Муниципальный служащий должен представить сведения о расходах
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальный служащий должен представить сведения о расходах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)Увольнение в связи с утратой доверия признается незаконным, если муниципальный служащий представил работодателю сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за пределами установленного срока по не зависящим от него причинам (был сокращен и восстановлен после окончания срока представления сведений и в отсутствие установленных новых сроков)
(КонсультантПлюс, 2025)Увольнение в связи с утратой доверия признается незаконным, если муниципальный служащий представил работодателю сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за пределами установленного срока по не зависящим от него причинам (был сокращен и восстановлен после окончания срока представления сведений и в отсутствие установленных новых сроков)
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 235 "Основания прекращения права собственности" ГК РФ"При этом, исходя из смысла положений подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" предполагается, что имущество, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, подлежит изъятию в целом, независимо от того, что в какой-то части затраты на его приобретение могли быть произведены из законных доходов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России в Обзоре практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0), направленном Письмом от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479, подразделяет все коррупционные правонарушения (связанные с ненадлежащим исполнением государственными и муниципальными служащими обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) на значительные (за которые применяется взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия) (Приложение N 1), малозначительные (за которые применяются иные дисциплинарные взыскания) (Приложение N 2) и несущественные (при совершении которых служащие к ответственности не привлекаются) (Приложение N 3).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России в Обзоре практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0), направленном Письмом от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479, подразделяет все коррупционные правонарушения (связанные с ненадлежащим исполнением государственными и муниципальными служащими обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) на значительные (за которые применяется взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия) (Приложение N 1), малозначительные (за которые применяются иные дисциплинарные взыскания) (Приложение N 2) и несущественные (при совершении которых служащие к ответственности не привлекаются) (Приложение N 3).
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия на государственной и муниципальной службе
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Например, государственный (муниципальный) служащий не предоставил сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, за исключением случаев, когда сведения не могли быть предоставлены по объективным причинам, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей, при этом служащий не обратился с заявлением о невозможности предоставить указанные сведения по объективным причинам.
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Например, государственный (муниципальный) служащий не предоставил сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, за исключением случаев, когда сведения не могли быть предоставлены по объективным причинам, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей, при этом служащий не обратился с заявлением о невозможности предоставить указанные сведения по объективным причинам.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"1.1. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"1.1. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)- непредставления государственным или муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)- непредставления государственным или муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Статья: Заключение с бывшим служащим трудового договора или договора ГПХ
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать организации услуги) в течение месяца стоимостью более 100 000 руб. на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления этой организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать организации услуги) в течение месяца стоимостью более 100 000 руб. на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления этой организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Статья: Обращение в доход государства денежных средств публичных должностных лиц в порядке антикоррупционного контроля: новелла российского законодательства
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Российской конституционно-правовой литературе все еще несколько непривычно обращаться к антикоррупционной проблематике. Поэтому для большей ясности последующего рассмотрения укажем в порядке информации, что общий контекст антикоррупционного контроля доходов и расходов публичных должностных лиц в российском законодательстве можно представить в виде последовательности трех основных этапов, за которые отвечают три разных субъекта данных правоотношений: 1) собственно декларирование доходов (а также декларирование крупных расходов, при их наличии), которое осуществляется публичными должностными лицами (как государственными служащими, так и лицами, замещающими государственные и муниципальные должности); 2) осуществляемый при наличии определенных оснований контроль достоверности и полноты задекларированных сведений, который осуществляется комиссиями по урегулированию конфликта интересов <12>, учреждаемыми в органах власти, где работает государственный служащий, либо особой инстанцией, если речь идет о лицах, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности <13>; 3) направление в суд заявления об обращении в гражданско-процессуальном порядке в доход государства активов, законность происхождения которых должностные лица не смогли должным образом обосновать, осуществляемое органами прокуратуры в соответствии со специальным законом.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Российской конституционно-правовой литературе все еще несколько непривычно обращаться к антикоррупционной проблематике. Поэтому для большей ясности последующего рассмотрения укажем в порядке информации, что общий контекст антикоррупционного контроля доходов и расходов публичных должностных лиц в российском законодательстве можно представить в виде последовательности трех основных этапов, за которые отвечают три разных субъекта данных правоотношений: 1) собственно декларирование доходов (а также декларирование крупных расходов, при их наличии), которое осуществляется публичными должностными лицами (как государственными служащими, так и лицами, замещающими государственные и муниципальные должности); 2) осуществляемый при наличии определенных оснований контроль достоверности и полноты задекларированных сведений, который осуществляется комиссиями по урегулированию конфликта интересов <12>, учреждаемыми в органах власти, где работает государственный служащий, либо особой инстанцией, если речь идет о лицах, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности <13>; 3) направление в суд заявления об обращении в гражданско-процессуальном порядке в доход государства активов, законность происхождения которых должностные лица не смогли должным образом обосновать, осуществляемое органами прокуратуры в соответствии со специальным законом.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)<9> Карлов И.В., Семенов С.А. Определение категорий лиц, представляющих сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера // Аграрное и земельное право. 2023. N 10 (226). С. 59.
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)<9> Карлов И.В., Семенов С.А. Определение категорий лиц, представляющих сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера // Аграрное и земельное право. 2023. N 10 (226). С. 59.
Статья: Правоограничительные административно-правовые средства противодействия коррупции в сфере государственного управления
(Фадеева И.В., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Правовое ограничение представляет собой юридическое установление определенных рамок, границ, уменьшающих объем возможностей (следовательно, и прав) лица, нацеленных на удовлетворение собственных потребностей в ущерб общественным интересам. В числе законодательно установленных ограничений, связанных с невозможностью нахождения на государственной (муниципальной) службе, можно выделить случаи, когда для исполнения служебных обязанностей необходимо оформление допуска к гостайне, но служащий отказался от его оформления; когда замещение должностей связано с подчиненностью (подконтрольностью) близких родственников служащего; если служащий сменил гражданство (либо приобрел второе (двойное) гражданство); если служащий не подал (подал недостоверные) сведения о своих доходах, расходах и имуществе; если служащий утратил доверие работодателя вследствие неисполнения антикоррупционных требований; когда служащего признали иноагентом, и т.д.
(Фадеева И.В., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Правовое ограничение представляет собой юридическое установление определенных рамок, границ, уменьшающих объем возможностей (следовательно, и прав) лица, нацеленных на удовлетворение собственных потребностей в ущерб общественным интересам. В числе законодательно установленных ограничений, связанных с невозможностью нахождения на государственной (муниципальной) службе, можно выделить случаи, когда для исполнения служебных обязанностей необходимо оформление допуска к гостайне, но служащий отказался от его оформления; когда замещение должностей связано с подчиненностью (подконтрольностью) близких родственников служащего; если служащий сменил гражданство (либо приобрел второе (двойное) гражданство); если служащий не подал (подал недостоверные) сведения о своих доходах, расходах и имуществе; если служащий утратил доверие работодателя вследствие неисполнения антикоррупционных требований; когда служащего признали иноагентом, и т.д.
Статья: Работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2022 году
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)В числе наиболее значимых новелл следует отметить введение института контроля за законностью получения денежных средств <2>; предоставление прокурору полномочий проводить проверку законности получения денежных средств в случае увольнения проверяемого лица до завершения проверки и обращаться в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не представлены сведения, подтверждающие законность их получения; установление срока представления лицами, замещающими (занимающими) должности по установленному перечню, сведений о законности получения ими денежных средств на свои счета в банках <3>; создание государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон" <4>; дополнение перечня сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые подлежат ежегодному декларированию государственными и муниципальными служащими и проверке органами государственной власти, сведениями о наличии цифровых финансовых активов, выпущенных в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и о цифровой валюте <5>; освобождение на период проведения СВО ее участников, супругов и несовершеннолетних детей от обязанности подавать сведения о своих доходах, расходах и об имуществе <6>.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)В числе наиболее значимых новелл следует отметить введение института контроля за законностью получения денежных средств <2>; предоставление прокурору полномочий проводить проверку законности получения денежных средств в случае увольнения проверяемого лица до завершения проверки и обращаться в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не представлены сведения, подтверждающие законность их получения; установление срока представления лицами, замещающими (занимающими) должности по установленному перечню, сведений о законности получения ими денежных средств на свои счета в банках <3>; создание государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон" <4>; дополнение перечня сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые подлежат ежегодному декларированию государственными и муниципальными служащими и проверке органами государственной власти, сведениями о наличии цифровых финансовых активов, выпущенных в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и о цифровой валюте <5>; освобождение на период проведения СВО ее участников, супругов и несовершеннолетних детей от обязанности подавать сведения о своих доходах, расходах и об имуществе <6>.
Статья: Институциональные механизмы противодействия коррупции на государственной службе
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Динамичное развитие антикоррупционной политики привело к формированию новых субинститутов законодательства о противодействии коррупции, характеризующихся наличием кросс-отраслевых признаков <2> (относящихся к различным отраслям права): 1) ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; 2) конфликта интересов, его предотвращения и урегулирования; 3) декларирования доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера; 4) контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не было представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; 5) специального порядка трудоустройства государственных и муниципальных служащих после увольнения; 6) предупреждения коррупции в организациях; 7) ответственности организаций за коррупционные правонарушения и др.
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Динамичное развитие антикоррупционной политики привело к формированию новых субинститутов законодательства о противодействии коррупции, характеризующихся наличием кросс-отраслевых признаков <2> (относящихся к различным отраслям права): 1) ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; 2) конфликта интересов, его предотвращения и урегулирования; 3) декларирования доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера; 4) контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не было представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; 5) специального порядка трудоустройства государственных и муниципальных служащих после увольнения; 6) предупреждения коррупции в организациях; 7) ответственности организаций за коррупционные правонарушения и др.
Статья: Подача сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах за 2023 год
(Коробейников С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)До 30 апреля 2024 года государственные и муниципальные служащие должны представить сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера - своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Расскажем, что учесть при подготовке справок за 2023 год.
(Коробейников С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 4)До 30 апреля 2024 года государственные и муниципальные служащие должны представить сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера - своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Расскажем, что учесть при подготовке справок за 2023 год.
Готовое решение: Какие расходы отражаются по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2025)расходы на выплату надбавок, в том числе за выслугу лет, за работу со сведениями, составляющими гостайну;
(КонсультантПлюс, 2025)расходы на выплату надбавок, в том числе за выслугу лет, за работу со сведениями, составляющими гостайну;
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Однако ни на уровне международно-правовых актов, а именно Конвенции ООН против коррупции, ни в документах рекомендательного характера, принятых на универсальном уровне, не содержится установленного перечня лиц, которые обязаны подавать сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера с их последующим размещением в сети Интернет. Этот вопрос отнесен к сфере внутригосударственного правового регулирования и связывается с особенностями национальных правовых систем.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Однако ни на уровне международно-правовых актов, а именно Конвенции ООН против коррупции, ни в документах рекомендательного характера, принятых на универсальном уровне, не содержится установленного перечня лиц, которые обязаны подавать сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера с их последующим размещением в сети Интернет. Этот вопрос отнесен к сфере внутригосударственного правового регулирования и связывается с особенностями национальных правовых систем.
Ситуация: Как принять (оформить поступление) гражданина на муниципальную службу
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Сведения о доходах представляются за календарный год, предшествующий году поступления на муниципальную службу; сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера - по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов на замещение должности муниципальной службы (п. 4 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559, п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 559);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Сведения о доходах представляются за календарный год, предшествующий году поступления на муниципальную службу; сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера - по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов на замещение должности муниципальной службы (п. 4 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559, п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 559);