Муниципальное задание для обрАзовательных организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальное задание для обрАзовательных организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Поскольку в настоящее время присмотр и уход за воспитанниками фактически является услугой, т.е. учебный процесс в этот момент не осуществляется, оказание таких услуг не включено в государственное (муниципальное) задание государственному (муниципальному) образовательному учреждению, финансирование данной деятельности будет осуществляться за счет платы родителей (законных представителей) на основании гражданско-правового договора. В такой ситуации финансирование присмотра и ухода, в том числе оплата труда педагогов, не может осуществляться за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Поскольку в настоящее время присмотр и уход за воспитанниками фактически является услугой, т.е. учебный процесс в этот момент не осуществляется, оказание таких услуг не включено в государственное (муниципальное) задание государственному (муниципальному) образовательному учреждению, финансирование данной деятельности будет осуществляться за счет платы родителей (законных представителей) на основании гражданско-правового договора. В такой ситуации финансирование присмотра и ухода, в том числе оплата труда педагогов, не может осуществляться за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 332
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"В графе 4 (из графы 3) показываются расходы, осуществляемые за счет средств, поступивших на выполнение государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и/или объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Образовательной организации может быть дано одно или несколько государственных (муниципальных) заданий на реализацию программ дошкольного образования и иных услуг (культурные, спортивные и другие услуги). Для казенных дошкольных образовательных организаций формирование задания не является обязательным, оно составляется в случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности (выполнение задания, в случае, если задание сформировано) казенной организации осуществляется на основании бюджетной сметы. Бюджетным и автономным организациям средства на выполнение государственного задания выделяются в виде субсидий.
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"В графе 4 (из графы 3) показываются расходы, осуществляемые за счет средств, поступивших на выполнение государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и/или объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Образовательной организации может быть дано одно или несколько государственных (муниципальных) заданий на реализацию программ дошкольного образования и иных услуг (культурные, спортивные и другие услуги). Для казенных дошкольных образовательных организаций формирование задания не является обязательным, оно составляется в случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности (выполнение задания, в случае, если задание сформировано) казенной организации осуществляется на основании бюджетной сметы. Бюджетным и автономным организациям средства на выполнение государственного задания выделяются в виде субсидий.
Приказ Росстата от 10.03.2025 N 114
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N ОО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации" и указаний по ее заполнению"144. В графе 5 (из графы 4) показываются расходы, осуществляемые за счет средств, поступивших на выполнение государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Образовательной организации может быть дано одно или несколько государственных (муниципальных) заданий на реализацию программ общего образования и иных услуг (культурные, спортивные и другие услуги). Для казенных общеобразовательных организаций формирование задания не является обязательным, оно составляется в случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности (выполнение задания, в случае, если задание сформировано) казенной организации осуществляется на основании бюджетной сметы. Бюджетным и автономным организациям средства на выполнение государственного задания выделяются в виде субсидий.
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N ОО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации" и указаний по ее заполнению"144. В графе 5 (из графы 4) показываются расходы, осуществляемые за счет средств, поступивших на выполнение государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Образовательной организации может быть дано одно или несколько государственных (муниципальных) заданий на реализацию программ общего образования и иных услуг (культурные, спортивные и другие услуги). Для казенных общеобразовательных организаций формирование задания не является обязательным, оно составляется в случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности (выполнение задания, в случае, если задание сформировано) казенной организации осуществляется на основании бюджетной сметы. Бюджетным и автономным организациям средства на выполнение государственного задания выделяются в виде субсидий.
Статья: Применение скидки к штрафу за нарушения, выявленные счетной палатой
(Сурков А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 5)Было доказано, что привлекаемое лицо в нарушение положений ч. 4 ст. 69.2 БК РФ уменьшило объем субсидии, предоставленной образовательному учреждению на выполнение муниципального задания в течение срока его выполнения, без соответствующего изменения муниципального задания.
(Сурков А.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 5)Было доказано, что привлекаемое лицо в нарушение положений ч. 4 ст. 69.2 БК РФ уменьшило объем субсидии, предоставленной образовательному учреждению на выполнение муниципального задания в течение срока его выполнения, без соответствующего изменения муниципального задания.
Готовое решение: Налогообложение услуг кейтеринга
(КонсультантПлюс, 2025)Услуги кейтеринга не облагаются НДС в следующих случаях:
(КонсультантПлюс, 2025)Услуги кейтеринга не облагаются НДС в следующих случаях:
Статья: Нецелевое использование средств субсидий в образовательных учреждениях
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)Основным видом финансирования бюджетных и автономных образовательных учреждений является субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Эти средства должны расходоваться эффективно и целевым образом. Однако нередко при проверках финансово-хозяйственной деятельности учреждений контрольные органы выявляют недочеты. Какие нарушения приводят к требованиям вернуть субсидию в бюджет и какие аргументы помогают отстоять свою позицию - расскажем в статье.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)Основным видом финансирования бюджетных и автономных образовательных учреждений является субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Эти средства должны расходоваться эффективно и целевым образом. Однако нередко при проверках финансово-хозяйственной деятельности учреждений контрольные органы выявляют недочеты. Какие нарушения приводят к требованиям вернуть субсидию в бюджет и какие аргументы помогают отстоять свою позицию - расскажем в статье.
Статья: Добровольческое движение во время пандемии и студенческое волонтерство
(Дылыкова Ц.Д., Мерзлякова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)Ресурсный центр поддержки добровольчества Забайкальского края (структурное подразделение молодежного центра "Искра") создан в рамках реализации национального проекта "Образование". Центр отвечает за развитие добровольчества в крае и сотрудничество между волонтерами, организациями и властью, проводит активную работу по выявлению проблем, с которыми сталкиваются добровольческие организации региона. С 2019 г. в муниципальных районах края внедряется программа подготовки добровольцев и должностных лиц, организующих работу с волонтерами "Команда добра". Программа направлена на информирование и обучение организаторов и участников добровольческой деятельности о возможностях развития добровольческих сообществ, проектов и команд на территории муниципального образования. Обучение осуществляется через систему выездных семинаров с последующим онлайн-сопровождением кураторов добровольческой деятельности района посредством проведения вебинаров и специальных заданий, направленных на развитие добровольчества на территории района <12>. Региональным проектом "Социальная активность" предусмотрено создание в Забайкальском крае двух центров поддержки добровольчества на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений. Сегодня в рамках системы нематериального поощрения вузам рекомендовано учитывать опыт волонтера у абитуриентов, а также при поступлении на бакалавриат. Приводится в порядок нормативная база для работы волонтеров в самых разных сферах, в частности оказания помощи медикам и сотрудникам МЧС <13>.
(Дылыкова Ц.Д., Мерзлякова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)Ресурсный центр поддержки добровольчества Забайкальского края (структурное подразделение молодежного центра "Искра") создан в рамках реализации национального проекта "Образование". Центр отвечает за развитие добровольчества в крае и сотрудничество между волонтерами, организациями и властью, проводит активную работу по выявлению проблем, с которыми сталкиваются добровольческие организации региона. С 2019 г. в муниципальных районах края внедряется программа подготовки добровольцев и должностных лиц, организующих работу с волонтерами "Команда добра". Программа направлена на информирование и обучение организаторов и участников добровольческой деятельности о возможностях развития добровольческих сообществ, проектов и команд на территории муниципального образования. Обучение осуществляется через систему выездных семинаров с последующим онлайн-сопровождением кураторов добровольческой деятельности района посредством проведения вебинаров и специальных заданий, направленных на развитие добровольчества на территории района <12>. Региональным проектом "Социальная активность" предусмотрено создание в Забайкальском крае двух центров поддержки добровольчества на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений. Сегодня в рамках системы нематериального поощрения вузам рекомендовано учитывать опыт волонтера у абитуриентов, а также при поступлении на бакалавриат. Приводится в порядок нормативная база для работы волонтеров в самых разных сферах, в частности оказания помощи медикам и сотрудникам МЧС <13>.
Статья: Оказание охранных услуг, не отвечающих требованиям безопасности: вопросы квалификации (ст. 238 УК РФ)
(Федорова Е.Л.)
("Уголовное право", 2025, N 6)Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Следовательно, несоответствие требованиям безопасности при оказании услуг в сфере охраны должно охватываться умыслом виновного. Как правило, вывод о наличии такого психического отношения к содеянному органами предварительного расследования основывается на установлении систематического нарушения требований и стандартов осуществления охранной деятельности. Так, по одному из дел суд указывает: "Доводы осужденного К. об отсутствии умысла на совершение инкриминируемого преступления судебная коллегия отклоняет, поскольку К., исходя из занимаемой должности, условий муниципального контракта и требований законодательства в области исполнения охранных функций в образовательных организациях осознавал, что в нарушение вышеприведенных требований Муниципального контракта, Технического задания, Порядка, ГОСТа, Приказа Министерства труда РФ частный охранник Б. периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств, не проходила... Кроме того, К. не обеспечил частного охранника Б. для исполнения охранных функций исправным металлоискателем (ручным) для проверки лиц, входящих на территорию охраняемого объекта" <21>.
(Федорова Е.Л.)
("Уголовное право", 2025, N 6)Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Следовательно, несоответствие требованиям безопасности при оказании услуг в сфере охраны должно охватываться умыслом виновного. Как правило, вывод о наличии такого психического отношения к содеянному органами предварительного расследования основывается на установлении систематического нарушения требований и стандартов осуществления охранной деятельности. Так, по одному из дел суд указывает: "Доводы осужденного К. об отсутствии умысла на совершение инкриминируемого преступления судебная коллегия отклоняет, поскольку К., исходя из занимаемой должности, условий муниципального контракта и требований законодательства в области исполнения охранных функций в образовательных организациях осознавал, что в нарушение вышеприведенных требований Муниципального контракта, Технического задания, Порядка, ГОСТа, Приказа Министерства труда РФ частный охранник Б. периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств, не проходила... Кроме того, К. не обеспечил частного охранника Б. для исполнения охранных функций исправным металлоискателем (ручным) для проверки лиц, входящих на территорию охраняемого объекта" <21>.
Статья: Возмездное оказание образовательных услуг
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Целевое использование и предоставление субсидий на реализацию требований комментируемого Закона, в том числе в части государственного и муниципального задания на мероприятия в связи с деятельностью образовательных организаций, зачастую выступает предметом судебных разбирательств (см., например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.06.2018 по делу N А58-3561/2017; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.12.2018 по делу N А79-127/2017).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Целевое использование и предоставление субсидий на реализацию требований комментируемого Закона, в том числе в части государственного и муниципального задания на мероприятия в связи с деятельностью образовательных организаций, зачастую выступает предметом судебных разбирательств (см., например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.06.2018 по делу N А58-3561/2017; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.12.2018 по делу N А79-127/2017).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Правомерно ли то, что цена в акте приема-передачи либо в справке о стоимости выполненных работ отличается от твердой цены по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Универсальэнергоремонт" (исполнитель) и администрацией Шалинского городского округа (муниципальный заказчик) 21.02.2011 заключен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд N 4, согласно которому исполнитель по заданию заказчика обязался выполнить работы по строительству объекта капитального строительства "Дошкольное образовательное учреждение Детский сад на 120 мест по ул. Гагарина, 19 поселок Шамары Шалинского городского округа Свердловской области" (объект) и передать результаты заказчику, а заказчик обязался принять и оплатить эти работы (п. 1.1, 1.3 контракта).
Правомерно ли то, что цена в акте приема-передачи либо в справке о стоимости выполненных работ отличается от твердой цены по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Универсальэнергоремонт" (исполнитель) и администрацией Шалинского городского округа (муниципальный заказчик) 21.02.2011 заключен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд N 4, согласно которому исполнитель по заданию заказчика обязался выполнить работы по строительству объекта капитального строительства "Дошкольное образовательное учреждение Детский сад на 120 мест по ул. Гагарина, 19 поселок Шамары Шалинского городского округа Свердловской области" (объект) и передать результаты заказчику, а заказчик обязался принять и оплатить эти работы (п. 1.1, 1.3 контракта).
Статья: Правовые проблемы финансового обеспечения образования
(Сюбарева И.Ф.)
("Финансовое право", 2023, N 1)В Закон об образовании за период его действия были внесены многочисленные поправки, дополнения и изменения, направленные на совершенствование правового регулирования отношений в сфере образования, что позволяет говорить о достаточной их урегулированности в современный период. К важнейшим изменениям стоит отнести поправки, внесенные Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 295-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и направленные на совершенствование правового регулирования отношений, объектом которых выступает образование как социальное благо, что обусловливает повышение престижа образования в современном обществе, возрастание социально-правового статуса педагогических и иных работников образовательных организаций, гармонизацию образовательных и иных правоотношений. Так, внесенными изменениями было исключено понятие "образовательная услуга" для всех видов правоотношений за исключением гражданско-правовых, для регулирования которых сохранено понятие "платные образовательные услуги"; термин "государственная и муниципальная услуга в сфере образования" исключен из статей, регулирующих финансовые правоотношения в сфере образования; введены понятия "объем финансового обеспечения реализации образовательной программы" и "объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания" (ст. 2, 36, 88, 99 Закона об образовании).
(Сюбарева И.Ф.)
("Финансовое право", 2023, N 1)В Закон об образовании за период его действия были внесены многочисленные поправки, дополнения и изменения, направленные на совершенствование правового регулирования отношений в сфере образования, что позволяет говорить о достаточной их урегулированности в современный период. К важнейшим изменениям стоит отнести поправки, внесенные Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 295-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и направленные на совершенствование правового регулирования отношений, объектом которых выступает образование как социальное благо, что обусловливает повышение престижа образования в современном обществе, возрастание социально-правового статуса педагогических и иных работников образовательных организаций, гармонизацию образовательных и иных правоотношений. Так, внесенными изменениями было исключено понятие "образовательная услуга" для всех видов правоотношений за исключением гражданско-правовых, для регулирования которых сохранено понятие "платные образовательные услуги"; термин "государственная и муниципальная услуга в сфере образования" исключен из статей, регулирующих финансовые правоотношения в сфере образования; введены понятия "объем финансового обеспечения реализации образовательной программы" и "объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания" (ст. 2, 36, 88, 99 Закона об образовании).