Может ли госслужащий быть самозанятым
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли госслужащий быть самозанятым (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О возможности применения НПД государственными и муниципальными служащими.
(Письмо Минфина России от 14.11.2024 N 03-11-11/112818)Вопрос: О возможности применения НПД государственными и муниципальными служащими.
(Письмо Минфина России от 14.11.2024 N 03-11-11/112818)Вопрос: О возможности применения НПД государственными и муниципальными служащими.
Вопрос: Организация заключила договоры ГПХ с самозанятыми физлицами. После заключения выяснилось, что один из самозанятых ранее являлся госслужащим. При заключении договора он не сообщил организации данную информацию. Что нужно сделать в такой ситуации? Какая ответственность предусмотрена для организации и самозанятого?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация заключила договоры ГПХ с самозанятыми физическими лицами (на сумму свыше 100 000 руб. в месяц). После заключения выяснилось, что один из самозанятых ранее являлся госслужащим (включен в перечень). Срок увольнения с госслужбы менее двух лет. При заключении договора он не сообщил организации данную информацию. Что нужно сделать в такой ситуации? Какая ответственность предусмотрена для организации и самозанятого?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация заключила договоры ГПХ с самозанятыми физическими лицами (на сумму свыше 100 000 руб. в месяц). После заключения выяснилось, что один из самозанятых ранее являлся госслужащим (включен в перечень). Срок увольнения с госслужбы менее двух лет. При заключении договора он не сообщил организации данную информацию. Что нужно сделать в такой ситуации? Какая ответственность предусмотрена для организации и самозанятого?
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ
(ред. от 29.11.2024)
"О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:
(ред. от 29.11.2024)
"О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:
<Письмо> Минтруда России от 19.04.2021 N 28-6/10/В-4623
<О направлении Разъяснений по вопросу возможности применения отдельными категориями лиц специального налогового режима "Налог на профессиональный доход">В этой связи государственные и муниципальные служащие вправе применять режим НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.
<О направлении Разъяснений по вопросу возможности применения отдельными категориями лиц специального налогового режима "Налог на профессиональный доход">В этой связи государственные и муниципальные служащие вправе применять режим НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.
Статья: О предпринимательском характере деятельности самозанятых
(Полуян Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Законодательство содержит противоречивые положения, которые как указывают на предпринимательский характер деятельности самозанятых, так и опровергают это. Так п. 1 ст. 23 ГК РФ и п. 6 ст. 2 Закона N 422-ФЗ в совокупности указывают на то, что НПД является формой осуществления предпринимательской деятельности самозанятых, ч. 1 ст. 2 Закона N 422-ФЗ корреспондирует право стать плательщиком НПД индивидуальным предпринимателям, априори являющимся субъектами предпринимательства. Между тем самозанятые не признаются хозяйствующими субъектами в законодательстве о защите конкуренции <13>, не являются субъектами мошенничества в сфере предпринимательства <14>, споры с участием самозанятых не могут рассматриваться в арбитражном суде <15>, а правом на получение статуса самозанятого обладают государственные служащие, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.
(Полуян Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Законодательство содержит противоречивые положения, которые как указывают на предпринимательский характер деятельности самозанятых, так и опровергают это. Так п. 1 ст. 23 ГК РФ и п. 6 ст. 2 Закона N 422-ФЗ в совокупности указывают на то, что НПД является формой осуществления предпринимательской деятельности самозанятых, ч. 1 ст. 2 Закона N 422-ФЗ корреспондирует право стать плательщиком НПД индивидуальным предпринимателям, априори являющимся субъектами предпринимательства. Между тем самозанятые не признаются хозяйствующими субъектами в законодательстве о защите конкуренции <13>, не являются субъектами мошенничества в сфере предпринимательства <14>, споры с участием самозанятых не могут рассматриваться в арбитражном суде <15>, а правом на получение статуса самозанятого обладают государственные служащие, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.
Статья: Неопределенность формулировок в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации"
(Смирнов А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Следует признать, что определенные противоречия проявляются в связи с неточной формулировкой в Законе о прокуратуре объектов прокурорского надзора. Согласно п. 2 ст. 1 указанного Закона прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов "федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов". Такая формулировка в Законе о прокуратуре не позволяет сформировать исчерпывающий список объектов прокурорского надзора. Например, в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства <8>. Однако Правительство РФ, которое возглавляет эту систему и осуществляет согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть, не указано в числе поднадзорных прокуратуре органов. При этом согласно ст. 24 Закона о прокуратуре "в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации". Такая формулировка фактически ориентирует прокуратуру на применение надзорных средств и в отношении правовых актов Правительства РФ. Используемая в Законе о прокуратуре формулировка объектов надзора за исполнением законов не позволяет однозначно отнести к поднадзорным объектам прокуратуры, например, Центральную избирательную комиссию РФ, Центробанк РФ, их территориальные органы, индивидуальных предпринимателей, так называемых самозанятых, государственных служащих, военнослужащих, призывников.
(Смирнов А.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Следует признать, что определенные противоречия проявляются в связи с неточной формулировкой в Законе о прокуратуре объектов прокурорского надзора. Согласно п. 2 ст. 1 указанного Закона прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов "федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов". Такая формулировка в Законе о прокуратуре не позволяет сформировать исчерпывающий список объектов прокурорского надзора. Например, в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства <8>. Однако Правительство РФ, которое возглавляет эту систему и осуществляет согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть, не указано в числе поднадзорных прокуратуре органов. При этом согласно ст. 24 Закона о прокуратуре "в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации". Такая формулировка фактически ориентирует прокуратуру на применение надзорных средств и в отношении правовых актов Правительства РФ. Используемая в Законе о прокуратуре формулировка объектов надзора за исполнением законов не позволяет однозначно отнести к поднадзорным объектам прокуратуры, например, Центральную избирательную комиссию РФ, Центробанк РФ, их территориальные органы, индивидуальных предпринимателей, так называемых самозанятых, государственных служащих, военнослужащих, призывников.
Статья: Рубежи признания розничного инвестора потребителем
(Молодыко К.Ю., Травин Г.Д.)
("Закон", 2022, N 12)В-третьих, расширение применения статуса самозанятых граждан, платящих налог на профессиональный доход, привело к тому, что некоторые услуги гражданам в одинаковом, в сущности, режиме могут оказывать и ИП, и физические лица - непредприниматели (косметические услуги на дому, фото- и видеосъемка на заказ, реализация продукции собственного производства и т.д. Арендодателями жилья - самозанятыми гражданами вправе быть даже госслужащие). Это объективно размывает границы между предпринимательским и непредпринимательским оборотами.
(Молодыко К.Ю., Травин Г.Д.)
("Закон", 2022, N 12)В-третьих, расширение применения статуса самозанятых граждан, платящих налог на профессиональный доход, привело к тому, что некоторые услуги гражданам в одинаковом, в сущности, режиме могут оказывать и ИП, и физические лица - непредприниматели (косметические услуги на дому, фото- и видеосъемка на заказ, реализация продукции собственного производства и т.д. Арендодателями жилья - самозанятыми гражданами вправе быть даже госслужащие). Это объективно размывает границы между предпринимательским и непредпринимательским оборотами.
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Организационная независимость адвокатуры сравнима с организацией судебной системы. Согласно части 1 статьи 3 Закона об адвокатуре адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Независимость системы адвокатуры в организационном отношении дает право не подчиняться никаким органам власти. Финансирование ее деятельности, в отличие от финансирования судебной системы, осуществляется не из федерального или регионального бюджетов, а за счет средств, зарабатываемых самими адвокатами. Адвокаты по своему статусу являются не чиновниками, государственными служащими, а самозанятыми гражданами. Организационная независимость адвокатуры подчинена интересам независимости адвоката в его профессиональной деятельности. Осуществлять квалифицированную юридическую помощь, полемизировать с представителями государственных учреждений и органами власти, ущемляющими интересы его доверителя, адвокат может, только когда сам выступает автономным, свободным и самостоятельным субъектом права.
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Организационная независимость адвокатуры сравнима с организацией судебной системы. Согласно части 1 статьи 3 Закона об адвокатуре адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Независимость системы адвокатуры в организационном отношении дает право не подчиняться никаким органам власти. Финансирование ее деятельности, в отличие от финансирования судебной системы, осуществляется не из федерального или регионального бюджетов, а за счет средств, зарабатываемых самими адвокатами. Адвокаты по своему статусу являются не чиновниками, государственными служащими, а самозанятыми гражданами. Организационная независимость адвокатуры подчинена интересам независимости адвоката в его профессиональной деятельности. Осуществлять квалифицированную юридическую помощь, полемизировать с представителями государственных учреждений и органами власти, ущемляющими интересы его доверителя, адвокат может, только когда сам выступает автономным, свободным и самостоятельным субъектом права.