Надзор за деятельностью банков
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор за деятельностью банков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)По вопросам текущего надзора за деятельностью банков
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)По вопросам текущего надзора за деятельностью банков
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 41. Надзор за деятельностью кредитной организации
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 41. Надзор за деятельностью кредитной организации
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.92. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.92. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц
Федеральный закон от 13.07.2015 N 223-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"Статья 28. Порядок осуществления Банком России надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
(ред. от 10.07.2023)
"О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"Статья 28. Порядок осуществления Банком России надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
Статья: Банки под контролем ФССП: что изменится во внесудебном взыскании долгов
(Сафронова Е.)
("Банковское кредитование", 2023, N 3)Законопроект N 190070-8 <1> предусматривает распространение федерального контроля (надзора) ФССП на деятельность кредитных и микрофинансовых организаций по взысканию просроченной задолженности во внесудебном порядке. Какие новые обязанности появятся у банков как поднадзорных организаций, какими будут формы контроля и как принятие законопроекта повлияет на рынок в целом?
(Сафронова Е.)
("Банковское кредитование", 2023, N 3)Законопроект N 190070-8 <1> предусматривает распространение федерального контроля (надзора) ФССП на деятельность кредитных и микрофинансовых организаций по взысканию просроченной задолженности во внесудебном порядке. Какие новые обязанности появятся у банков как поднадзорных организаций, какими будут формы контроля и как принятие законопроекта повлияет на рынок в целом?
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Ключевым для эффективного надзора за деятельностью кредитных организаций и некредитных финансовых организаций является информация, которая должна отвечать критерию достоверности и полноты, в противном случае результаты надзорных мероприятий не будут отвечать критерию достоверности и достижению целей надзора. Мониторинг, проводимый в рамках SupTech, направлен на сбор информации не только из отчетности объектов надзора, но и из социальных сетей, онлайн-новостей, веб-сайтов, что ложится в основу предупреждения потребительских рисков, причем в данном случае используется веб-скрепинг, который становится дополнением к традиционным источникам получения информации <1>. На результативность влияет также обработка достаточных объемов данных, информация должна быть целостной, т.е. полной. Для регуляторов при внедрении современных технологий значимым является получение доступа именно к первичной информации, соответствующей критерию действительности, т.е. система должна обеспечивать качество данных, включая их сопоставление и проверку. Присутствует прямая зависимость между качеством информации, данных и повышением эффективности, т.е. если в основу анализа и надзора будет положена недостаточная и неполная информация, то регулятор не получит того положительного эффекта от SupTech, который он предполагает получить. Кроме того, стандартизация форм получаемой отчетности, кодирование информации позволяет ее быстрее обрабатывать, анализировать, а также использовать ее и управлять ею.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Ключевым для эффективного надзора за деятельностью кредитных организаций и некредитных финансовых организаций является информация, которая должна отвечать критерию достоверности и полноты, в противном случае результаты надзорных мероприятий не будут отвечать критерию достоверности и достижению целей надзора. Мониторинг, проводимый в рамках SupTech, направлен на сбор информации не только из отчетности объектов надзора, но и из социальных сетей, онлайн-новостей, веб-сайтов, что ложится в основу предупреждения потребительских рисков, причем в данном случае используется веб-скрепинг, который становится дополнением к традиционным источникам получения информации <1>. На результативность влияет также обработка достаточных объемов данных, информация должна быть целостной, т.е. полной. Для регуляторов при внедрении современных технологий значимым является получение доступа именно к первичной информации, соответствующей критерию действительности, т.е. система должна обеспечивать качество данных, включая их сопоставление и проверку. Присутствует прямая зависимость между качеством информации, данных и повышением эффективности, т.е. если в основу анализа и надзора будет положена недостаточная и неполная информация, то регулятор не получит того положительного эффекта от SupTech, который он предполагает получить. Кроме того, стандартизация форм получаемой отчетности, кодирование информации позволяет ее быстрее обрабатывать, анализировать, а также использовать ее и управлять ею.
Статья: О проблеме соотношения терминов "контроль" и "надзор" на примере властной деятельности по обеспечению конкуренции в банковской сфере
(Курдюмов М.Д.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)1. Пункт 9 ст. 4 Закона о ЦБ устанавливает, что Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, т.е. банковский надзор. Следующий пункт указывает, что в отношении некредитных финансовых организаций осуществляются контроль, надзор и регулирование, данная логика развивается в гл. X.1.
(Курдюмов М.Д.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)1. Пункт 9 ст. 4 Закона о ЦБ устанавливает, что Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, т.е. банковский надзор. Следующий пункт указывает, что в отношении некредитных финансовых организаций осуществляются контроль, надзор и регулирование, данная логика развивается в гл. X.1.
Статья: О некоторых вопросах правового обеспечения финансовой безопасности предприятия
(Соловьев А.А., Попенко А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)- Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1> устанавливает цели деятельности регулятора, среди которых создание условий для стабилизации национальной валюты и содействие в формировании устойчивой банковской системы. ЦБ РФ имеет широкие полномочия по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций, установлению обязательных резервных требований, проведению валютных интервенций и управлению золотовалютными резервами. Эти меры направлены на поддержание стабильности курса рубля, предотвращение банковских кризисов и контроль за инфляцией;
(Соловьев А.А., Попенко А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)- Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1> устанавливает цели деятельности регулятора, среди которых создание условий для стабилизации национальной валюты и содействие в формировании устойчивой банковской системы. ЦБ РФ имеет широкие полномочия по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций, установлению обязательных резервных требований, проведению валютных интервенций и управлению золотовалютными резервами. Эти меры направлены на поддержание стабильности курса рубля, предотвращение банковских кризисов и контроль за инфляцией;
Статья: Современные тенденции правового регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг Банком России
(Голубитченко М.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1)При анализе сложившейся ситуации на первый взгляд может возникнуть мнение о делегировании Банком России полномочий по защите прав потребителей финансовых услуг на уровень финансовых организаций, что как будто бы лишает заявителей права на защиту со стороны Центрального банка РФ и может негативно повлиять на уровень доверия граждан к финансовым институтам в целом <3>. Однако думается, что такая точка зрения ошибочна. У потребителей финансовых услуг остается возможность защиты их нарушенных прав и законных интересов непосредственно Банком России. Стоит также отметить, что регулятор в любом случае осуществляет предварительное ознакомление с сутью обращения (при его регистрации и принятии решения о перенаправлении) и последующий контроль (при получении копии ответа потребителю, которую финансовая организация обязана направить в Банк России). Таким образом, новый механизм рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг способствует не только защите нарушенных прав, но и более результативному осуществлению Банком России регулирования, контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций и некредитных финансовых организаций.
(Голубитченко М.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1)При анализе сложившейся ситуации на первый взгляд может возникнуть мнение о делегировании Банком России полномочий по защите прав потребителей финансовых услуг на уровень финансовых организаций, что как будто бы лишает заявителей права на защиту со стороны Центрального банка РФ и может негативно повлиять на уровень доверия граждан к финансовым институтам в целом <3>. Однако думается, что такая точка зрения ошибочна. У потребителей финансовых услуг остается возможность защиты их нарушенных прав и законных интересов непосредственно Банком России. Стоит также отметить, что регулятор в любом случае осуществляет предварительное ознакомление с сутью обращения (при его регистрации и принятии решения о перенаправлении) и последующий контроль (при получении копии ответа потребителю, которую финансовая организация обязана направить в Банк России). Таким образом, новый механизм рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг способствует не только защите нарушенных прав, но и более результативному осуществлению Банком России регулирования, контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций и некредитных финансовых организаций.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 10.3. Надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке, осуществляемый Банком России
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 10.3. Надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке, осуществляемый Банком России
Статья: Правовые проблемы определения компетенции Банка России в "антисанкционных" нормативных актах
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)<16> Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в связи с жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3058. В частности, обращают на себя внимание следующие положения абз. третьего п. 4: "В отличие от Центрального банка Российской Федерации - органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (ст. 55 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") Агентство не отнесено к органам государственной власти, а потому не может быть признано надлежащим субъектом продления моратория".
(Тиханов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)<16> Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в связи с жалобами ряда граждан" // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3058. В частности, обращают на себя внимание следующие положения абз. третьего п. 4: "В отличие от Центрального банка Российской Федерации - органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (ст. 55 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") Агентство не отнесено к органам государственной власти, а потому не может быть признано надлежащим субъектом продления моратория".
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Закон о банках содержит ст. 41 "Надзор за деятельностью кредитной организации, филиала иностранного банка", которой (в ред. Закона 2024 г. N 275-ФЗ) предусмотрено лишь то, что надзор за деятельностью кредитной организации, филиала иностранного банка осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Закон о банках содержит ст. 41 "Надзор за деятельностью кредитной организации, филиала иностранного банка", которой (в ред. Закона 2024 г. N 275-ФЗ) предусмотрено лишь то, что надзор за деятельностью кредитной организации, филиала иностранного банка осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами.
Статья: Как снизить риски банка-кредитора, если валюта долга и валюта платежа не совпадают
(Михеева И.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)Следует обращать внимание на особые указания Банка России в связи со специальной военной операцией. Хотя они и носят рекомендательный характер, для банков они все же являются руководством к действию с учетом того, что регулятор осуществляет надзор за деятельностью банков.
(Михеева И.)
("Банковское кредитование", 2023, N 1)Следует обращать внимание на особые указания Банка России в связи со специальной военной операцией. Хотя они и носят рекомендательный характер, для банков они все же являются руководством к действию с учетом того, что регулятор осуществляет надзор за деятельностью банков.