Может ли ип вести внешнеэкономическую деятельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли ип вести внешнеэкономическую деятельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О негативных последствиях использования клише для судебных актов
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В современных условиях ведения внешнеэкономической деятельности, когда при покупке российским юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) за рубежом партии товара его контрагентом по сделке может быть не обязательно первичный отправитель (поставщик) - с учетом распространенной практики установления иностранным государством вне надлежащей международно-правовой процедуры и в противоречие с многосторонними международными договорами, в которых участвует Россия, ограничительных мер (санкций) против нее и ее хозяйствующих субъектов, - исходя из ст. 2, 18 и 75.1 Конституции Российской Федерации деятельность органов публичной власти не должна усугублять правовое и фактическое положение российских граждан и организаций, затронутых соответствующими мерами. Более того, самой приемлемой и ожидаемой реакцией таких органов является принятие решений, направленных на содействие таким лицам как попавшим в тяжелую ситуацию из-за противоправных, по сути, обстоятельств (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2018 года N 8-П и от 9 июля 2021 года N 34-П).
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В современных условиях ведения внешнеэкономической деятельности, когда при покупке российским юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) за рубежом партии товара его контрагентом по сделке может быть не обязательно первичный отправитель (поставщик) - с учетом распространенной практики установления иностранным государством вне надлежащей международно-правовой процедуры и в противоречие с многосторонними международными договорами, в которых участвует Россия, ограничительных мер (санкций) против нее и ее хозяйствующих субъектов, - исходя из ст. 2, 18 и 75.1 Конституции Российской Федерации деятельность органов публичной власти не должна усугублять правовое и фактическое положение российских граждан и организаций, затронутых соответствующими мерами. Более того, самой приемлемой и ожидаемой реакцией таких органов является принятие решений, направленных на содействие таким лицам как попавшим в тяжелую ситуацию из-за противоправных, по сути, обстоятельств (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2018 года N 8-П и от 9 июля 2021 года N 34-П).
Последние изменения: Оформление и осуществление валютного платежа
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, установлено, что до внесения изменений в Закон о валютном регулировании и валютном контроле российские компании и ИП при ведении ВЭД и (или) предоставлении и возврате займов нерезидентам не обязаны вести расчеты через уполномоченные банки и зачислять на счета в них поступившую от нерезидентов иностранную валюту (пп. "б" п. 4 Указа).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, установлено, что до внесения изменений в Закон о валютном регулировании и валютном контроле российские компании и ИП при ведении ВЭД и (или) предоставлении и возврате займов нерезидентам не обязаны вести расчеты через уполномоченные банки и зачислять на счета в них поступившую от нерезидентов иностранную валюту (пп. "б" п. 4 Указа).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2024 N 9-П
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Смазочные материалы" и общества с ограниченной ответственностью "ВИРЕМ РУС"В современных условиях ведения внешнеэкономической деятельности, когда при покупке российским юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) за рубежом партии товара его контрагентом по сделке может быть не обязательно первичный отправитель (поставщик) - с учетом распространенной практики установления иностранным государством вне надлежащей международно-правовой процедуры и в противоречии с многосторонними международными договорами, в которых участвует Россия, ограничительных мер (санкций) против нее и ее хозяйствующих субъектов, - исходя из статей 2, 18 и 75.1 Конституции Российской Федерации деятельность органов публичной власти не должна усугублять правовое и фактическое положение российских граждан и организаций, затронутых соответствующими мерами. Более того, самой приемлемой и ожидаемой реакцией таких органов является принятие решений, направленных на содействие таким лицам как попавшим в тяжелую ситуацию из-за противоправных, по сути, обстоятельств (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2018 года N 8-П и от 9 июля 2021 года N 34-П).
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Смазочные материалы" и общества с ограниченной ответственностью "ВИРЕМ РУС"В современных условиях ведения внешнеэкономической деятельности, когда при покупке российским юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) за рубежом партии товара его контрагентом по сделке может быть не обязательно первичный отправитель (поставщик) - с учетом распространенной практики установления иностранным государством вне надлежащей международно-правовой процедуры и в противоречии с многосторонними международными договорами, в которых участвует Россия, ограничительных мер (санкций) против нее и ее хозяйствующих субъектов, - исходя из статей 2, 18 и 75.1 Конституции Российской Федерации деятельность органов публичной власти не должна усугублять правовое и фактическое положение российских граждан и организаций, затронутых соответствующими мерами. Более того, самой приемлемой и ожидаемой реакцией таких органов является принятие решений, направленных на содействие таким лицам как попавшим в тяжелую ситуацию из-за противоправных, по сути, обстоятельств (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2018 года N 8-П и от 9 июля 2021 года N 34-П).
Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 N 807
"О перечне производителей кабельно-проводниковой продукции и перечне производителей медных полуфабрикатов"
(вместе с "Правилами определения перечня производителей кабельно-проводниковой продукции и перечня производителей медных полуфабрикатов")7. Федеральная служба по аккредитации ежеквартально на основании данных реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1856 "О порядке формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии" по состоянию на последний день квартала подготавливает список юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), являющихся изготовителями кабельно-проводниковой продукции, классифицируемой кодом группы 27.32 в соответствии с классификатором и (или) кодом в товарной позиции 8544 (за исключением 8544 70 000 0) единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, согласно действующим сертификатам соответствия на кабельно-проводниковую продукцию, подтверждающим ее безопасность и выданным на территории Российской Федерации, и не позднее последнего числа первого месяца следующего квартала направляет его в Федеральную налоговую службу с использованием системы межведомственного электронного документооборота.
"О перечне производителей кабельно-проводниковой продукции и перечне производителей медных полуфабрикатов"
(вместе с "Правилами определения перечня производителей кабельно-проводниковой продукции и перечня производителей медных полуфабрикатов")7. Федеральная служба по аккредитации ежеквартально на основании данных реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1856 "О порядке формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии" по состоянию на последний день квартала подготавливает список юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), являющихся изготовителями кабельно-проводниковой продукции, классифицируемой кодом группы 27.32 в соответствии с классификатором и (или) кодом в товарной позиции 8544 (за исключением 8544 70 000 0) единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, согласно действующим сертификатам соответствия на кабельно-проводниковую продукцию, подтверждающим ее безопасность и выданным на территории Российской Федерации, и не позднее последнего числа первого месяца следующего квартала направляет его в Федеральную налоговую службу с использованием системы межведомственного электронного документооборота.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)ОКВЭД 2 содержит коды классифицируемых группировок видов экономической деятельности, наименования и описания, раскрывающие содержание группировки и/или дающие ссылки на другие группировки классификатора. В соответствии с международной практикой в ОКВЭД 2 не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)ОКВЭД 2 содержит коды классифицируемых группировок видов экономической деятельности, наименования и описания, раскрывающие содержание группировки и/или дающие ссылки на другие группировки классификатора. В соответствии с международной практикой в ОКВЭД 2 не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.
Вопрос: Вправе ли организация перевести денежные средства с валютного счета, открытого в уполномоченном банке, на валютный счет в банке Республики Казахстан (пополнение счета), а затем с валютного счета в банке Республики Казахстан произвести расчеты с иностранными поставщиками?
(Консультация эксперта, 2023)Дополнительно отметим, что с 08.08.2022 и до внесения изменений в Закон N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абз. 1 ч. 2 ст. 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), а также ч. 1 и 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ (пп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529).
(Консультация эксперта, 2023)Дополнительно отметим, что с 08.08.2022 и до внесения изменений в Закон N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абз. 1 ч. 2 ст. 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), а также ч. 1 и 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ (пп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529).
Статья: Заполняем ЕФС-1, или Как отчитаться о взносах на травматизм
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2023, N 8)Подраздел 2.1.1 - это аналог таблицы 1.1 расчета 4-ФСС. Порядок заполнения остался прежним. Так, например, организации с подразделениями-СКЕ должны по строке "Основной ВЭД" привести данные по деятельности, которую ведут в соответствии с основным видом экономической деятельности организации, а в строках ниже - показатели по деятельности, выделенной в СКЕ <21>.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2023, N 8)Подраздел 2.1.1 - это аналог таблицы 1.1 расчета 4-ФСС. Порядок заполнения остался прежним. Так, например, организации с подразделениями-СКЕ должны по строке "Основной ВЭД" привести данные по деятельности, которую ведут в соответствии с основным видом экономической деятельности организации, а в строках ниже - показатели по деятельности, выделенной в СКЕ <21>.
Статья: Проблемы таможенного декларирования и таможенного контроля подакцизных товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза
(Звезда И.И.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)При ввозе подакцизного товара, подлежащего маркировке акцизными марками, через таможенный орган места прибытия, не уполномоченный на совершение таможенных операций с данной группой товаров, возникает необходимость помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их доставки в таможенный орган, имеющий компетенцию на совершение таможенного декларирования подакцизных товаров. Эта процедура может привести к дополнительной затрате времени на совершение декларирования; как известно, ставки акцизов и цены на акцизные марки для табачной продукции и изделий из табака с каждым годом увеличиваются на коэффициент, превосходящий инфляцию. Это толкает участников ВЭД, индивидуальных предпринимателей к попыткам обходить установленный таможенным и национальным законодательством порядок перемещения подакцизных товаров, что, как следствие, ведет к незаконному перемещению (контрабанде) алкогольной и табачной продукции.
(Звезда И.И.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)При ввозе подакцизного товара, подлежащего маркировке акцизными марками, через таможенный орган места прибытия, не уполномоченный на совершение таможенных операций с данной группой товаров, возникает необходимость помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их доставки в таможенный орган, имеющий компетенцию на совершение таможенного декларирования подакцизных товаров. Эта процедура может привести к дополнительной затрате времени на совершение декларирования; как известно, ставки акцизов и цены на акцизные марки для табачной продукции и изделий из табака с каждым годом увеличиваются на коэффициент, превосходящий инфляцию. Это толкает участников ВЭД, индивидуальных предпринимателей к попыткам обходить установленный таможенным и национальным законодательством порядок перемещения подакцизных товаров, что, как следствие, ведет к незаконному перемещению (контрабанде) алкогольной и табачной продукции.
Вопрос: Об НДС при оказании ИП консультационных услуг иностранной организации (КНР), не зарегистрированной и не осуществляющей деятельность в РФ.
(Письмо Минфина России от 13.03.2023 N 03-07-08/20711)ИП оказывает исключительно консультационные услуги и не ведет никакой торгово-закупочной деятельности на территории РФ. Иностранная организация не имеет юридического лица и представительства на территории РФ. Она осуществляет исключительно внешнеэкономическую деятельность, то есть экспортирует свою продукцию из Китая в РФ.
(Письмо Минфина России от 13.03.2023 N 03-07-08/20711)ИП оказывает исключительно консультационные услуги и не ведет никакой торгово-закупочной деятельности на территории РФ. Иностранная организация не имеет юридического лица и представительства на территории РФ. Она осуществляет исключительно внешнеэкономическую деятельность, то есть экспортирует свою продукцию из Китая в РФ.
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Сложившаяся на сегодняшний день ситуация привела к необходимости разработки и принятия ряда мер в сфере валютного регулирования и валютного контроля, которые призваны, с одной стороны, противодействовать дестабилизации валютной и банковской системы, с другой - привести некоторые из механизмов валютного контроля в соответствие с первоочередными задачами развития российской экономики в условиях принятых рядом стран антироссийских санкций. Меры эти касаются как бизнеса (организаций и индивидуальных предпринимателей), так и физических лиц. Они включают ограничения на вывоз и перевод за рубеж наличной валюты, на снятие средств в наличной валюте со счетов в уполномоченных банках, обязательную продажу части валютной выручки, а также меры по исключению или хотя бы снижению рисков привлечения к административной и уголовной ответственности за валютные операции и выполнение обязанности по обеспечению репатриации валюты при ведении российскими резидентами внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и ряд других.
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Сложившаяся на сегодняшний день ситуация привела к необходимости разработки и принятия ряда мер в сфере валютного регулирования и валютного контроля, которые призваны, с одной стороны, противодействовать дестабилизации валютной и банковской системы, с другой - привести некоторые из механизмов валютного контроля в соответствие с первоочередными задачами развития российской экономики в условиях принятых рядом стран антироссийских санкций. Меры эти касаются как бизнеса (организаций и индивидуальных предпринимателей), так и физических лиц. Они включают ограничения на вывоз и перевод за рубеж наличной валюты, на снятие средств в наличной валюте со счетов в уполномоченных банках, обязательную продажу части валютной выручки, а также меры по исключению или хотя бы снижению рисков привлечения к административной и уголовной ответственности за валютные операции и выполнение обязанности по обеспечению репатриации валюты при ведении российскими резидентами внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и ряд других.
Последние изменения: Обязательная продажа валютной выручки
(КонсультантПлюс, 2025)требование об обязательной продаже части валютной выручки распространяется на резидента - ИП, лицо, занимающееся частной практикой, если он ведет внешнеторговую деятельность и получает валютную выручку в результате такой деятельности (п. 1.5 Разъяснений);
(КонсультантПлюс, 2025)требование об обязательной продаже части валютной выручки распространяется на резидента - ИП, лицо, занимающееся частной практикой, если он ведет внешнеторговую деятельность и получает валютную выручку в результате такой деятельности (п. 1.5 Разъяснений);
Вопрос: Иностранный поставщик вернул аванс на территории РФ в рублях за фактически не поставленный товар. Денежные средства получил генеральный директор (резидент РФ). Можно ли из этих денежных средств вернуть заем, предоставленный директором не для оплаты товаров, работ и услуг?
(Консультация эксперта, 2024)Вместе с тем с 08.08.2022 впредь до внесения изменений в Закон N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абз. 1 ч. 2 ст. 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), ч. 1, 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ (пп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529).
(Консультация эксперта, 2024)Вместе с тем с 08.08.2022 впредь до внесения изменений в Закон N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абз. 1 ч. 2 ст. 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), ч. 1, 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ (пп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529).
Статья: Рекуперация
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 69.1 Закона об охране окружающей среды предусмотрено ведение государственного учета обращения озоноразрушающих веществ. Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ осуществляется на основе данных таможенной статистики внешней торговли РФ в части, касающейся ввезенного в РФ и вывезенного из РФ количества озоноразрушающих веществ, и отчетности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории РФ (п. 2 ст. 69.1 Закона об охране окружающей среды).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 69.1 Закона об охране окружающей среды предусмотрено ведение государственного учета обращения озоноразрушающих веществ. Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ осуществляется на основе данных таможенной статистики внешней торговли РФ в части, касающейся ввезенного в РФ и вывезенного из РФ количества озоноразрушающих веществ, и отчетности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории РФ (п. 2 ст. 69.1 Закона об охране окружающей среды).
Статья: Платформизация таможенного администрирования: особенности, достижения и новые возможности
(Погодина И.В., Баннова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)Согласно результатам опроса участников ВЭД - пользователей названных платформенных решений цифровизация таможенных услуг позволила значительно ускорить и упростить ведение внешнеэкономической деятельности. ФТС России непрерывно развивает существующие платформенные сервисы: например, с ноября 2024 г. личный кабинет участника ВЭД доступен не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и самозанятым гражданам. Несколько раз в год ведомство переписывает программные продукты, стремясь улучшить свою работу. Кроме того, таможенная сфера - та область регулирования, где предусмотрено в нормах права принятие юридически значимых решений программными роботами <13>.
(Погодина И.В., Баннова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)Согласно результатам опроса участников ВЭД - пользователей названных платформенных решений цифровизация таможенных услуг позволила значительно ускорить и упростить ведение внешнеэкономической деятельности. ФТС России непрерывно развивает существующие платформенные сервисы: например, с ноября 2024 г. личный кабинет участника ВЭД доступен не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и самозанятым гражданам. Несколько раз в год ведомство переписывает программные продукты, стремясь улучшить свою работу. Кроме того, таможенная сфера - та область регулирования, где предусмотрено в нормах права принятие юридически значимых решений программными роботами <13>.