Направление нпа в прокуратуру
Подборка наиболее важных документов по запросу Направление нпа в прокуратуру (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальные правовые акты
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из представленных материалов, прокуратурой в адрес Главы... муниципального округа К. было направлено требование о предоставлении... реестра нормативных правовых актов... муниципального округа...
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из представленных материалов, прокуратурой в адрес Главы... муниципального округа К. было направлено требование о предоставлении... реестра нормативных правовых актов... муниципального округа...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)В частности, отсутствует четкость относительно стадий и сроков направления проекта нормативного правового акта в прокуратуру, комплектности материалов к нему, порядка и сроков его оценки прокурором, порядка взаимодействия с независимыми экспертами, органами юстиции на данном этапе, возможности принятия правового акта при отсутствии информации от прокурора и т.д. Прокуроры в ежегодных докладных записках о состоянии законности в регионах регулярно затрагивают проблему непредоставления или несвоевременного предоставления проектов нормативных правовых актов в прокуратуру. Так, указанная проблема поднималась в последние годы (2017 - 2019 гг.) прокурорами Еврейской автономной области, Архангельской, Курской, Липецкой, Магаданской, Рязанской, Псковской областей, Республик Мордовия, Крым, Хабаровского, Камчатского краев и др. Только в Камчатском крае в 2019 г. 35 проектов постановлений правительства и губернатора Камчатского края в прокуратуру края не направлялись либо направлены несвоевременно, приняты без получения информации о результатах экспертизы.
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)В частности, отсутствует четкость относительно стадий и сроков направления проекта нормативного правового акта в прокуратуру, комплектности материалов к нему, порядка и сроков его оценки прокурором, порядка взаимодействия с независимыми экспертами, органами юстиции на данном этапе, возможности принятия правового акта при отсутствии информации от прокурора и т.д. Прокуроры в ежегодных докладных записках о состоянии законности в регионах регулярно затрагивают проблему непредоставления или несвоевременного предоставления проектов нормативных правовых актов в прокуратуру. Так, указанная проблема поднималась в последние годы (2017 - 2019 гг.) прокурорами Еврейской автономной области, Архангельской, Курской, Липецкой, Магаданской, Рязанской, Псковской областей, Республик Мордовия, Крым, Хабаровского, Камчатского краев и др. Только в Камчатском крае в 2019 г. 35 проектов постановлений правительства и губернатора Камчатского края в прокуратуру края не направлялись либо направлены несвоевременно, приняты без получения информации о результатах экспертизы.
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (по материалам Муромской городской прокуратуры)
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)К другой проблеме можно отнести то, что отсутствует правовой механизм реализации института антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры. В частности, не закреплена легальная возможность прокурора проводить экспертизу проекта правового акта, отсутствует четкость относительно стадий и сроков направления проекта нормативного правового акта в прокуратуру, комплектности материалов к нему, порядка и сроков его оценки прокурором и т.д.
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)К другой проблеме можно отнести то, что отсутствует правовой механизм реализации института антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры. В частности, не закреплена легальная возможность прокурора проводить экспертизу проекта правового акта, отсутствует четкость относительно стадий и сроков направления проекта нормативного правового акта в прокуратуру, комплектности материалов к нему, порядка и сроков его оценки прокурором и т.д.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"7.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом Российской Федерации.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"7.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом Российской Федерации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных чч. 2 - 4 этой статьи.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных чч. 2 - 4 этой статьи.
Статья: Об основных направлениях развития института государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации
(Смирнов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Наряду с приведенными выше, не меньшее значение для развития системы государственной службы в органах прокуратуры имеет и такое направление, как создание целостного государственно-правового института государственной службы и системы управления ею, имеющей в качестве своего предназначения осуществление вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе, правовые основы функционирования которого заложены ст. 16 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <13>.
(Смирнов А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Наряду с приведенными выше, не меньшее значение для развития системы государственной службы в органах прокуратуры имеет и такое направление, как создание целостного государственно-правового института государственной службы и системы управления ею, имеющей в качестве своего предназначения осуществление вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе, правовые основы функционирования которого заложены ст. 16 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <13>.
Статья: О конституционно-правовом определении надзора, осуществляемого органами прокуратуры Российской Федерации, и его отражении в нормативных правовых актах
(Артеменков В.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Представляется, что и Генеральный прокурор РФ при отсутствии федерального закона и указа Президента РФ, определяющих отдельные направления реализации надзорной функции прокуратуры РФ, также вправе закрепить в своих нормативных правовых актах некоторые вопросы организации деятельности органов прокуратуры, связанные с осуществлением ими надзора в соответствующей части.
(Артеменков В.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Представляется, что и Генеральный прокурор РФ при отсутствии федерального закона и указа Президента РФ, определяющих отдельные направления реализации надзорной функции прокуратуры РФ, также вправе закрепить в своих нормативных правовых актах некоторые вопросы организации деятельности органов прокуратуры, связанные с осуществлением ими надзора в соответствующей части.
Статья: Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Пресечены факты несоблюдения установленного порядка привлечения к трудовой деятельности бывших государственных служащих. По постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 13 лиц, сумма назначенных штрафов составила 585 тыс. руб. Также были установлены "факты неисполнения обязанности по принятию мер, направленных на недопущение возможности возникновения конфликта интересов, и другие нарушения". В результате было внесено семь представлений, связанных с неурегулированием конфликта интересов. Кроме того, по требованию прокуратуры из нормативных правовых актов и их проектов в первом полугодии было исключено 375 коррупциогенных факторов <1>. Вместе с тем в рамках действующих учебных программ по дисциплинам общепрофессионального цикла профессиональными образовательными организациями региона реализовано более 250 мероприятий, 95 мероприятий проведено в рамках дополнительных общеразвивающих программ, программ внеурочной деятельности. Обучение по программе по противодействию коррупции в образовательных организациях Орловской области проходят не менее 1 500 человек в год. Но одних только успешных просветительских мероприятий явно недостаточно.
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Пресечены факты несоблюдения установленного порядка привлечения к трудовой деятельности бывших государственных служащих. По постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 13 лиц, сумма назначенных штрафов составила 585 тыс. руб. Также были установлены "факты неисполнения обязанности по принятию мер, направленных на недопущение возможности возникновения конфликта интересов, и другие нарушения". В результате было внесено семь представлений, связанных с неурегулированием конфликта интересов. Кроме того, по требованию прокуратуры из нормативных правовых актов и их проектов в первом полугодии было исключено 375 коррупциогенных факторов <1>. Вместе с тем в рамках действующих учебных программ по дисциплинам общепрофессионального цикла профессиональными образовательными организациями региона реализовано более 250 мероприятий, 95 мероприятий проведено в рамках дополнительных общеразвивающих программ, программ внеурочной деятельности. Обучение по программе по противодействию коррупции в образовательных организациях Орловской области проходят не менее 1 500 человек в год. Но одних только успешных просветительских мероприятий явно недостаточно.
Статья: Пределы оспаривания прокурором нормативных правовых актов в порядке административного судопроизводства
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)Такой подход согласуется и с требованиями Закона о прокуратуре и организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ, возлагающих на прокурора обязанность по участию в правотворческой деятельности, изучению проектов нормативных правовых актов, направлению отрицательных замечаний в случае выявления в них противоречий законодательству, принятию всего комплекса мер реагирования вне зависимости от поступления информации извне, в том числе жалоб от граждан и организаций о нарушении их прав.
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)Такой подход согласуется и с требованиями Закона о прокуратуре и организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ, возлагающих на прокурора обязанность по участию в правотворческой деятельности, изучению проектов нормативных правовых актов, направлению отрицательных замечаний в случае выявления в них противоречий законодательству, принятию всего комплекса мер реагирования вне зависимости от поступления информации извне, в том числе жалоб от граждан и организаций о нарушении их прав.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)По окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного мероприятия. В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту. Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)По окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного мероприятия. В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту. Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как один из механизмов противодействия коррупции
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)По итогам проверок в первом полугодии 2022 г. органами прокуратуры Тамбовской области принесено 1 211 протестов, направлена 721 информация по проектам нормативных правовых актов, внесено 102 требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, внесено 1 представление.
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)По итогам проверок в первом полугодии 2022 г. органами прокуратуры Тамбовской области принесено 1 211 протестов, направлена 721 информация по проектам нормативных правовых актов, внесено 102 требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, внесено 1 представление.
Статья: Формы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления: проблемы нормативно-правового регулирования
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)С другой стороны, возникает риск принятия внесенных органом прокуратуры проектов муниципальных правовых актов в неизменном виде - без каких-либо необходимых правок с учетом особенностей и специфики местных условий. Так, распространена практика внесения органом прокуратуры в орган МСУ модельных правовых актов, которая предполагает подготовку органом прокуратуры типовых проектов НПА о внесении изменений и (или) дополнений в муниципальные правовые акты и их направление в различные муниципальные образования. Вместе с тем не учитывается специфика конкретного муниципального образования.
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)С другой стороны, возникает риск принятия внесенных органом прокуратуры проектов муниципальных правовых актов в неизменном виде - без каких-либо необходимых правок с учетом особенностей и специфики местных условий. Так, распространена практика внесения органом прокуратуры в орган МСУ модельных правовых актов, которая предполагает подготовку органом прокуратуры типовых проектов НПА о внесении изменений и (или) дополнений в муниципальные правовые акты и их направление в различные муниципальные образования. Вместе с тем не учитывается специфика конкретного муниципального образования.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)2. Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ в комментируемую статью внесены уточнения о направлении извещения о несчастном случае по установленной форме в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в прокуратуру, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия по реализации государственной политики в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления по месту происшедшего несчастного случая, а также предусмотрено направление такого извещения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, если несчастный случай произошел в подведомственной ему организации.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)2. Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ в комментируемую статью внесены уточнения о направлении извещения о несчастном случае по установленной форме в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в прокуратуру, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия по реализации государственной политики в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления по месту происшедшего несчастного случая, а также предусмотрено направление такого извещения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, если несчастный случай произошел в подведомственной ему организации.
Статья: Взаимодействие органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Приоритетными формами взаимодействия в рассматриваемой сфере, исходя из анализа практической деятельности прокуратуры, являются прежде всего проведение межведомственных совещаний, рабочих групп, семинаров по правовым вопросам; участие в заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта; внесение предложений в планы работы органов местного самоуправления по подготовке нормативных правовых актов; принятие муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок направления в органы прокуратуры нормативных правовых актов для проведения правовой ревизии; информирование органов местного самоуправления о несоответствии проекта нормативного правового акта требованиям федерального и регионального законодательства; подготовка информационных писем об изменениях законодательства; реализация прокурорами права нормотворческой инициативы; разработка модельных правовых актов.
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Приоритетными формами взаимодействия в рассматриваемой сфере, исходя из анализа практической деятельности прокуратуры, являются прежде всего проведение межведомственных совещаний, рабочих групп, семинаров по правовым вопросам; участие в заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта; внесение предложений в планы работы органов местного самоуправления по подготовке нормативных правовых актов; принятие муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок направления в органы прокуратуры нормативных правовых актов для проведения правовой ревизии; информирование органов местного самоуправления о несоответствии проекта нормативного правового акта требованиям федерального и регионального законодательства; подготовка информационных писем об изменениях законодательства; реализация прокурорами права нормотворческой инициативы; разработка модельных правовых актов.
Статья: Формы взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2022, N 6)Информационный обмен между прокуратурой и органами местного самоуправления - самостоятельная и важная форма взаимодействия, поскольку на практике работа прокуратуры планируется с учетом анализа состояния законности на поднадзорной территории, информации, полученной прокурорами на заседаниях органов местного самоуправления, а также при изучении проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов.
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2022, N 6)Информационный обмен между прокуратурой и органами местного самоуправления - самостоятельная и важная форма взаимодействия, поскольку на практике работа прокуратуры планируется с учетом анализа состояния законности на поднадзорной территории, информации, полученной прокурорами на заседаниях органов местного самоуправления, а также при изучении проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов.