Направление на санаторно-курортное лечение
Подборка наиболее важных документов по запросу Направление на санаторно-курортное лечение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Выплата пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за ребенком
(КонсультантПлюс, 2025)При этом суд исходил из того, что [ребенок - ред.]... направлялся на санаторно-курортное лечение не в связи с долечиванием после стационарного лечения, в связи с чем отказ ГБУЗ... в оформлении... листка по временной нетрудоспособности основан на действующем законодательстве, а доводы истцов о том, что санаторно-курортное лечение является оказанием медицинской помощи в условиях медицинского стационара, суд признал противоречащими положениям Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
(КонсультантПлюс, 2025)При этом суд исходил из того, что [ребенок - ред.]... направлялся на санаторно-курортное лечение не в связи с долечиванием после стационарного лечения, в связи с чем отказ ГБУЗ... в оформлении... листка по временной нетрудоспособности основан на действующем законодательстве, а доводы истцов о том, что санаторно-курортное лечение является оказанием медицинской помощи в условиях медицинского стационара, суд признал противоречащими положениям Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256
(ред. от 15.12.2014)
"О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2004 N 6189)Зарегистрировано в Минюсте России 14 декабря 2004 г. N 6189
(ред. от 15.12.2014)
"О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2004 N 6189)Зарегистрировано в Минюсте России 14 декабря 2004 г. N 6189
Федеральный закон от 30.11.2024 N 423-ФЗ
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"4. Установить, что в 2025 году Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - финансовое обеспечение предупредительных мер), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" в рамках комплекса процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов. Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"4. Установить, что в 2025 году Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - финансовое обеспечение предупредительных мер), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" в рамках комплекса процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов. Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Приказом Минздравсоцразвития от 22.11.2004 N 256 утвержден Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, в соответствии с которым лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Приказом Минздравсоцразвития от 22.11.2004 N 256 утвержден Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, в соответствии с которым лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.
Статья: Возмещение вреда здоровью: определение размера дополнительно понесенных расходов или оценка потребности?
(Колесниченко О.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 4)Однако, если в отношении данной категории затрат безальтернативность их несения все же может устанавливаться на основе экспертных свидетельств, содержащих в себе формулировку о нуждаемости в соответствующем виде реабилитации, то аналогичный подход не может быть применен к расходам на санаторно-курортное лечение. Такое "лечение" в строгом смысле может быть лишь рекомендовано потерпевшему при отсутствии противопоказаний <13>. Не только обоснованность, но и разумность несения соответствующих расходов в конкретном размере часто подвергается сомнению в судебной практике, поскольку действующее законодательство регулирует вопросы направления на санаторно-курортное лечение лишь в части реализации государственных гарантий. По этой причине не существует ориентиров для определения разумных затрат на него из средств самого потерпевшего <14>.
(Колесниченко О.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 4)Однако, если в отношении данной категории затрат безальтернативность их несения все же может устанавливаться на основе экспертных свидетельств, содержащих в себе формулировку о нуждаемости в соответствующем виде реабилитации, то аналогичный подход не может быть применен к расходам на санаторно-курортное лечение. Такое "лечение" в строгом смысле может быть лишь рекомендовано потерпевшему при отсутствии противопоказаний <13>. Не только обоснованность, но и разумность несения соответствующих расходов в конкретном размере часто подвергается сомнению в судебной практике, поскольку действующее законодательство регулирует вопросы направления на санаторно-курортное лечение лишь в части реализации государственных гарантий. По этой причине не существует ориентиров для определения разумных затрат на него из средств самого потерпевшего <14>.
Статья: 9 согласий на обработку персональных данных
(Краецкая Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 6)К специальной категории относятся данные о расе, национальности, состоянии здоровья, об интимной жизни, о политических взглядах, религиозных или философских убеждениях (ч. 1 ст. 10 Закона N 152-ФЗ). Вряд ли обычному работодателю понадобится информация о политических убеждениях работника (хотя и такое встречается). Гораздо вероятнее - информация о состоянии его здоровья. Она необходима работодателю, например, для направления на санаторно-курортное лечение за счет средств работодателя (пример 4).
(Краецкая Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 6)К специальной категории относятся данные о расе, национальности, состоянии здоровья, об интимной жизни, о политических взглядах, религиозных или философских убеждениях (ч. 1 ст. 10 Закона N 152-ФЗ). Вряд ли обычному работодателю понадобится информация о политических убеждениях работника (хотя и такое встречается). Гораздо вероятнее - информация о состоянии его здоровья. Она необходима работодателю, например, для направления на санаторно-курортное лечение за счет средств работодателя (пример 4).
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться в определенной части за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральным законом от 05.12.2022 N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (п. 6 ст. 6) Фонду предоставлено право в 2023 г. принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний", о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. В случае если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться в определенной части за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральным законом от 05.12.2022 N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (п. 6 ст. 6) Фонду предоставлено право в 2023 г. принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний", о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. В случае если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.
Вопрос: Каков порядок финансирования расходов организации на санаторно-курортное лечение работников за счет СФР?
(Консультация эксперта, 2025)Документы, представляемые для согласования суммы, направляемой на оплату санаторно-курортного лечения работников
(Консультация эксперта, 2025)Документы, представляемые для согласования суммы, направляемой на оплату санаторно-курортного лечения работников
Ситуация: Какие льготы и гарантии предусмотрены для военнослужащих и членов их семей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Оказание бесплатной медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгметаллов и других дорогостоящих материалов). Не реже раза в год военнослужащие по призыву проходят медосмотр, диспансеризацию, а после выполнения задач, неблагоприятно отражающихся на их здоровье, - бесплатную медико-психологическую реабилитацию продолжительностью до 30 суток (при наличии показаний к этому). В соответствии с заключением военно-врачебной комиссии военнослужащих по призыву направляют на бесплатное санаторно-курортное лечение (п. п. 2, 2.1, 6 ст. 16 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Оказание бесплатной медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгметаллов и других дорогостоящих материалов). Не реже раза в год военнослужащие по призыву проходят медосмотр, диспансеризацию, а после выполнения задач, неблагоприятно отражающихся на их здоровье, - бесплатную медико-психологическую реабилитацию продолжительностью до 30 суток (при наличии показаний к этому). В соответствии с заключением военно-врачебной комиссии военнослужащих по призыву направляют на бесплатное санаторно-курортное лечение (п. п. 2, 2.1, 6 ст. 16 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).
Готовое решение: Как возместить расходы на предупредительные меры до 31 декабря 2024 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)Предельный объем средств можно увеличить до 30% от указанной разницы, если дополнительный объем направляется на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (п. 2 Правил).
(КонсультантПлюс, 2024)Предельный объем средств можно увеличить до 30% от указанной разницы, если дополнительный объем направляется на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (п. 2 Правил).
Готовое решение: Как возместить расходы на предупредительные меры, финансируемые за счет СФР
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как направить работников предпенсионного возраста на санаторно-курортное лечение за счет СФР
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как направить работников предпенсионного возраста на санаторно-курортное лечение за счет СФР
Вопрос: На основании каких документов работодатель при предоставлении работнику, направленному на санаторно-курортное лечение из-за производственной травмы, дополнительного отпуска должен учесть время на дорогу, если работник следует к месту санаторно-курортного лечения и обратно на личном автотранспорте?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: На основании каких документов работодатель при предоставлении работнику, направленному на санаторно-курортное лечение из-за производственной травмы, дополнительного отпуска должен учесть время на дорогу, если работник следует к месту санаторно-курортного лечения и обратно на личном автотранспорте?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: На основании каких документов работодатель при предоставлении работнику, направленному на санаторно-курортное лечение из-за производственной травмы, дополнительного отпуска должен учесть время на дорогу, если работник следует к месту санаторно-курортного лечения и обратно на личном автотранспорте?
Ситуация: Какие права предоставляются лицу, сопровождающему инвалида?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды I группы и дети-инвалиды при направлении их на санаторно-курортное лечение имеют право на сопровождение их лицом (далее - сопровождающее лицо) к месту лечения и обратно. Необходимость в таком сопровождении указывается в санаторно-курортной карте по форме N 072/у (в санаторно-курортной карте для детей по форме N 076/у) (ч. 1 ст. 6.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. 7.8 Приложения N 8, п. 7.11 Приложения N 10 к Приказу Минздрава России от 13.05.2025 N 274н).).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды I группы и дети-инвалиды при направлении их на санаторно-курортное лечение имеют право на сопровождение их лицом (далее - сопровождающее лицо) к месту лечения и обратно. Необходимость в таком сопровождении указывается в санаторно-курортной карте по форме N 072/у (в санаторно-курортной карте для детей по форме N 076/у) (ч. 1 ст. 6.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; п. 7.8 Приложения N 8, п. 7.11 Приложения N 10 к Приказу Минздрава России от 13.05.2025 N 274н).).