Можно ли заключить контракт на 3 года по 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Можно ли заключить контракт на 3 года по 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 93 Закона N 44-ФЗВывод основан на ст. 70 Закона N 44-ФЗ, но актуален, поскольку регулирование не изменилось
Важнейшая практика по ст. 24.1 Закона N 44-ФЗВажнейшая практика по ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств от СМП и СОНКО при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"6.7. Поставщик освобождается от обеспечения гарантийных обязательств в случае, если до заключения контракта предоставит информацию из реестра контрактов, заключенных по Закону N 44-ФЗ, подтверждающую исполнение поставщиком (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке, по результатам которой заключается настоящий контракт, трех контрактов, исполненных без применения к поставщику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. Такая информация должна быть предоставлена в порядке, предусмотренном для предоставления обеспечения исполнения контракта".
(КонсультантПлюс, 2025)"6.7. Поставщик освобождается от обеспечения гарантийных обязательств в случае, если до заключения контракта предоставит информацию из реестра контрактов, заключенных по Закону N 44-ФЗ, подтверждающую исполнение поставщиком (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке, по результатам которой заключается настоящий контракт, трех контрактов, исполненных без применения к поставщику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. Такая информация должна быть предоставлена в порядке, предусмотренном для предоставления обеспечения исполнения контракта".
Статья: Предквалификация по ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: что нужно знать поставщику
(Васильева Н.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Вышеуказанное требование часто называют "универсальной предквалификацией", хотя в законодательстве такой термин не используется. Установлено это требование ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и содержит простые указания к подтверждению квалификации: об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ, при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении такого контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
(Васильева Н.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Вышеуказанное требование часто называют "универсальной предквалификацией", хотя в законодательстве такой термин не используется. Установлено это требование ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и содержит простые указания к подтверждению квалификации: об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ, при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении такого контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.11.2025 N 41-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"Именно исходя из этого Конституционный Суд Российской Федерации оценивал ранее действовавшую норму части 54 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", введенную ввиду повышения с 1 января 2019 года ставки НДС Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 303-ФЗ. Законодатель, допустив возможность увеличения цены ранее заключенного государственного или муниципального контракта в пределах увеличения ставки налога в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, установил, что такое увеличение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 октября 2021 года N 2134-О пришел к выводу, что оцениваемое регулирование направлено на создание нормативных условий для изменения цены длящихся контрактов в связи с увеличением для исполнителей размера ставки НДС и тем самым обеспечивает достижение баланса интересов сторон контракта.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"Именно исходя из этого Конституционный Суд Российской Федерации оценивал ранее действовавшую норму части 54 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", введенную ввиду повышения с 1 января 2019 года ставки НДС Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 303-ФЗ. Законодатель, допустив возможность увеличения цены ранее заключенного государственного или муниципального контракта в пределах увеличения ставки налога в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, установил, что такое увеличение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 октября 2021 года N 2134-О пришел к выводу, что оцениваемое регулирование направлено на создание нормативных условий для изменения цены длящихся контрактов в связи с увеличением для исполнителей размера ставки НДС и тем самым обеспечивает достижение баланса интересов сторон контракта.
Вопрос: О казначейском сопровождении расчетов по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 24-06-06/129295)В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Закона N 390-ФЗ <2>, с учетом положений Закона N 146-ФЗ <3>, в 2022 году казначейскому сопровождению подлежат расчеты по государственным контрактам, заключаемым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ <4>, на сумму более 5 миллионов рублей, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 5 миллионов рублей.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 24-06-06/129295)В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Закона N 390-ФЗ <2>, с учетом положений Закона N 146-ФЗ <3>, в 2022 году казначейскому сопровождению подлежат расчеты по государственным контрактам, заключаемым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ <4>, на сумму более 5 миллионов рублей, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 5 миллионов рублей.
Вопрос: О казначейском сопровождении расчетов по госконтрактам, заключаемым в 2023 г. на сумму более 3 млн руб. с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) для нужд субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 06.03.2023 N 02-14-12/18680)В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона N 466-ФЗ <3> в 2023 году казначейскому сопровождению подлежат расчеты по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ и (или) в иных случаях, установленных в соответствии с другими федеральными законами, принятыми в целях реализации Федерального закона N 44-ФЗ, на сумму более 3 000,00 тыс. рублей, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных (муниципальных) контрактов на сумму более 3 000,00 тыс. рублей.
(Письмо Минфина России от 06.03.2023 N 02-14-12/18680)В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона N 466-ФЗ <3> в 2023 году казначейскому сопровождению подлежат расчеты по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ и (или) в иных случаях, установленных в соответствии с другими федеральными законами, принятыми в целях реализации Федерального закона N 44-ФЗ, на сумму более 3 000,00 тыс. рублей, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных (муниципальных) контрактов на сумму более 3 000,00 тыс. рублей.
Последние изменения: Электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)при НМЦК 20 млн руб. и выше надо требовать от участника наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ) в течение трех лет до даты подачи заявки. Неустойки, предъявленные при их исполнении, должны быть уплачены. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту (договору) должна составлять не менее 20% от НМЦК. Не надо предусматривать требование об опыте, если установлены доптребования по ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (ч. 2.1 ст. 31 этого Закона);
(КонсультантПлюс, 2025)при НМЦК 20 млн руб. и выше надо требовать от участника наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ) в течение трех лет до даты подачи заявки. Неустойки, предъявленные при их исполнении, должны быть уплачены. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту (договору) должна составлять не менее 20% от НМЦК. Не надо предусматривать требование об опыте, если установлены доптребования по ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (ч. 2.1 ст. 31 этого Закона);
Вопрос: О применении положений законодательства о закупках в части НМЦК в целях освобождения от предоставления обеспечения исполнения контракта при проведении совместной закупки с неопределенным объемом.
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-06/119249)Согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-06/119249)Согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
Готовое решение: Какие требования предъявляют к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если НМЦК (при совместном конкурсе или аукционе - сумма НМЦК) составляет 20 млн руб. и более, предусмотрите дополнительное требование о наличии опыта у участника. Он должен исполнить (с учетом правопреемства) контракт (договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ) в течение трех лет до даты подачи заявки. Стоимость исполненных обязательств по контракту (договору) должна быть не менее 20% НМЦК. Требования об уплате неустоек (штрафов, пеней), если они предъявлялись в ходе исполнения контракта (договора), должны быть выполнены (ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если НМЦК (при совместном конкурсе или аукционе - сумма НМЦК) составляет 20 млн руб. и более, предусмотрите дополнительное требование о наличии опыта у участника. Он должен исполнить (с учетом правопреемства) контракт (договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ) в течение трех лет до даты подачи заявки. Стоимость исполненных обязательств по контракту (договору) должна быть не менее 20% НМЦК. Требования об уплате неустоек (штрафов, пеней), если они предъявлялись в ходе исполнения контракта (договора), должны быть выполнены (ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: Об освобождении от предоставления обеспечения исполнения контракта участника закупки.
(Письмо Минфина России от 17.01.2025 N 24-06-09/3195)При этом согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
(Письмо Минфина России от 17.01.2025 N 24-06-09/3195)При этом согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
Готовое решение: Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка проводится только среди СМП (СОНКО), участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом антидемпинговых мер, если до заключения контракта предоставит сведения, содержащиеся в реестре контрактов, об исполнении им трех контрактов (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Сумма их цен должна составлять не менее НМЦК (максимального значения цены контракта). Контракты должны быть исполнены без применения неустоек. Списание начисленных неустоек (штрафов, пеней) свидетельствует об отсутствии у поставщика (подрядчика, исполнителя) неоплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), но не исключает факта их применения к такому участнику (Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682).
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка проводится только среди СМП (СОНКО), участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом антидемпинговых мер, если до заключения контракта предоставит сведения, содержащиеся в реестре контрактов, об исполнении им трех контрактов (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Сумма их цен должна составлять не менее НМЦК (максимального значения цены контракта). Контракты должны быть исполнены без применения неустоек. Списание начисленных неустоек (штрафов, пеней) свидетельствует об отсутствии у поставщика (подрядчика, исполнителя) неоплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), но не исключает факта их применения к такому участнику (Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682).
Вопрос: Об использовании при закупках информации о контрактах, исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе при списании неустоек (штрафов, пеней) по контракту, не списанных заказчиком.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682)к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относится в том числе информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами (часть 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ);
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 24-06-06/5682)к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относится в том числе информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами (часть 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ);
Готовое решение: Как подготовить закупку услуг по сопровождению программного обеспечения, чтобы избежать проблем с ненадлежащим исполнителем
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 44-ФЗ данный вопрос прямо не урегулирован. На контракты на оказание услуг по сопровождению ПО распространяются общие правила. Они заключаются в соответствии с планом-графиком и оплачиваются в пределах ЛБО, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 72 БК РФ. План-график обычно формируется на очередной финансовый год и плановый период (ч. 5 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 4 Порядка N 1279, п. 2 ст. 72, п. 3 ст. 169 БК РФ). Из совокупности приведенных норм можно сделать вывод, что контракт на оказание услуг по сопровождению ПО целесообразно заключать в пределах года либо долгосрочный, если он подпадает под случаи заключения долгосрочного контракта. Например, на срок до трех лет, если на такой срок утверждены лимиты.
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 44-ФЗ данный вопрос прямо не урегулирован. На контракты на оказание услуг по сопровождению ПО распространяются общие правила. Они заключаются в соответствии с планом-графиком и оплачиваются в пределах ЛБО, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 72 БК РФ. План-график обычно формируется на очередной финансовый год и плановый период (ч. 5 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 4 Порядка N 1279, п. 2 ст. 72, п. 3 ст. 169 БК РФ). Из совокупности приведенных норм можно сделать вывод, что контракт на оказание услуг по сопровождению ПО целесообразно заключать в пределах года либо долгосрочный, если он подпадает под случаи заключения долгосрочного контракта. Например, на срок до трех лет, если на такой срок утверждены лимиты.
Последние изменения: Дополнительные требования к участникам по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Необходимо, чтобы участник имел опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) за последние три года до даты подачи заявки. Он должен быть заключен по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ. Стоимость контракта (договора) должна составлять не менее 20% от НМЦК.
(КонсультантПлюс, 2025)Необходимо, чтобы участник имел опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) за последние три года до даты подачи заявки. Он должен быть заключен по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ. Стоимость контракта (договора) должна составлять не менее 20% от НМЦК.