Муниципальный контроль алкогольная продукция
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальный контроль алкогольная продукция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Распространение реформы обязательных требований на акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
(Переседов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Во-вторых, региональными и муниципальными органами осуществляются весьма значительные для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности виды контроля (надзора). Так, на уровне субъектов Российской Федерации осуществляются в том числе контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, экологический контроль (надзор), строительный надзор <11>. Муниципальными органами осуществляются в том числе контроль в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий, земельный контроль, контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения <12>. В связи с этим, учитывая, что виды регионального контроля (надзора) и муниципального контроля затрагивают весьма важные для хозяйствующих субъектов стороны деятельности, на проверяемые в рамках соответствующих видов контроля (надзора) обязательные требования также должны быть распространены особые условия принятия и оценки применения, действующие для федерального правоприменителя.
(Переседов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Во-вторых, региональными и муниципальными органами осуществляются весьма значительные для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности виды контроля (надзора). Так, на уровне субъектов Российской Федерации осуществляются в том числе контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, экологический контроль (надзор), строительный надзор <11>. Муниципальными органами осуществляются в том числе контроль в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий, земельный контроль, контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения <12>. В связи с этим, учитывая, что виды регионального контроля (надзора) и муниципального контроля затрагивают весьма важные для хозяйствующих субъектов стороны деятельности, на проверяемые в рамках соответствующих видов контроля (надзора) обязательные требования также должны быть распространены особые условия принятия и оценки применения, действующие для федерального правоприменителя.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимо отметить, что новое законодательство о муниципальном контроле вызвало корректировку многих федеральных законов в части исключения контроля из полномочий органов местного самоуправления как не являющегося установленным муниципальным контролем. Например, в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" утратила силу ч. 1 ст. 7, закрепляющая за органами местного самоуправления осуществление контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции. Из Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" исключен п. 5 ст. 5, относивший к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, который ранее муниципалитеты относили к муниципальному контролю. В Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции контроль в сфере торговой деятельности назывался "муниципальный контроль" (ч. 1 ст. 16 - исключена).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Необходимо отметить, что новое законодательство о муниципальном контроле вызвало корректировку многих федеральных законов в части исключения контроля из полномочий органов местного самоуправления как не являющегося установленным муниципальным контролем. Например, в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" утратила силу ч. 1 ст. 7, закрепляющая за органами местного самоуправления осуществление контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции. Из Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" исключен п. 5 ст. 5, относивший к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, который ранее муниципалитеты относили к муниципальному контролю. В Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции контроль в сфере торговой деятельности назывался "муниципальный контроль" (ч. 1 ст. 16 - исключена).
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)3. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)3. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Статья: Преступная противоправность или опасный проступок?
(Осинцев Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Допустим, любое потребление алкоголя несовершеннолетним лицом опасно, но сама по себе розничная продажа им алкогольной продукции не представляет собой опасности, имеет место определяемый Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - совершенно иное понятие, со своим специфическим значением, самостоятельная юридическая конструкция, не являющаяся аналогом опасности. Таковая при наличии риска отсутствует, так как индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ч. 9 ст. 23 названного Федерального закона). Здесь и в иных аналогичных статьях налицо избыточная уголовно-правовая охрана соблюдения обязательных требований, риск отступления от которых не влечет опасные последствия.
(Осинцев Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Допустим, любое потребление алкоголя несовершеннолетним лицом опасно, но сама по себе розничная продажа им алкогольной продукции не представляет собой опасности, имеет место определяемый Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - совершенно иное понятие, со своим специфическим значением, самостоятельная юридическая конструкция, не являющаяся аналогом опасности. Таковая при наличии риска отсутствует, так как индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ч. 9 ст. 23 названного Федерального закона). Здесь и в иных аналогичных статьях налицо избыточная уголовно-правовая охрана соблюдения обязательных требований, риск отступления от которых не влечет опасные последствия.
Интервью: Цифровизация российского рынка финансовых услуг
("Финансы", 2024, N 2)ГИС ЕИС позволяет обеспечить открытость и прозрачность государственных и муниципальных закупок, а также контроль как со стороны государственных органов, так и со стороны общественности.
("Финансы", 2024, N 2)ГИС ЕИС позволяет обеспечить открытость и прозрачность государственных и муниципальных закупок, а также контроль как со стороны государственных органов, так и со стороны общественности.
Статья: К вопросу о противодействии розничной продаже алкогольной продукции несовершеннолетним лицам
(Ефимов А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)<5> Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Российская газета. 2008. 30 декабря.
(Ефимов А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)<5> Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Российская газета. 2008. 30 декабря.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)55. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)55. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<4> См.: Сводный доклад о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 г. С. 112.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<4> См.: Сводный доклад о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 г. С. 112.
Статья: Общая профилактика розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему
(Берндт А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Одной из целей программы является создание условий для реализации потребителями своих прав и их защиты, повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения. Программой предусмотрены мероприятия, направленные на правовое просвещение и информирование в сфере защиты прав потребителей. Однако данная программа решает задачи узконаправленного характера и не содержит мероприятий, направленных на правомерное поведение участников рынка алкоголя. Подобные программы реализуются и на муниципальном уровне.
(Берндт А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Одной из целей программы является создание условий для реализации потребителями своих прав и их защиты, повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения. Программой предусмотрены мероприятия, направленные на правовое просвещение и информирование в сфере защиты прав потребителей. Однако данная программа решает задачи узконаправленного характера и не содержит мероприятий, направленных на правомерное поведение участников рынка алкоголя. Подобные программы реализуются и на муниципальном уровне.