Мультимодальный коносамент

Подборка наиболее важных документов по запросу Мультимодальный коносамент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Инкотермс 2020: теория и практика внешнеторговой контрактной работы и международных расчетов
(Холопов К.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
Расходы и риски переходят с продавца на покупателя в оговоренном в контракте месте - в момент передачи товара первому перевозчику. Документами, подтверждающими поставку товара на согласованных в договоре условиях, могут быть накладные различных видов транспорта (автомобильного, воздушного, железнодорожного) и мультимодальные коносаменты и накладные (например, документы ФИАТА - FBL <6> и FWB <7>). Сегодня МТП/ICC рекомендует сторонам договора более активно использовать морские коносаменты (с бортовой отметкой) для целей подтверждения поставки товара на согласованных условиях. Эти документы могут не содержать отметки перевозчиков или экспедиторов <8> об оплате продавцом товара стоимости перевозки (транспортного тарифа, фрахта, провозных платежей и сборов) и иных сопутствующих услуг.
Статья: Основные тенденции развития правового регулирования осуществления перевозок грузов в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Юрист", 2021, N 11)
Сказанное выше подтверждает целесообразность разработки унифицированной электронной формы для всех видов транспорта. За основу может быть взят документооборот, разработанный международной организацией ФИАТА (Международная федерация экспедиторских ассоциаций). Речь идет об экспедиторском документе, именуемом мультимодальным транспортным коносаментом (FBL - Negotiable FIATA Multimodal Transportation Bill of Landing). Основным достоинством этого документа является то, что он может выступать в качестве ценной бумаги наподобие коносамента, выдаваемого при морской перевозке грузов. Иными словами, этот документ обладает характеристиками оборотного документа. В настоящее время уже существует электронная версия FBL. Однако сохраняется проблема по разработке механизма контроля, выдачи и проверки такой электронной накладной согласно существующим требованиям. Следуя тенденциям дигитализации, ФИАТА планирует создать программное обеспечение, с помощью которого участники ФИАТА смогут выдавать электронную версию накладной через главный сервис управления транспортировкой. С этой целью у каждого участника ФИАТА будет свой электронный профайл, позволяющий его идентифицировать. Цель такой системы сводится к тому, чтобы выдачу любого документа можно было отследить, присвоив ему уникальный номер и QR-код <6>.

Нормативные акты