеев А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)На основании анализа приведенных международных норм Комитет конституционного надзора СССР пришел 29 ноября 1990 г. к заключению о том, что опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, т.е. доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения, является обязательным условием применения этих актов. Нормативные положения в той их части, в которой они прямо или косвенно допускают вступление в силу неопубликованных нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, не соответствуют международным актам о правах человека и в этой части утрачивают силу с момента принятия данного заключения Комитета конституционного надзора СССР. Ранее принятые, но не опубликованные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат опубликованию соответствующими государственными органами в трехмесячный срок со дня принятия упомянутого заключения. Акты, которые не будут опубликованы, по истечении этого срока утрачивают силу.
(Летуновский В.В., Агеев А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)На основании анализа приведенных международных норм Комитет конституционного надзора СССР пришел 29 ноября 1990 г. к заключению о том, что опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, т.е. доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения, является обязательным условием применения этих актов. Нормативные положения в той их части, в которой они прямо или косвенно допускают вступление в силу неопубликованных нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, не соответствуют международным актам о правах человека и в этой части утрачивают силу с момента принятия данного заключения Комитета конституционного надзора СССР. Ранее принятые, но не опубликованные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат опубликованию соответствующими государственными органами в трехмесячный срок со дня принятия упомянутого заключения. Акты, которые не будут опубликованы, по истечении этого срока утрачивают силу.
Статья: Рассмотрение обращений в отношении арбитражных управляющих
(Шалитаев В.Ю.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 1)Например, кредитор не может подтвердить факт ненаправления ему отчета финансового управляющего в срок, а в ЕФРСБ возможно обнаружить нарушение срока опубликования сообщений, а также неразмещение обязательных сведений и отражение недостоверных сведений.
(Шалитаев В.Ю.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 1)Например, кредитор не может подтвердить факт ненаправления ему отчета финансового управляющего в срок, а в ЕФРСБ возможно обнаружить нарушение срока опубликования сообщений, а также неразмещение обязательных сведений и отражение недостоверных сведений.