Муниципальные выБоры
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальные выБоры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 30 ЗК РФ "Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности"1.1.1. Администрация муниципального образования вправе отказать потенциальному застройщику в выборе участка и предварительном согласовании места размещения объекта, даже если она сама не провела мероприятий по выбору земельного участка (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Применяются ли к отношениям по возмездному оказанию услуг положения о качестве работ и ответственности подрядчика за их ненадлежащее качество
(КонсультантПлюс, 2025)"...16 сентября 2009 года обществом (исполнитель) и комиссией (государственный заказчик) заключен государственный контракт N 70.2.2.11 (далее - контракт) на оказание услуг, согласно которому исполнитель по заданию государственного заказчика обязуется оказать услуги по проведению серии просветительских акций, направленных на повышение правовой культуры и политической грамотности избирателей Ростовской области в период проведения муниципальных выборов в 2009 году, общая стоимость услуг по контракту составила 504 тыс. рублей.
Применяются ли к отношениям по возмездному оказанию услуг положения о качестве работ и ответственности подрядчика за их ненадлежащее качество
(КонсультантПлюс, 2025)"...16 сентября 2009 года обществом (исполнитель) и комиссией (государственный заказчик) заключен государственный контракт N 70.2.2.11 (далее - контракт) на оказание услуг, согласно которому исполнитель по заданию государственного заказчика обязуется оказать услуги по проведению серии просветительских акций, направленных на повышение правовой культуры и политической грамотности избирателей Ростовской области в период проведения муниципальных выборов в 2009 году, общая стоимость услуг по контракту составила 504 тыс. рублей.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- конкретный состав лиц, участвующих в деле, в том числе заинтересованных лиц, может варьироваться и зависит от статуса административного ответчика, от заявленного искового требования и сложности дела. Так, если оспариваются решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, то вышестоящая по отношению к административному ответчику комиссия уведомляется об этом путем направления копии административного искового заявления либо копии определения о принятии его к производству суда. Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум. По делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме к участию привлекается прокурор, однако его отсутствие не является препятствием для рассмотрения дела по существу. Кроме того, к участию в деле для дачи заключения может привлекаться ЦИК РФ, если только она не является административным ответчиком или заинтересованным лицом по делу. С учетом ч. 3 ст. 56 КАС РФ в доверенности, выданной ЦИК РФ, право представителя на дачу заключения по административному делу должно быть специально оговорено;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- конкретный состав лиц, участвующих в деле, в том числе заинтересованных лиц, может варьироваться и зависит от статуса административного ответчика, от заявленного искового требования и сложности дела. Так, если оспариваются решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, то вышестоящая по отношению к административному ответчику комиссия уведомляется об этом путем направления копии административного искового заявления либо копии определения о принятии его к производству суда. Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум. По делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме к участию привлекается прокурор, однако его отсутствие не является препятствием для рассмотрения дела по существу. Кроме того, к участию в деле для дачи заключения может привлекаться ЦИК РФ, если только она не является административным ответчиком или заинтересованным лицом по делу. С учетом ч. 3 ст. 56 КАС РФ в доверенности, выданной ЦИК РФ, право представителя на дачу заключения по административному делу должно быть специально оговорено;
Статья: Депутат
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 2 ст. 44 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией или судом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 2 ст. 44 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией или судом.
Статья: Интенсивность судебного контроля в России: международные стандарты, конституционные основы и практика административного судопроизводства
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)<24> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана" // СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4557.
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)<24> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана" // СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4557.
Статья: Роль судебного контроля в сфере деятельности органов местного самоуправления
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)Контроль со стороны суда за установлением сроков проведения и назначением местных выборов является неотъемлемым атрибутом компетенции судебной системы субъектов Российской Федерации (общей юрисдикции), подчеркивая тем самым значимость избирательного процесса на конституционном уровне. В периоды правовых колебаний, когда порядок и сроки муниципальных выборов, даты голосования постоянно меняются, а также при непостоянстве полномочий местных органов власти роль судов общей юрисдикции становится критически важной для обеспечения законности и обоснованного подхода к назначению таких выборов.
(Накиб Д.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)Контроль со стороны суда за установлением сроков проведения и назначением местных выборов является неотъемлемым атрибутом компетенции судебной системы субъектов Российской Федерации (общей юрисдикции), подчеркивая тем самым значимость избирательного процесса на конституционном уровне. В периоды правовых колебаний, когда порядок и сроки муниципальных выборов, даты голосования постоянно меняются, а также при непостоянстве полномочий местных органов власти роль судов общей юрисдикции становится критически важной для обеспечения законности и обоснованного подхода к назначению таких выборов.
Статья: Правовые основы деятельности депутатов местных органов представительной власти в Узбекистане
(Дауменов Б.А., Назаров Э.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)<9> Агаджанов С.Г., Лысенко В.И. Муниципальные выборы во Франции 15 марта 2020 года // Российский фонд свободных выборов - РФСВ. 2020. 19 марта.
(Дауменов Б.А., Назаров Э.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)<9> Агаджанов С.Г., Лысенко В.И. Муниципальные выборы во Франции 15 марта 2020 года // Российский фонд свободных выборов - РФСВ. 2020. 19 марта.
Готовое решение: Каковы особенности оформления приема на работу по срочному трудовому договору в отдельных случаях
(КонсультантПлюс, 2025)Срок трудового договора с работниками аппарата политической партии и ее структурных подразделений зависит от срока полномочий руководящих органов политической партии и указанных подразделений (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ). Трудовой договор с помощником депутата Госдумы и сенатора РФ заключается на срок, не превышающий срока их полномочий. Трудовой договор, например, с помощником сенатора РФ - Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, вы можете заключить на срок не более шести лет (ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ). Сроком полномочий лица, замещающего муниципальную должность, ограничен срок трудового договора работника, чья деятельность связана с непосредственным обеспечением исполнения полномочий указанного лица (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ). С избранным президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель этой образовательной организации может заключить трудовой договор на срок до пяти лет (ч. 14 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок трудового договора с работниками аппарата политической партии и ее структурных подразделений зависит от срока полномочий руководящих органов политической партии и указанных подразделений (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ). Трудовой договор с помощником депутата Госдумы и сенатора РФ заключается на срок, не превышающий срока их полномочий. Трудовой договор, например, с помощником сенатора РФ - Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, вы можете заключить на срок не более шести лет (ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ). Сроком полномочий лица, замещающего муниципальную должность, ограничен срок трудового договора работника, чья деятельность связана с непосредственным обеспечением исполнения полномочий указанного лица (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ). С избранным президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель этой образовательной организации может заключить трудовой договор на срок до пяти лет (ч. 14 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контрольные полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица различаются в зависимости от способа его избрания и места в системе органов местного самоуправления. Глава, избранный населением на муниципальных выборах, совмещает эту должность с должностью руководителя местной администрации, и в этом случае контрольные полномочия главы муниципального образования довольно широкие. Так, в соответствии с п. 14 ст. 39 Устава города Ханты-Мансийска глава города осуществляет контроль за деятельностью органов администрации города. В случае избрания главы представительным органом муниципального образования руководство местной администрацией осуществляет не он, а лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, и контрольные полномочия за исполнением законодательства принадлежат этому лицу. При этом глава может возглавлять представительный орган. Например, глава Боровского района Калужской области избирается Районным Собранием из его состава и исполняет полномочия председателя Районного Собрания. Согласно ч. 4 ст. 36 Устава Боровского района к компетенции главы района отнесено издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Районного Собрания <1>. Как видим, контрольные полномочия главы муниципального образования при такой организационной модели могут касаться лишь вопросов организации деятельности представительного органа. Еще одна организационно-правовая модель разрешает совмещение полномочий главы муниципального образования с должностью главы администрации и председателя представительного органа (ч. 2 ст. 34 Закона N 131-ФЗ). В данном случае контрольные полномочия главы муниципального образования весьма обширны, что, впрочем, было предметом судебных споров <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контрольные полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица различаются в зависимости от способа его избрания и места в системе органов местного самоуправления. Глава, избранный населением на муниципальных выборах, совмещает эту должность с должностью руководителя местной администрации, и в этом случае контрольные полномочия главы муниципального образования довольно широкие. Так, в соответствии с п. 14 ст. 39 Устава города Ханты-Мансийска глава города осуществляет контроль за деятельностью органов администрации города. В случае избрания главы представительным органом муниципального образования руководство местной администрацией осуществляет не он, а лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, и контрольные полномочия за исполнением законодательства принадлежат этому лицу. При этом глава может возглавлять представительный орган. Например, глава Боровского района Калужской области избирается Районным Собранием из его состава и исполняет полномочия председателя Районного Собрания. Согласно ч. 4 ст. 36 Устава Боровского района к компетенции главы района отнесено издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Районного Собрания <1>. Как видим, контрольные полномочия главы муниципального образования при такой организационной модели могут касаться лишь вопросов организации деятельности представительного органа. Еще одна организационно-правовая модель разрешает совмещение полномочий главы муниципального образования с должностью главы администрации и председателя представительного органа (ч. 2 ст. 34 Закона N 131-ФЗ). В данном случае контрольные полномочия главы муниципального образования весьма обширны, что, впрочем, было предметом судебных споров <2>.
Статья: Традиции и новации в голосовании избирателей на выборах
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)На уровне субъекта РФ федеральный законодатель допускает голосование на региональных и муниципальных выборах по почте (п. 14 ст. 64) <6>. Такое голосование проводилось только в нескольких субъектах Российской Федерации на региональных выборах, но в настоящее время не применяется из-за недоверия граждан и дополнительных для избирательных комиссий проблем в работе почты, решение которых выходит за пределы их компетенции.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)На уровне субъекта РФ федеральный законодатель допускает голосование на региональных и муниципальных выборах по почте (п. 14 ст. 64) <6>. Такое голосование проводилось только в нескольких субъектах Российской Федерации на региональных выборах, но в настоящее время не применяется из-за недоверия граждан и дополнительных для избирательных комиссий проблем в работе почты, решение которых выходит за пределы их компетенции.
Статья: Избирательные права граждан
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (ч. 4 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Под местом жительства в контексте настоящей статьи следует понимать место постоянного или преимущественного пребывания, подтвержденное соответствующей регистрацией (по месту жительства или по месту пребывания) (ст. 16 Закона об основных гарантиях избирательных прав и п. 2.4 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК РФ от 06.11.1997 N 134/973-II); Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1794-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волчева Евгения Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы", пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи 11 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области"). Также важно подчеркнуть, что пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (ч. 4 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Под местом жительства в контексте настоящей статьи следует понимать место постоянного или преимущественного пребывания, подтвержденное соответствующей регистрацией (по месту жительства или по месту пребывания) (ст. 16 Закона об основных гарантиях избирательных прав и п. 2.4 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК РФ от 06.11.1997 N 134/973-II); Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1794-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волчева Евгения Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы", пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи 11 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области"). Также важно подчеркнуть, что пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления.
Статья: Повышение профессионализма глав муниципальных образований посредством совершенствования законодательства о выборах
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10