Муниципальный контракт на покупку недвижимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальный контракт на покупку недвижимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Дело "Администрация Миасского городского округа против общества "Специализированный застройщик Трест Уралавтострой". Между публичным заказчиком и поставщиком был заключен муниципальный контракт на приобретение недвижимого имущества для размещения детского дошкольного образовательного учреждения - детского сада. На основании составленного оценочной компанией отчета об оценке рыночная стоимость объекта оценки нежилого помещения с учетом разумного округления составляет 24 250 000 руб. Впоследствии региональной контрольно-счетной палатой была проведена проверка соблюдения законности и результативности (эффективности и экономичности) использования средств при исполнении бюджета города, в рамках указанной проверки экспертной организацией подготовлен отчет о рыночной стоимости нежилого помещения, которым была определена рыночная стоимость нежилого помещения 13 159 000 руб., то есть цена завышена на 5 841 000 руб. Администрация города обратилась в арбитражный суд с иском к своему контрагенту о взыскании неосновательного обогащения в размере 5 841 000 руб. (разница между 19 000 000 руб. и 13 159 000 руб.) и процентов за пользование чужими денежными средствами.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Дело "Администрация Миасского городского округа против общества "Специализированный застройщик Трест Уралавтострой". Между публичным заказчиком и поставщиком был заключен муниципальный контракт на приобретение недвижимого имущества для размещения детского дошкольного образовательного учреждения - детского сада. На основании составленного оценочной компанией отчета об оценке рыночная стоимость объекта оценки нежилого помещения с учетом разумного округления составляет 24 250 000 руб. Впоследствии региональной контрольно-счетной палатой была проведена проверка соблюдения законности и результативности (эффективности и экономичности) использования средств при исполнении бюджета города, в рамках указанной проверки экспертной организацией подготовлен отчет о рыночной стоимости нежилого помещения, которым была определена рыночная стоимость нежилого помещения 13 159 000 руб., то есть цена завышена на 5 841 000 руб. Администрация города обратилась в арбитражный суд с иском к своему контрагенту о взыскании неосновательного обогащения в размере 5 841 000 руб. (разница между 19 000 000 руб. и 13 159 000 руб.) и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Вопрос: О закупке жилых помещений путем инвестирования в строительство.
(Письмо Минфина России от 24.04.2024 N 24-06-06/38585)при приобретении объектов недвижимости в государственную (муниципальную) собственность - на основании государственного (муниципального) контракта, заключаемого в том числе с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (пункты 2, 31, 38 и 39 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления"). Предметом такого контракта является купля-продажа существующего объекта недвижимого имущества, права собственности на который в момент заключения контракта находятся у продавца;
(Письмо Минфина России от 24.04.2024 N 24-06-06/38585)при приобретении объектов недвижимости в государственную (муниципальную) собственность - на основании государственного (муниципального) контракта, заключаемого в том числе с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (пункты 2, 31, 38 и 39 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления"). Предметом такого контракта является купля-продажа существующего объекта недвижимого имущества, права собственности на который в момент заключения контракта находятся у продавца;
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)53.4.3.2. По элементу вида расходов "412 Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по государственным контрактам на приобретение в федеральную собственность объектов недвижимого имущества, заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа, соглашениям об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектах недвижимого имущества для государственных нужд, а также по государственным (муниципальным) контрактам на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность, соглашениям об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектах недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков (расположенных на них объектах недвижимого имущества), приобретение (изъятие) которых предусмотрено сметными стоимостями строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)53.4.3.2. По элементу вида расходов "412 Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по государственным контрактам на приобретение в федеральную собственность объектов недвижимого имущества, заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа, соглашениям об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектах недвижимого имущества для государственных нужд, а также по государственным (муниципальным) контрактам на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность, соглашениям об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектах недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков (расположенных на них объектах недвижимого имущества), приобретение (изъятие) которых предусмотрено сметными стоимостями строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)254. Счет предназначен для учета расчетов по принятым учреждением обязательствам перед физическими лицами в части начисленных им суммам заработной платы, денежного довольствия, стипендиям, пенсиям, пособиям, иным выплатам, в том числе социальным, а также перед субъектами гражданских прав, в том числе в рамках исполнения организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности, за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, по иным основаниям, вытекающим из условий договоров, соглашений.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)254. Счет предназначен для учета расчетов по принятым учреждением обязательствам перед физическими лицами в части начисленных им суммам заработной платы, денежного довольствия, стипендиям, пенсиям, пособиям, иным выплатам, в том числе социальным, а также перед субъектами гражданских прав, в том числе в рамках исполнения организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности, за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, по иным основаниям, вытекающим из условий договоров, соглашений.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 8 ст. 3 указанного Закона государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 8 ст. 3 указанного Закона государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Комментируемая статья, введенная Федеральным законом от 22.12.2020 N 456-ФЗ, установила правовое регулирование результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении государственного или муниципального контракта. Определение государственного и муниципального контракта предусмотрено ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно п. 8 ст. 3 указанного Закона государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Комментируемая статья, введенная Федеральным законом от 22.12.2020 N 456-ФЗ, установила правовое регулирование результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении государственного или муниципального контракта. Определение государственного и муниципального контракта предусмотрено ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно п. 8 ст. 3 указанного Закона государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н утверждена Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений <191>, в п. 12 которой определены формы отчетов, включаемые в состав бюджетной отчетности. Указанный Приказ согласно его п. 2 (в ред. Приказа Минфина России от 16 октября 2019 г. N 166н <192>) не распространяется на государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, автономные учреждения в части операций по осуществлению ими в соответствии с законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, и получающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, а также при осуществлении наиболее значимыми учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджета, в части операций по осуществлению ими полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н утверждена Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений <191>, в п. 12 которой определены формы отчетов, включаемые в состав бюджетной отчетности. Указанный Приказ согласно его п. 2 (в ред. Приказа Минфина России от 16 октября 2019 г. N 166н <192>) не распространяется на государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, автономные учреждения в части операций по осуществлению ими в соответствии с законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, и получающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, а также при осуществлении наиболее значимыми учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджета, в части операций по осуществлению ими полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
Статья: О закупках нежилых зданий на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)Пример правовой оценки. Из приложения к муниципальному контракту следует, что применение методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, не представляется возможным, и приведено соответствующее обоснование такой невозможности. Расчет цены контракта посредством проведения рыночной оценки объекта закупки является наиболее целесообразным вариантом обоснования размера расходов на приобретение недвижимого имущества. Проведение оценки рыночной стоимости независимой специализированной организацией позволяет наиболее точно определить цену контракта и избежать сомнений в ее достоверности.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)Пример правовой оценки. Из приложения к муниципальному контракту следует, что применение методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, не представляется возможным, и приведено соответствующее обоснование такой невозможности. Расчет цены контракта посредством проведения рыночной оценки объекта закупки является наиболее целесообразным вариантом обоснования размера расходов на приобретение недвижимого имущества. Проведение оценки рыночной стоимости независимой специализированной организацией позволяет наиболее точно определить цену контракта и избежать сомнений в ее достоверности.
Вопрос: О лицах, на которых распространяется законодательство о контрактной системе в сфере закупок и законодательство о закупках отдельными видами юрлиц.
(Письмо Минфина России от 27.12.2023 N 02-17-09/127461)Так, пунктом 8.1 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определено, что контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 27.12.2023 N 02-17-09/127461)Так, пунктом 8.1 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определено, что контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
Готовое решение: По какому коду КОСГУ и КВР отражать расходы на приобретение основных средств
(КонсультантПлюс, 2025)412 - применяют казенные учреждения для отражения расходов бюджетов бюджетной системы РФ по государственным (муниципальным) контрактам на приобретение ОС в виде недвижимого имущества в федеральную собственность, собственность субъектов РФ, муниципальную собственность (п. 53.4.3.2 Порядка N 82н, Письма Минфина России от 15.03.2022 N 02-05-11/19400, от 11.06.2021 N 02-05-10/46758, от 10.12.2021 N 02-05-11/101079, от 10.07.2020 N 02-05-11/61041, от 28.02.2020 N 02-05-11/15732, от 17.01.2020 N 02-05-10/2257);
(КонсультантПлюс, 2025)412 - применяют казенные учреждения для отражения расходов бюджетов бюджетной системы РФ по государственным (муниципальным) контрактам на приобретение ОС в виде недвижимого имущества в федеральную собственность, собственность субъектов РФ, муниципальную собственность (п. 53.4.3.2 Порядка N 82н, Письма Минфина России от 15.03.2022 N 02-05-11/19400, от 11.06.2021 N 02-05-10/46758, от 10.12.2021 N 02-05-11/101079, от 10.07.2020 N 02-05-11/61041, от 28.02.2020 N 02-05-11/15732, от 17.01.2020 N 02-05-10/2257);
Вопрос: О заключении госконтракта от имени субъекта РФ на оказание услуг на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
(Письмо Минфина России от 18.12.2023 N 02-11-14/122326)Положениями пункта 8 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ установлено, что государственным (муниципальным) контрактом является гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
(Письмо Минфина России от 18.12.2023 N 02-11-14/122326)Положениями пункта 8 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ установлено, что государственным (муниципальным) контрактом является гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Вопрос: Об отношениях, регулируемых законодательством о закупках отдельными видами юрлиц и законодательством о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
(Письмо Минфина России от 19.01.2024 N 03-11-11/3945)Пунктом 8.1 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определено, что контрактом является государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 19.01.2024 N 03-11-11/3945)Пунктом 8.1 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определено, что контрактом является государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как сформировать проект государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как сформировать проект государственного и муниципального контракта
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В рамках контрактной системы юридические лица, которые действуют от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства, именуются заказчиками. К ним, в частности, отнесены государственные или муниципальные органы и государственные или муниципальные казенные учреждения. Предметом контрактов являются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В рамках контрактной системы юридические лица, которые действуют от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства, именуются заказчиками. К ним, в частности, отнесены государственные или муниципальные органы и государственные или муниципальные казенные учреждения. Предметом контрактов являются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).