Налоговые расходы публично-правового обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые расходы публично-правового обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые расходы как правовая категория
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" <4> закрепил в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) определение налоговых расходов публично-правового образования как выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы РФ, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам <5>. В результате в настоящее время, как отмечается в литературе, "основными мерами государственной (муниципальной) финансовой поддержки являются меры бюджетной поддержки в виде предоставления субсидий (включая гранты), гарантий, бюджетных кредитов и меры налоговой поддержки... (налоговые расходы)" <6>. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 утверждены Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации (далее - Правила) <7>.
(Хаванова И.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" <4> закрепил в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) определение налоговых расходов публично-правового образования как выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы РФ, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам <5>. В результате в настоящее время, как отмечается в литературе, "основными мерами государственной (муниципальной) финансовой поддержки являются меры бюджетной поддержки в виде предоставления субсидий (включая гранты), гарантий, бюджетных кредитов и меры налоговой поддержки... (налоговые расходы)" <6>. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 утверждены Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации (далее - Правила) <7>.
Статья: Публичные расходы как финансово-правовая категория
(Кожушко С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 7)<6> Вершило Т.А., Шарандина Н.Л. Налоговые расходы публично-правового образования в системе доходов и расходов бюджетов // Государство и право. 2021. N 3. С. 94.
(Кожушко С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 7)<6> Вершило Т.А., Шарандина Н.Л. Налоговые расходы публично-правового образования в системе доходов и расходов бюджетов // Государство и право. 2021. N 3. С. 94.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)налоговые расходы публично-правового образования - выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам;
(ред. от 31.07.2025)налоговые расходы публично-правового образования - выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам;
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"реализован ряд мер по повышению стратегической и операционной эффективности, а также по повышению подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов, предусмотренных Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р, включая регулярное проведение обзоров бюджетных расходов, систематизацию и оценку налоговых расходов публично-правовых образований;
(ред. от 17.09.2024)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"реализован ряд мер по повышению стратегической и операционной эффективности, а также по повышению подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов, предусмотренных Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р, включая регулярное проведение обзоров бюджетных расходов, систематизацию и оценку налоговых расходов публично-правовых образований;
Статья: Особенности правового регулирования налоговых расходов в Российской Федерации
(Мичурина Ю.П.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Впервые термин "налоговые расходы" был введен в российское законодательство с момента дополнения Бюджетного кодекса Российской Федерации ст. 174.3 на основании вступившего в силу с 5 января 2019 г. Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" <14>, который дополнил ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации 35-м абзацем: налоговые расходы публично-правового образования - выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые обусловлены налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам.
(Мичурина Ю.П.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Впервые термин "налоговые расходы" был введен в российское законодательство с момента дополнения Бюджетного кодекса Российской Федерации ст. 174.3 на основании вступившего в силу с 5 января 2019 г. Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" <14>, который дополнил ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации 35-м абзацем: налоговые расходы публично-правового образования - выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые обусловлены налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам.
Статья: Трансформация бюджетного законодательства: причины, формы, перспективы
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)В настоящее время, в условиях влияния различных масштабных вызовов на бюджетную систему государства, в процессе динамики бюджетного законодательства, основной целью которого является создание правовой основы для финансового обеспечения задач и функций государства (муниципальных образований), к сожалению, сформировалась устойчивая тенденция по нивелированию значимости, фундаментальности данной отрасли законодательства, приобретению им все больше исключительно потребительско-ресурсного значения. Теряются его индивидуальность, стабильность, ясность, порой логика и точность восприятия. Это касается и регулирующих норм, и терминов, как уже закрепленных, так и планируемых к закреплению в бюджетном законодательстве, а также правотворчества в данной сфере в целом. Приведем несколько примеров. Сфера принятия законов в бюджетной сфере всегда имела особый характер, в том числе за счет гарантий обеспечения стабильности действия бюджетных актов - и федерального закона о федеральном бюджете, и БК РФ. Однако в последнее время ряд таких положений был отменен, в частности, положения ст. 53 БК РФ, предусматривающие, что "федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период", неоднократно приостанавливались в действии, а с 1 января 2021 г. признаны утратившими силу. Данный пример иллюстрирует нивелирование значения принципа плановости, прогнозируемости, оценки налоговых расходов публично-правовых образований и т.д.
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)В настоящее время, в условиях влияния различных масштабных вызовов на бюджетную систему государства, в процессе динамики бюджетного законодательства, основной целью которого является создание правовой основы для финансового обеспечения задач и функций государства (муниципальных образований), к сожалению, сформировалась устойчивая тенденция по нивелированию значимости, фундаментальности данной отрасли законодательства, приобретению им все больше исключительно потребительско-ресурсного значения. Теряются его индивидуальность, стабильность, ясность, порой логика и точность восприятия. Это касается и регулирующих норм, и терминов, как уже закрепленных, так и планируемых к закреплению в бюджетном законодательстве, а также правотворчества в данной сфере в целом. Приведем несколько примеров. Сфера принятия законов в бюджетной сфере всегда имела особый характер, в том числе за счет гарантий обеспечения стабильности действия бюджетных актов - и федерального закона о федеральном бюджете, и БК РФ. Однако в последнее время ряд таких положений был отменен, в частности, положения ст. 53 БК РФ, предусматривающие, что "федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период", неоднократно приостанавливались в действии, а с 1 января 2021 г. признаны утратившими силу. Данный пример иллюстрирует нивелирование значения принципа плановости, прогнозируемости, оценки налоговых расходов публично-правовых образований и т.д.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- налоговые расходы публично-правового образования - выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- налоговые расходы публично-правового образования - выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам;
Статья: Структура системы бюджетного права в условиях цифровой реальности
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Внедрение цифровых технологий в сферу регулирования бюджетных правоотношений обогащает бюджетное право не только новыми институтами, но и значительно увеличивает понятийный аппарат. В частности, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ была дополнена такими категориями, относящимися к новым институтам бюджетного права (институту государственного (муниципального) долга, институту казначейского обслуживания; институту казначейского сопровождения), как целевой иностранный кредит; государственный (муниципальный) долг; государственный (муниципальный) внутренний долг; государственный (муниципальный) внешний долг; долговая устойчивость; казначейский счет; единый казначейский счет; единый счет бюджета; казначейское обслуживание; бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей; участник казначейского сопровождения; казначейское сопровождение; получатель средств из бюджета; главный администратор доходов бюджета; временный кассовый разрыв; временно свободные средства; денежные обязательства перед публично-правовым образованием; налоговые расходы публично-правового образования.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Внедрение цифровых технологий в сферу регулирования бюджетных правоотношений обогащает бюджетное право не только новыми институтами, но и значительно увеличивает понятийный аппарат. В частности, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ была дополнена такими категориями, относящимися к новым институтам бюджетного права (институту государственного (муниципального) долга, институту казначейского обслуживания; институту казначейского сопровождения), как целевой иностранный кредит; государственный (муниципальный) долг; государственный (муниципальный) внутренний долг; государственный (муниципальный) внешний долг; долговая устойчивость; казначейский счет; единый казначейский счет; единый счет бюджета; казначейское обслуживание; бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей; участник казначейского сопровождения; казначейское сопровождение; получатель средств из бюджета; главный администратор доходов бюджета; временный кассовый разрыв; временно свободные средства; денежные обязательства перед публично-правовым образованием; налоговые расходы публично-правового образования.
Статья: Модернизация финансового законодательства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Основными мерами государственной (муниципальной) финансовой поддержки являются меры бюджетной поддержки в виде предоставления субсидий (включая гранты), гарантий, бюджетных кредитов и меры налоговой поддержки в форме налоговых льгот, вычетов, освобождений и иных налоговых преференций, формирующих выпадающие доходы бюджетов (налоговые расходы). Принятие публично-правовыми образованиями обязательств по государственной (муниципальной) финансовой поддержке тех или иных общественных институтов, их финансовому обеспечению влечет риск несбалансированности бюджета, так как, во-первых, следствием появления новых расходных обязательств является увеличение объема расходов бюджета; во-вторых, расширение видов и размеров налоговых расходов приводит к снижению объема доходов бюджетов <17>.
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Основными мерами государственной (муниципальной) финансовой поддержки являются меры бюджетной поддержки в виде предоставления субсидий (включая гранты), гарантий, бюджетных кредитов и меры налоговой поддержки в форме налоговых льгот, вычетов, освобождений и иных налоговых преференций, формирующих выпадающие доходы бюджетов (налоговые расходы). Принятие публично-правовыми образованиями обязательств по государственной (муниципальной) финансовой поддержке тех или иных общественных институтов, их финансовому обеспечению влечет риск несбалансированности бюджета, так как, во-первых, следствием появления новых расходных обязательств является увеличение объема расходов бюджета; во-вторых, расширение видов и размеров налоговых расходов приводит к снижению объема доходов бюджетов <17>.