Национальный проект "Цифровая экономика Российской Федерации"
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальный проект "Цифровая экономика Российской Федерации" (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок предоставления льготных кредитов ИТ-компаниям
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (п. 2 разд. 2 "Паспорта национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) поставлена цель создать устойчивую и безопасную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (п. 2 разд. 2 "Паспорта национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) поставлена цель создать устойчивую и безопасную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств.
Статья: Бухгалтерский учет: направления развития в условиях цифровой экономики
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)<5> Национальный проект "Цифровая экономика РФ": Инициативы проекта. Регулирование цифровой среды. URL: https://xn~80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--plai/projects/tsifrovaya-ekonomika/p-regulirovanie-tsifrovoy-sredy-p.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)<5> Национальный проект "Цифровая экономика РФ": Инициативы проекта. Регулирование цифровой среды. URL: https://xn~80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--plai/projects/tsifrovaya-ekonomika/p-regulirovanie-tsifrovoy-sredy-p.
Нормативные акты
Статья: Принципы гражданского права как регуляторы общественных отношений в условиях развития цифровой экономики
(Белая О.В., Кицай Ю.А.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)В статье рассматриваются проблемы правового регулирования развития цифровой экономики в Российской Федерации. Анализируются законодательные изменения, произошедшие в рассматриваемой сфере в 2019 - 2021 гг. Выделяются положительные и отрицательные аспекты. Среди положительной динамики выявляются изменения в области правового регулирования цифровых активов, смарт-контрактов, закрепления на легальном уровне возможности оказания услуг по предоставлению информации и другое. Среди негативных аспектов указывается на несоответствие заявленным плановым показателям в национальном проекте "Цифровая экономика Российской Федерации" и действительным реалиям законодательного регулирования и реагирования на происходящие изменения в гражданском обороте в связи с внедрением цифровых технологий. Кроме того, значительное количество принятых или измененных нормативных актов в области регулирования цифровой экономики содержат в себе недостаточно проработанные формулировки и определения. Предлагается применять в качестве возможных регуляторов исследуемых общественных отношений правила и положения, заложенные в базовых принципах гражданского права, - диспозитивность, свобода договора, добросовестность и другое. В качестве примера проявления саморегулирования, самоорганизации и диспозитивного подхода приводится принцип работы и взаимодействия участников сделок и осуществления трансакций при использовании блокчейн-технологий.
(Белая О.В., Кицай Ю.А.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)В статье рассматриваются проблемы правового регулирования развития цифровой экономики в Российской Федерации. Анализируются законодательные изменения, произошедшие в рассматриваемой сфере в 2019 - 2021 гг. Выделяются положительные и отрицательные аспекты. Среди положительной динамики выявляются изменения в области правового регулирования цифровых активов, смарт-контрактов, закрепления на легальном уровне возможности оказания услуг по предоставлению информации и другое. Среди негативных аспектов указывается на несоответствие заявленным плановым показателям в национальном проекте "Цифровая экономика Российской Федерации" и действительным реалиям законодательного регулирования и реагирования на происходящие изменения в гражданском обороте в связи с внедрением цифровых технологий. Кроме того, значительное количество принятых или измененных нормативных актов в области регулирования цифровой экономики содержат в себе недостаточно проработанные формулировки и определения. Предлагается применять в качестве возможных регуляторов исследуемых общественных отношений правила и положения, заложенные в базовых принципах гражданского права, - диспозитивность, свобода договора, добросовестность и другое. В качестве примера проявления саморегулирования, самоорганизации и диспозитивного подхода приводится принцип работы и взаимодействия участников сделок и осуществления трансакций при использовании блокчейн-технологий.
Статья: Концепция цифрового (сетевого) общества и общества знания - идеологема XXI в.
(Жильцов Н.А., Свистунов А.А., Чердаков О.И.)
("Юрист", 2022, N 10)В этой связи уместно напомнить опасения некоторых исследователей по случаю внедрения в России Национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", в котором отсутствует раздел расчета рисков для Российского государства от глобального воздействия "сетевого электронного общества".
(Жильцов Н.А., Свистунов А.А., Чердаков О.И.)
("Юрист", 2022, N 10)В этой связи уместно напомнить опасения некоторых исследователей по случаю внедрения в России Национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", в котором отсутствует раздел расчета рисков для Российского государства от глобального воздействия "сетевого электронного общества".
Статья: Перспективы использования информационных технологий в уголовном судопроизводстве в контексте реализации прокурорских полномочий
(Гаврилов М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)В современном обществе цифровые технологии рассматриваются как неотъемлемая составляющая повседневной жизни. Без их использования сегодня трудно себе представить деятельность человека. Во всех сферах жизни человека применяются информационные технологии, не исключением является деятельность органов государственной власти. Цифровые технологии используются в различных отраслях экономики, в сфере государственного управления и обеспечения правопорядка. Реализуемый в России Национальный проект "Цифровая экономика" <1> в качестве основных мер, способствующих развитию цифровых технологий, определяет нормативное регулирование цифровой среды, создание информационной инфраструктуры и новейших технологий, искусственного интеллекта и развитие кадрового потенциала.
(Гаврилов М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)В современном обществе цифровые технологии рассматриваются как неотъемлемая составляющая повседневной жизни. Без их использования сегодня трудно себе представить деятельность человека. Во всех сферах жизни человека применяются информационные технологии, не исключением является деятельность органов государственной власти. Цифровые технологии используются в различных отраслях экономики, в сфере государственного управления и обеспечения правопорядка. Реализуемый в России Национальный проект "Цифровая экономика" <1> в качестве основных мер, способствующих развитию цифровых технологий, определяет нормативное регулирование цифровой среды, создание информационной инфраструктуры и новейших технологий, искусственного интеллекта и развитие кадрового потенциала.
Статья: Проблемы адаптации экспериментальных правовых режимов для стартапов в Российской Федерации
(Иванов В.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 3)<9> Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7). Нормативное регулирование цифровой среды. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/ (дата обращения: 30.04.2025).
(Иванов В.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 3)<9> Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7). Нормативное регулирование цифровой среды. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/ (дата обращения: 30.04.2025).
Статья: Понятие "цифровая платформа" в России и зарубежных странах
(Палчаева Н.А.-К.)
("Предпринимательское право", 2025, N 1)<4> См.: Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, Протокол от 04.06.2019 N 7). URL: https://digital.gov.ru/ (дата обращения: 23.10.2024).
(Палчаева Н.А.-К.)
("Предпринимательское право", 2025, N 1)<4> См.: Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, Протокол от 04.06.2019 N 7). URL: https://digital.gov.ru/ (дата обращения: 23.10.2024).
Статья: Общая характеристика экологического законодательства в контексте цифровизации государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)По поводу таких амбициозных целей следует отметить, что действующее водное законодательство не только не готово к описанным процессам в будущем (не предусмотрена возможность оперативного реагирования на изменения состояния водного объекта, принятие и/или изменение управленческих решений на основе данных системы цифрового двойника и др.), но и в настоящее время проводимый эксперимент существует вне правового контекста. Единственным документом в СПС "КонсультантПлюс", в котором упоминается проект "Цифровой Обь-Иртышский бассейн", является Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ "О ходе реализации национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" <28>. Это притом, что по названному направлению проводятся мероприятия на самом высоком уровне <29>.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)По поводу таких амбициозных целей следует отметить, что действующее водное законодательство не только не готово к описанным процессам в будущем (не предусмотрена возможность оперативного реагирования на изменения состояния водного объекта, принятие и/или изменение управленческих решений на основе данных системы цифрового двойника и др.), но и в настоящее время проводимый эксперимент существует вне правового контекста. Единственным документом в СПС "КонсультантПлюс", в котором упоминается проект "Цифровой Обь-Иртышский бассейн", является Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ "О ходе реализации национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" <28>. Это притом, что по названному направлению проводятся мероприятия на самом высоком уровне <29>.
Статья: Развитие методологии цивилистических исследований в условиях цифровой трансформации экономики
(Козлова Е.Б.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Связанное с цифровизацией развитие национального законодательства России осуществляется в ходе реализации национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" и в его рамках федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", что требует создания благоприятного правового поля для становления гибкой, удобной системы правового регулирования экономических процессов в новых условиях, в том числе и снятия барьеров для развития современных технологий и ведения бизнеса. Глубокое развитие, в частности, получили цивилистические учения об объектах гражданских прав, о сделках, о договорах. И развитие правовых институтов под влиянием цифровой трансформации экономики должно активно продолжаться.
(Козлова Е.Б.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Связанное с цифровизацией развитие национального законодательства России осуществляется в ходе реализации национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" и в его рамках федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", что требует создания благоприятного правового поля для становления гибкой, удобной системы правового регулирования экономических процессов в новых условиях, в том числе и снятия барьеров для развития современных технологий и ведения бизнеса. Глубокое развитие, в частности, получили цивилистические учения об объектах гражданских прав, о сделках, о договорах. И развитие правовых институтов под влиянием цифровой трансформации экономики должно активно продолжаться.
Статья: Правовые аспекты применения цифровых технологий на транспорте
(Иванова Т.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 2)<6> Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7) // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 20.04.2024).
(Иванова Т.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 2)<6> Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7) // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 20.04.2024).
Статья: Механизм обеспечения конституционных прав в Российской Федерации в условиях перехода к цифровой экономике
(Гладкова Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)<4> Паспорт национального проекта Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7 // Документ опубликован не был. Текст документа приведен в СПС "КонсультантПлюс" в соответствии с публикацией на сайте: URL: https://digital.gov.ru по состоянию на 09.07.2019.
(Гладкова Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)<4> Паспорт национального проекта Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7 // Документ опубликован не был. Текст документа приведен в СПС "КонсультантПлюс" в соответствии с публикацией на сайте: URL: https://digital.gov.ru по состоянию на 09.07.2019.
Статья: Трансформация правовой природы категории "налоговый резидент" в цифровой экономике
(Калашева М.М.)
("Юстиция", 2024, N 3)8. Пашинцева Н.И. Национальный проект "цифровая экономика Российской Федерации Российской Федерации": стратегия, показатели, кадровый потенциал. М.: ИПРАН РАН, 2021.
(Калашева М.М.)
("Юстиция", 2024, N 3)8. Пашинцева Н.И. Национальный проект "цифровая экономика Российской Федерации Российской Федерации": стратегия, показатели, кадровый потенциал. М.: ИПРАН РАН, 2021.