Наблюдатели на выборах в органы местного самоуправления

Подборка наиболее важных документов по запросу Наблюдатели на выборах в органы местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы и тенденции развития правовых основ об общественном контроле: пять лет спустя
(Гриб В.В.)
("Российская юстиция", 2019, N 9)
В этой связи, справедливости ради следует отметить, что Федеральным законом от 03.07.2018 N 184-ФЗ <5> в Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <6> были внесены поправки, согласно которым Общественная палата РФ и региональные общественные палаты приобрели право назначить наблюдателя при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Таким образом, несмотря на то, что общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдуме, так и находятся за рамками действия Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", мы можем наблюдать в этой сфере некоторое, хоть и ограниченное в субъектном составе, но развитие.
Статья: Наблюдатель на выборах: правовое положение, порядок участия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Положением о порядке назначения наблюдателей от Общественной палаты Российской Федерации при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления (утв. Решением совета Общественной палаты РФ от 01.09.2020 N 10-С) определен перечень объединений граждан, наделенных правом вносить в Общественную палату предложения о назначении своих кандидатур наблюдателями (п. 2). Региональными законами общественные палаты субъектов РФ наделяются полномочиями по назначению наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории данного субъекта РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ и субъекта РФ (п. 1.1 ч. 3 ст. 13 Закона Костромской области от 07.12.2006 N 92-4-ЗКО "Об Общественной палате Костромской области"; п. п. 6, 7 ч. 5 ст. 14 Закона Саратовской области от 02.03.2017 N 18-ЗСО "Об Общественной палате Саратовской области" и т.д.).

Нормативные акты

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
4. При проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления наблюдателя могут назначить субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее также - субъекты общественного контроля). При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При проведении референдума наблюдателя может назначить инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую участковую комиссию, территориальную комиссию и окружную комиссию (за исключением случая возложения полномочий окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации) не более трех наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, о голосовании в течение нескольких дней - из расчета не более трех наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, помещении, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории, если иное не предусмотрено федеральным законом. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию, если иное не предусмотрено федеральным законом. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на указанных выборах. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации.